Урок на тему «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»Урок на тему «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»Урок на тему «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»Урок на тему «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»Тема урока: «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»

Предмет: География Класс: 8

Дорошенко Лариса Николаевна,

учитель по географии 5-11 классов

высшей категории МБОУ СОШ д. Ручьи,

Конаковский район, Тверская область.

Цели и задачи урока: Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России, сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности, способствовать экологическому воспитанию учащихся, привить чувство любви к природе и Родине.

Тип урока: Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.

Планируемые результаты обучения:

Познавательные: Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее

Регулятивные: Самоконтроль и взаимоконтроль

Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание (отвечать на вопросы)

Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Техническое обеспечение урока: Таблицы «Природные зоны России», гербарий, карта «Природные зоны России» , атлас, компьютер и интерактивная доска, документальные фильмы «Природные зоны России».

План урока:

1.Оргмомент

2. Поверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

4 Закрепление

5. Домашнее задание

6. Итог урока

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

1.Эмоциональный настрой

2.Проверить атласы, контурные карты.

Проверка домашнего задания

Ответить на вопрос «В чём проявляется природная зональность?»

Ответы учащихся: «Зональность - общий закон природы. Ведущими компонентами являются различные отношения тепла и влаги. Зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Изменение климата и растительности идёт по тесной связи. Каждая зона состоит из сочетания ландшафтов.

Ланд - земля, шафт - сообщество и т.д.

Изложение нового материала.

Работа с тетрадью.

Сообщение темы урока «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра»

Сообщение цели и задачи урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Фронтальная беседа с учащимися, самостоятельная работа с картой

Ответить на вопрос «Каковы природные особенности территории Севера?»

Задания: определить географическое положение природных зон на Севере.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задания по карте.

Презентация ученика (компьютер и интерактивная доска).

Арктические пустыни.

Характеристика природной зоны и демонстрация презентаций.

Запись в тетради, работа с учебником.

Природные зоны

Арктич. Тундра

пустыни

Запись в таблицу

Арктические пустыни

Страна белой смерти, льда и тьмы.

Арктика - это белый медведь, северное положение, за северным полярным кругом, суровый климат, зима холодная и суровая, лето прохладное 0- (-4), льды, снег, ураганные ветры, полярная ночь, полярный день, полярное сияние.

Первичное закрепление нового материала.

Фронтальная беседа с учащимися.

Ответить на вопросы:

1.Почему лето в арктической пустыне холодное?

2. Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?

3.Почему белые медведи впадают в спячку на зиму?

4. Почему в арктической пустыне преобладают хищники?

5.Почему медведь белый?

6.Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой?

Отвечают на вопросы.

Рассказ ученика и показ презентации.

Природная зона тундра

Презентация ученика природная зона тундра (компьютер, интерактивная доска)

Самостоятельная работа с книгой.

Страница 158 (учебник)

Задание 2: заполнить таблицу.

Запись нового материала в таблицу

Учитель консультант

Зона Тундра.

Полярный день и ночь, снежный покров мало-мощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, много озёр, болот, нет деревьев, встречаются мхи и лишайники . Есть кустарники- брусника , черника, морошка , грибы 50 см. высотой ,карликовая берёза, много перелётных птиц летом, животных- лемминг, песцы, северный олень, полярная сова.

Показ таблиц, картин.

Обобщение знаний и дополнение материала.

Записывают в таблицу.

Первичное закрепление

Фронтальная беседа с учащимися

Ответить на вопросы:

1.Почему в тундре так много озёр и болот, хотя осадков на Колымской низменности выпадает менее 300 мм , меньше чем в полупустынях при Каспийской низменности?

2. Почему природа особенно ранима и трудно восстанавливается?

3. Почему в тундре низкие летние температуры воздуха, хотя суммарная радиация в полярный день такая же, как на юге лесной зоны?

4. Почему в тундре не растут деревья?

5. Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев?»

6. Почему для грибников тундра - настоящий рай?

7. Почему в тундре преобладают многолетние растения?

Закрепление изученного материала.

Письменный опрос учащихся.

Выполнить тест.

Тест

( Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни и тундра)

1.Природа зоны легко ранима.

2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

3. Значительные площади покрыты ледниками .

4. Средняя t января - 26 градусов,- 28 , а июня +1 градус.

5. Сильные ветры.

6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

7. Расположена на островах Арктики.

8. Увлажнение избыточное, много болот и озёр.

9.Промысел морского зверя (моржа и тюленя)

10. На южной границе температура июля +10 градусов.

11. На скалах «птичьи базары»

12. Лето короткое и холодное .

13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

14. В реках и озёрах много рыбы.

15.Воды-в твёрдом виде, только летом образуются талые воды.

16. Много перелётных птиц летом

( утки, гуси, лебеди)

17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Самопроверка письменной работы

Учитель с учащимися - консультантами корректирует оценки ответов

Самостоятельно проверяют тест:

Арктические пустыни:

1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.

Тундра:

1,2,5,6,8,10,13,14,16.

Домашнее задание

Запись в дневник.

Запись на доске

33 стр.162 вопросы 1,2,3. Презентация

1.Зона тайги

2.Зона смешанных и широколиственных лесов

&33. Стр.162 вопросы. 1,2,3.

Презентация: по желанию ученика.

  1. Зона тайги

  2. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Итог урока

Фронтальная беседа и выставление оценок в дневник.

1.С какой темой мы сегодня познакомились?

2.Показать географическое положение природных зон.

3.В чём особенность природы этих зон?

Спасибо за урок.

Ответы учащихся.

Показывают природные зоны на карте.

Список литературы:

1.В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе

География России 8-9 класс (учебник 12-е издание Москва ДРОФА 2011 г.)

2.Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии - М: ДРОФА, 2007.

3.Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля 8-9 классы - М: ДРОФА, 2007.

4.Маерова Н. Ю. Уроки географии 8-9 классы - М: ДРОФА,2004.

Географический атлас. 8-9 классы - М: ДРОФА, 2007.


© 2010-2022