Авторский элективный курс География здоровья для 9 классов

Программа элективного курса «География здоровья» предназначена для учащихся 9 класса. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или в вузе после 11 класса.В содержании современных школьных программ по географии практически  не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике ге...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Моя авторская программа элективного курса по географии»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «География здоровья» предназначена для учащихся 9 класса. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или в вузе после 11 класса.

Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение состояния здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.

В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике географии 8 класса. Это нередко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с их будущей профессией врача.

Цель программы - раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также познакомить учащихся с медико-географическими исследованиями.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование различных источников информации, знакомит учащихся с медико-географическим картографированием, дает представление о комплексном медико-географическом изучении территории, медико-географическом описании, медицинской статистике.

Курс рассчитан на 17 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», выявлению причин некоторых заболеваний. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.









План


п/п


Наименование тем курса


Кол-во
часов


В том числе

лекции

семинары

В том числе

практикумы

1

Введение

1

1


2

Формирование медико-географических представлений

4

2

2

3

Методы медико-географических исследований

1

1


4

Факторы окружающей человека среды и его здоровье

3

1

2

5

Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами

3

1

2

6

Лечебные и рекреационные ресурсы

3

1

2

7

География болезней, характерных для своей местности

1

1


8

Итоговое занятие

1




ИТОГО:

17



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час).

Лекция. Что такое медицинская география?

Тема 1. Формирование медико-географических представлений (4 часа).

Лекции 1,2. Этапы развития медицинской географии.

Семинар 1. Становление медицинской географии в России.

Семинар 2. Медицинская география в ХХ веке.

Тема 2. Методы медико-географических исследований (1 час).

Лекция 1. «Ключи» медицинской географии: что это такое?

Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье (3 часа).

Лекция 1. Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.

Семинар1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.

Семинар 2.Социально-экономические факторы.

Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами (3 часа).

Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость.

Семинар 1. Тропические болезни.

Семинар 2. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.

Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (3 часа).

Лекция 1. Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.

Семинар 1.Фитотерапия.

Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.

Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности) (1 час).

Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.

Итоговое занятие (1 час).

Медицинская география, гигиена, экология человека - какая между ними связь?

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучер, Т. В., Колпащикова, И. Ф. Медицинская география: учебник для 10-11 кл. профил. шк. - М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 1996 и позже.

2. Ресурсы Интернета.

3. Учебники по биологии, географии, физике, химии.

4. Электронные и энциклопедические справочники.















© 2010-2022