Урок по географии в 5 классе Параллели и меридианы ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель МОУ «СОШ№ 5» Кузьмина Н.В., первая квалификационная категория

Тема: Глобус, параллели и меридианы.( 5 класс ФГОС)

Цель:

  1. Образовательная цель:

-сформировать знания о глобусе как модели Земли;

- дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте;

-анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;

-выполнять визуальный анализ и описание по разным картам;

-проводить расчётно-аналитические вычисления, используя карты.

Оборудование: глобусы, карта полушарий.

Тип урока: открытие новых знаний в технологии деятельностного метода обучения.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


III.ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ.





-Какой теме был посвящен прошлый урок?

( Форма и размеры Земли)

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Как вы думаете, зачем мы с вами уделяли столько внимания изучению нашей планеты?

- Хорошо , правильно.

Сегодня мы продолжим разговор о нашей планете Земля.

Фронтальная работа, работа в парах.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, что надо сделать?

( надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового)

-Ответьте на следующие вопросы:

- Кто определил размеры нашей планеты? ( Эратосфен)

- Кто из древнегреческих ученых пришел к выводу о шарообразности Земли? ( Первым высказал мысль Пифагор, затем Аристотель)

- Почему у него возникла такая мысль?

- Какова же истинная форма Земли? ( геоид)

- Что это за форма?

- Что вы сейчас повторили?

ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ.

Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание.

- Как вы думаете с какой целью я вам прелагаю новое задание?

( чтобы мы поняли, что мы не знаем; и поняли какая тема будет сегодня на уроке)

Такое задание называется пробным.

1. - Как прекрасна наша планета на космических снимках! Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты.

- Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе?

- Какой у вас возникает вопрос?

- Зачем на карты и глобус наносят особые линии - параллели и меридианы?

Сравните свой вопрос с авторским стр.171

- Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока,что такое параллели и меридианы)

- Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?

Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?

- Что вы не можете сделать?

( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Сформулируйте тему урока.




Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

IV.Выявление причины затруднения


V.Поиск решения.

Фронтальная работа, работа в парах.

- Что вы должны были сделать?

( показать на карте параллели и меридианы)

-Чем вы пользовались при работе?

(мы пользовались атласом)

-Почему у вас возникли затруднения?

( мы не знаем , что такое параллели и меридианы)

1. - Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 36.

2. - В 1492 г. Мартин Бехайм создал первый глобус. На нём были показаны материки Старого Света. Какие материки и океаны можно было найти на этом глобусе? Какие ещё предстояло открыть?

3. - Что и как изображают на глобусе?

4. - Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?

5. - Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?

6. - Какие линии ещё показаны на глобусе и картах? Дайте им характеристику. Заполните таблицу.

Название линии

Определение

Направление

Характеристика

1.

2.


7. - Зачем на глобусе и картах нанесены параллели и меридианы? Что они образуют? Как производят отсчёт градусов? Какие полушария выделяют на глобусе?

8. - Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Проверьте по учебнику, с. 39.

9. - Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?

10. - Как ответим на основной вопрос урока?


Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

VI.Первичное закрепление.



Я вам предлагаю задание на тренировку.

- Покажите на карте параллели и меридианы.

-Вы готовы поработать самостоятельно проверить свое понимание.

- Откройте контурные карты.

Красным карандашом обведите параллели…

Синим карандашом обведите меридианы…

Учащиеся самостоятельно выполняют задание и сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. - Ответьте на вопросы 1-6, с. 41.

2. - Выполните задание 7, 8, с. 41.

Познавательные УУД

VIII.Рефлексия учебной деятельности.

- Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание: §6.

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему научились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто получил отметку в дневнике? За что?

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с логической цепочкой, таблицей.

* Отметить учеников, которые решали задачу.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.


© 2010-2022