Рабочая программа по географии 7-8 класс (8 вид)

Адаптированная рабочая программа курса «географии» 7- 8 класс Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа предназначена для изучения предмета «География » в 7-8 классе. Составлена на основе программы ,специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, сборник 1.под редакцией В.В. Воронкова., и программы, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федера...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированная рабочая программа курса «географии»

(базовый уровень)

7- 8 класс

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа предназначена для изучения предмета «География » в 7-8 классе. Составлена на основе программы ,специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы, сборник 1.под редакцией В.В. Воронкова., и программы, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа курса географии для 7-8 классов образовательных учреждений рассчитана на 136 часов география в 7-8 классы

Цели и задачи изучения географии

В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры - одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Основная задача и побудительный мотив создания программы -обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.

Общая характеристика учебного курса

География формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Рабочая программа курса «География» включает материал по курсу География. География России, изучаемая в 7 классе., География материков и океанов, изучаемая в 8 классе.

Рабочая программа курса «Географии» (7-8 класс) составлена на основе Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Москвы; Образовательной программы Т.М. Лифановой по предмету «География» для 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Владос», 2011 год, под редакцией В.В. Воронковой.

Используемый учебно-методический комплект:

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.; География, 7 класс Просвещение» 2013 г

Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина; География ,8 класс «Просвещение» 2011 г

Цели и задачи изучения географии в 7-8 классе

Цели курса:
- формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа пла­неты Земля на разных его уровнях (планета в целом, терри­тории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исто­рических факторов;
- формирование системы интеллектуальных, практичес­ких, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологи­чески целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоен­ные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, тра­диции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического простра­нства;
Основными задачами данного курса являются:

  • - систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса географических знаний обучающихся;
    - формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализа­цию собственных потребностей, интересов, проектов;
    - формирование опыта творческой деятельности по реа­лизации познавательных, социально-коммуникативных по­требностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные програм­мы, презентации);
    - понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими фактора­ми, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
    - всестороннее изучение географии России, включая раз­личные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных при­родных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого разви­тия страны;
    - выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирова­ние у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Используемые методы обучения и формы организации учебной деятельности:

- методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектной деятельности).

- формы обучения: урок, лекция, семинар, зачет, нетрадиционные формы уроков - урок-проект, урок-презентация, урок-диспут, урок-конференция , урок-соревнование, урок - игра

- педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве, критическое мышление, метод проектов
Межпредметные связи.

Изучение географии в 7-8 классах тесно связано с обществознанием, а так же материалами курса истории, экономики, экологии, математики, литературы, природоведения, изобразительного искусства для создания целостной картины мира, комплексного изучения объектов и процессов в географии.

Место учебного предмета в учебном плане

Общее количество часов, отводимое на изучение курса «География » 7-8 класса по

Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 68 часов из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Распределение учебного времени по курсам, классам

Класс

курс географии

Количество часов

7

География России

68

8

География материков и океанов.

68

Ценностные ориентиры содержания курса «География» 7-8 класс

Методологической основой программы курса являются на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Все перечисленные подходы к изучению географии осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;
разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;
историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;
комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.

Основные ценностные ориентиры программы

Курс «Геог­рафия» охваты­вает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно­го и гуманитарно-общественного научного знания. Такое поло­жение географии обеспечивает формирования базовых ценностей:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


Результаты обучения и усвоения курса географии 7-8 класс.

В результате изучения географии обучающийся должен знать:

- положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе;

- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

- правила поведения в природе;

- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.

Уметь:

- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;

- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

- выполнять задания в « Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной школы 8 вида (количество заданий и время выполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);

- правильно вести себя в природе.

- показать на географической карте океаны, давать им характеристику;

- определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся.

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в ходе использования общих (тестирование) и специфических (творческое сочинение, решение познавательных задач, фиксированный устный ответ, работа с географической картой ) методов. Общая модель диагностики выглядит следующим образом: промежуточная диагностика по завершении изучения тем курса, итоговая диагностика по завершении изучения раздела курса географии

Критерии оценки знаний обучающиеся

Отлично:

-ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;правильно формулирует выводы;

Хорошо:

-есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Удовлетворительно

-допускает неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.

Неудовлетворительно

-ответ неправильный;

-не раскрывает основное содержание учебного материала;

Содержание тем учебного курса география России 7 класс

Особенности природы и хозяйства России (11ч)

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения.

Типы климата. Водные ресурсы России, их исполь­зование.

Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России.

Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

Природные зоны России (2ч)

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь(5ч)

Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Зона тундры (8ч)

Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.

Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18ч)

Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Животный мир лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Прави­ла поведения в лесу.

Зона степей (9ч)

Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия.

Зона полупустынь и пустынь (5ч)

Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.

Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения.

Зона субтропиков (2ч)

Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения.

Высотная поясность в горах (6ч)

Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства

Обобщающие повторение (1ч)

Тематическое планирование курса «Географии»

№ темы

Название

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

География 7 класс

1

Особенности природы и хозяйства России

11

Знать положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их климатических условий от размещения; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население и его занятия, крупные города в каждой природной зоне, экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России, правила поведения в природе, расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

2

Природные зоны России

2

Знать и показывать расположение природных зон России. Давать элементарное описание природы (растения и животные) по зонам, пользуясь картами, таблицами, рисунками или учебниками, устанавливать простейшую взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром; стараться правильно вести себя в природе.

3

Зона арктических пустынь

5

4

Зона тундры

8

5

Лесная зона

18

6

Зона степей

9

7

Зона полупустынь и пустынь

5

8

Зона субтропиков

2

9

Высотная поясность в горах

7

10

Обобщающие повторение

1

Закрепить знания по данному курсу.

