- Преподавателю
- География
- Обобщающий урок по теме Внутренние воды 8кл
Обобщающий урок по теме Внутренние воды 8кл
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондрат Т.И. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок географии в 8 классе на тему: "Внутренние воды и водные ресурсы"
Контрольно - обобщающий урок:
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ России
(8 класс)
Цели урока:
Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по разделу.
Определить уровень знания учащимися:
-
главных особенностей внутренних вод России;
-
особенности размещения по территории страны крупных рек, озер и других видов внутренних вод;
Определить уровень умения учащихся:
-
показывать на карте основные объекты внутренних вод России - реки, озера;
-
работать с картами, схемами;
-
составлять характеристику по плану одного из объектов внутренних вод России.
- обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии, литературе, истории и математике; - развивать интерес к изучению географии России.
Задачи урока: в игровой форме провести проверку знаний учащихся по теме; провести небольшую дискуссию по экологии, викторину и определить самых эрудированных учащихся.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point,
Форма организации деятельности учащихся:
-
индивидуальная работа;
-
работа в парах;
-
работа по рядам.
Учебно-наглядный комплекс:
учебноедийная установка (компьютер, проектор)
Ход урока.
«Вода - это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»
Академик А.А.Карпинский.
«Вода является самым важным минералом на Земле,
без которого нет жизни».
Геохимик А.Е. Ферсман
-
Постановка цели и задач урока учителем.
-
Мозговой штурм (раздать на отдельных листах); контрольные листы
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Общая протяженность рек и крупных ручьев России составляет (в млн. км):
-
2
-
5
-
10
-
15
2. Что такое речной сток?
-
количество воды, проходящее через русло реки за определенный промежуток времени
-
направление стока поверхностных вод на определенной территории
-
количество воды реки, расходуемой на орошение в год
-
количество воды, выносимой притоками в основное русло
-
Назовите самый большой речной бассейн России:
-
-
-
-
Атлантического океана
-
Северного Ледовитого океана
-
Тихого океана
-
внутренний
-
-
-
-
Какая река обладает самым большим в России речным бассейном (2990 тыс. кв. км)?
-
Волга
-
Обь
-
Енисей
-
Лена
-
-
Что такое уклон реки?
-
угол наклона русла реки
-
отношение величины падения реки к ее длине
-
разница абсолютных отметок истока и устья
-
сумма высот всех водопадов реки
-
-
Выберите правильное определение понятия «межень»:
-
расстояние между противоположными берегами реки
-
расстояние между берегом и стрежнем реки
-
наиболее низкий уровень воды в реке
-
наибольшая глубина реки на данном отрезке
-
-
Какая причина вызывает катастрофические наводнения на Неве, от которых со дня своего основания страдает Санкт-Петербург?
-
обильные дожди
-
дружное таяние снега
-
загромождение русла льдом
-
ветровой нагон в устье
-
-
В озеро Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна. Как она называется?
-
Илим
-
Ангара
-
Витим
-
Киренга
-
-
Каково происхождение котловины Ладожского озера?
-
тектоническое
-
вулканическое
-
термокарстовое
-
ледниковое
-
-
-
-
Какая часть территории России занята болотами?
-
5%
-
10%
-
15%
-
20%
-
-
Назовите самый заболоченный район России:
-
центр Западной Сибири
-
Забайкалье
-
Приморье
-
полуостров Таймыр
-
-
12. На какой части территории России распространены многолетнемерзлотные породы?
-
1/5
-
1/2
-
2/3
-
3/4
13. Какая наука занимается изучением многолетней мерзлоты?
-
-
гляциология
-
геокриология
-
геохимия
-
геоботаника
-
14. В каких горных районах России насчитывается максимальное (1400) количество ледников?
-
на Кавказе
-
на Камчатке
-
на Урале
-
на Алтае
15. Какова площадь ледников на островах Российского сектора Арктики (тыс. кв. км)?
-
-
15
-
56
-
98
-
125
-
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ответы: 1-1;2-1;3-2;4-2;5-2;6-3;7-3;8-2;9-4;10-2;11-1;12-3;13-3;14-1;15-2.
III«Разминка» по терминам.
Найдите соответствие между термином и понятием:
Понятие
термин
-
Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке.
-
Превышение истока реки над устьем.
-
Поведение реки в течение года.
-
Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
-
Грязекаменные потоки.
-
Низкий уровень воды в реке.
-
Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках.
-
Время, когда реки покрыты льдом.
-
Воды, пригодные для хозяйственного использования
-
Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
А) Водохранилище
Б) Водные ресурсы
В) Межень
Г) Половодье
Д) Падение реки
Е) Режим реки
Ж) Наводнение
З) Сель
И) Ледостав
К) Многолетняя мерзлота
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 - И, 9- Б, 10 - К
Понятие
Термин
-
Отношение падения реки (в см) к её длине (в км).
-
Воды, расположенные в верхней части земной коры.
-
Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода.
-
Внезапный подъём уровня воды в реке.
-
Начало реки
-
Свод сведений о водных ресурсах России.
-
Переувлажнённый участок местности.
-
Уровень, выше которого в горах сохраняется нетающий снег, превращающийся постепенно в лёд.
-
Переносимый рекой материал: песок, ил.
-
Скопление льда на суше.
А) Болото
Б) Уклон реки
В) Ледник
Г) Снеговая линия
Д) Подземные воды
Е) Артезианский колодец
Ж) Твёрдый сток
З) Паводок
И) Исток
К) Водный кадастр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответы: 1- Б, 2-Д, 3-Е, 4-З, 5-И, 6-К, 7-А, 8-Г, 9-Ж, 10-В.
