- Преподавателю
- География
- Авторский элективный курс География здоровья для 9 классов
Авторский элективный курс География здоровья для 9 классов
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Турлакова И.В. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Моя авторская программа элективного курса по географии»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «География здоровья» предназначена для учащихся 9 класса. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или в вузе после 11 класса.
Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение состояния здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.
В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике географии 8 класса. Это нередко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с их будущей профессией врача.
Цель программы - раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также познакомить учащихся с медико-географическими исследованиями.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование различных источников информации, знакомит учащихся с медико-географическим картографированием, дает представление о комплексном медико-географическом изучении территории, медико-географическом описании, медицинской статистике.
Курс рассчитан на 17 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», выявлению причин некоторых заболеваний. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.
План
№
п/п
Наименование тем курса
Кол-во
часов
В том числе
лекции
семинары
В том числе
практикумы
1
Введение
1
1
2
Формирование медико-географических представлений
4
2
2
3
Методы медико-географических исследований
1
1
4
Факторы окружающей человека среды и его здоровье
3
1
2
5
Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами
3
1
2
6
Лечебные и рекреационные ресурсы
3
1
2
7
География болезней, характерных для своей местности
1
1
8
Итоговое занятие
1
ИТОГО:
17
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час).
Лекция. Что такое медицинская география?
Тема 1. Формирование медико-географических представлений (4 часа).
Лекции 1,2. Этапы развития медицинской географии.
Семинар 1. Становление медицинской географии в России.
Семинар 2. Медицинская география в ХХ веке.
Тема 2. Методы медико-географических исследований (1 час).
Лекция 1. «Ключи» медицинской географии: что это такое?
Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье (3 часа).
Лекция 1. Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.
Семинар1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.
Семинар 2.Социально-экономические факторы.
Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами (3 часа).
Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость.
Семинар 1. Тропические болезни.
Семинар 2. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.
Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (3 часа).
Лекция 1. Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.
Семинар 1.Фитотерапия.
Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.
Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности) (1 час).
Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.
Итоговое занятие (1 час).
Медицинская география, гигиена, экология человека - какая между ними связь?
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучер, Т. В., Колпащикова, И. Ф. Медицинская география: учебник для 10-11 кл. профил. шк. - М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 1996 и позже.
2. Ресурсы Интернета.
3. Учебники по биологии, географии, физике, химии.
4. Электронные и энциклопедические справочники.