Развивать пространственную ориентировку при работе с картой.

Содержание тем учебного курса География материков и океанов. 8 класс

Что изучают в курсе географии материков и океанов (1ч)

Что изучает география материков и океанов. Материки и ча­сти света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

Мировой океан (6ч)

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судо­ходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана.

Африка (14ч)

Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растения тропических лесов. Животные тропических лесов.

Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь.

Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы .Египет. Эфиопия, Танзания.

Конго. Нигерия. ЮАР. Обобщающий урок.

Австралия(7ч)

Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра. Сидней и Мельбурн.

Океания. Остров Новая Гвинея.

Антарктида.(5ч)

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы , ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.

Северная Америка.(9ч)

Открытие Америки. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф,климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. .Мексика ,.Куба.

Южная Америка(9ч)

Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат.

Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое).Бразилия. Аргентина. Перу.

Евразия. (16ч)

Евразия - величайший материк земного шара. Географи­ческое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полу­острова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Ев­ропы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ис­копаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические про­блемы. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Различия по плотности населения. На­роды Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии. Обобщающий урок.

Обобщающий урок по теме: «Материки и океаны»(2ч)

№ темы

Название

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

География 8 класс

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов

1

Знать и показывать Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский оке­аны. Географическое положение, моря, относящиеся к тому или иному океану и их хозяйственное значение;

2

Мировой океан

6

3

Африка

14

Знать и показывать Материки: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия; особенности географического положения, очертания берегов и природные условия, типичных представителей растительного и животного мира каждого материка, их государства и население .

4

Австралия.

7

5

Антарктида.

5

6

Северная Америка.

9

7

Южная Америка

9

8

Евразия.

15

9

Обобщающий урок по теме: «Материки и океаны»

2

Проверить знания, полученные в течении года.

Развивать память при работе с тестовыми заданиями.

Воспитывать внимательность. Усидчивость.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Учебные материалы:

- Атлас география, 7-8 класс, комплект контурных карт

Компьютерная техника:

- мультимедиа проектор

-интерактивная доска

-интернет

Электронные приложения к учебникам

1. География. Библиотека электронных наглядных пособий Комплект цифровых образовательных ресурсов. 6-11-класс Электронное издание.- Министерство образования и науки РФ. Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Информатизация системы образования»

2.Планета Земля. Электронное издание для 6-7 класса.

3. Виртуальная учереждение Кирилла и Мефодия. Комплект цифровых образовательных ресурсов

Интернет-ресурсы

- rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. -

- geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"

- geo.1september.ru - газета "География"

- my-geography.ru

-georus.by.ru - "География России".

- geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира

-afromberg.narod.ru

- geografia.ru - География.ру

- nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы"

- basni.narod.ru "Странник"

-terrus.ru "Территориальное устройство России"

-http: //www, vokr ugs veta.ru/ Журнал «Вокруг света»

-Журнал «National geographic»

-wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

-http :// geografia.ru/ Великие путешественники, мореплаватели и географы

-rusngo.ru/project/index.shtml Национальное географическое общество

-school-collection.edu.ru Материалы Единой коллекции ЦОР.

-rgo.ru/teachers/geography/ российское географическое обозрение межпредметный образовательный портал «География. Планета Земля»

Приложение 1

Основные понятия курса география 7 класс

Федерация, заповедник, полезные ископаемые, природные ресурсы, месторождения, геологи, экспорт, поделочные камни, сырьё, наводнения, половодье, орошение, земледелие, животноводство, виды транспорта , природные зоны, дрейф, планктон, айсберг, Арктика, архипелаг, балка, барханы, бахча, виноградарство, водные ресурсы, метеостанция, метеорологи, синоптики, океанологи, зоологи, навигация,мерзлота,нарты, чум, поморы, полезащитные лесные полосы, балки, житница, барханы, оазисы, отары, сакля, грот, панта,

Основные понятия курса география 8 класс

Моря, айсберг, дрейфуют, планктон, промысловые рыбы, торосы, навигация, цунами, рифы, батискаф, акваланг, перешеек, сезон дождей, оазис, пороги, водопад, орошение, саванна, прайды, пустыня, барханы, самум, колония, этнические конфликты, верфь, столовые горы, национальный парк, фауна, рептилии, аграрная страна, апартеид, резервации, кораллы, крики, артезианский колодец, скрэб, мангровые леса, коала, варан, казуар, аборигены, бумеранг, айсберг, снежная гряда, колонии, нейтральные воды, обсерватории, метеорологические станции, пряности, пошлина, каравеллы, эскадра, торнадо, прерии, резервации, эмигранты, бройлеры, каноэ, эпифиты, пампа, анчоусы, фьорды, сейсмоопасные, тайфуны, искусственные насаждения, монархия,

Приложение 2

Темы оценочных практических работ по географии 7 класс

  1. Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).

  2. Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе

  3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

  4. Нанесение на контурную карту города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск. Анадырь.

  5. Растительный мир и Животный мир .Запись названий и зарисовка в тетрадях.

  6. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

  7. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Темы оценочных практических работ по географии 8 класс

  1. Обозначение океанов на контурной карте полушарий

  2. Составление схемы хозяйственного использования океанов

  3. Зарисовки рыб, морских животных, айсберга

  4. Подбор иллюстраций по теме "Мировой океан"

  5. запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных

  6. Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду

  7. Зарисовки птиц и животных Антарктиды.

  8. Изготовление простейшего макета изучаемого материка.

  9. Экскурсия "Весенние работы в саду".


© 2010-2022