III. Обсуждение темы «Реки» с элементами викторины, с использованием игры «Третий лишний», загадок.
1. Викторина.
1) В. Маяковский: «Сверху взгляд на Россию брось - рассинелась речками...».
Вопрос: Сколько примерно рек в нашей стране, прав ли поэт? ( 130 тысяч рек длиной от 10 км и более, но если считать и реки длиной менее 10 км, то их уже будет более 2 млн).
2) В. Гюго: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».
Вопросы:
- Каким океанам поют свои песни реки России? К бассейнам каких океанов принадлежат реки нашей страны? К какому бассейну отнесете большинство рек? Приведите примеры.
2. Игра «Третий лишний».
Печора, Волга, Енисей.
Днепр, Дон, Амур.
Обь, Енисей, Иртыш.
Западная Двина, Лена, Колыма.
Практическая работа.
- Определите падение и уклон рек по формулам. Сделайте вывод о характере рек.
П = Н1- Н2
У= П : Д
П - падение (см)
У - уклон (см/км)
Н1 --- высота истока (м)
Н2 --- высота устья (м)
Д --- длина реки (км)
1вариант ----- река Амур
2 вариант ----- река Лена
Ответ:
река Амур ---- П = 1000м - 0м = 1000м; У = 100000см : 4440км = 22,5см/км (река равнинная)
река Лена ----- П = 930м - 0м= 930м; У = 93000см : 4400км = 21см/км (река равнинная)
3. Викторина.
• Назовите «рекордсменов»:
v Самая полноводная река России? (Енисей)
v Самая длинная река нашей страны, полностью находящаяся на территории России? (Обь с Иртышом)
v У какой реки России самый большой бассейн? (Обь)
• Определите характер течения реки: А. Н. Гоголь «Чуден Днепр...»:
Чуден Днепр при тихой погоде.
Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. (Ответ: равнинная река.)
Б. М. Лермонтов «Дары Терека»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (Ответ: горная река.)
• А о чем говорит следующая часть этого стихотворения?
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
(Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море-озеро.)
4. Загадки.
Существует много легенд, сказок, песен о реках. Писатели, художники прославляли реки в своих произведениях. (Задания необходимо читать частями, наиболее сложно отгадать реку по первой части, постепенно добавленная информация делает задание проще.)
А. Определите, о какой красивейшей и могучей реке идет речь:
- Художник В. Суриков, родившийся на её берегах, предпочитал её красоту «Альпам швейцарским и итальянским...».
- А. П. Чехов был поражен величием реки: «Я не видел реки великолепнее... Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и свою молодость».
- И. Кокорев:
«Тебе кипучее начало дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан
И режешь горы и долины
Водой алмазною своей...»
- Титулы реки: «брат океана», «ось Сибири».
- Эвенки - коренные жители на берегах реки, называли её с давних пор «Большая вода» - Ионессу, Иоанессии. А русские, которые здесь поселились позже, переиначили ее название в более простое, понятное и созвучное имя. Ответ: Енисей.
Б. Эту реку называют «Русской Амазонкой». Что это за река? В чем она схожа с Амазонкой? (Ответ: Обь.)
В. Определите, о какой великой реке идет речь в отрывке из стихотворения А. Твардовского «За далью - даль»:
Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль, - семь тысяч рек
Она со всех концов собрала -
Больших и малых - до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
- Эта река с давних пор была известна древним грекам под коротким названием «Ра».
- Арабы в эпоху Средневековья величали ее «Итиль», то есть «река рек».
- Некоторые ученые считают, что название реки произошло от русских слов «влага», «вода». (Ответ: Волга.)
- Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока.
Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
- О чем нам в своем стихотворении так поэтически красиво, передал свое восприятие поэт? («Над озером»)
IV. Обсуждение темы «Озера».
А) - Озер в России тоже очень много - около 3 млн. Знаете ли вы их?
1-е задание. Загадки.
1. Одна из героических страниц истории Руси - борьба против тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая произошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. (Ответ: Чудское озеро.)
2. Озеро - самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ответ: Ладожское озеро.)
3. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Ответ: Каспийское).
4. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) - такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби - река Бия.
(Ответ: Телецкое)
5. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от Студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 690 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.
(Ответ: Онежское)
6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики - овцебыки.
(Ответ: Таймыр)
7. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.
(Ответ: Ханка)
8. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое - ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений - ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь.
(Ответ: Байкал).
2-е задание. Узнай по описанию. Используя таблицу 10 на с.116 учебника, определите известные вам типы озерных котловин по описанию:
1. Неглубокие котловины, образованные при проседании грунта и заполненные талой водой, на территориях, имеющих вечную мерзлоту (термокарстовые).
2. Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками, т.е. путем образования естественных плотин (запрудные).
3. Образовались в кратерах вулканов (вулканические).
4. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению (ледниковые).
5. Это обычно самые глубокие озера, образованные на местах разломов и прогибов земной коры (тектонические).
6 . Искусственные озёра (вдх.).
Б) Искусственные сооружения
5) Какие искусственные сооружения вы знаете?
(Водохранилища: Саратовское, Волгоградское, Рыбинское, Куйбышевское, Братское. Каналы: Волго-Донской, Беломоро - Балтийский, им. Москвы).
6) Какие экологические или другие проблемы возникают при их строительстве? - В водохранилище замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков.
- Вода теряет способность самоочищаться.
- Водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей.
- Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием.
- На дне водохранилища остаются деревни, и даже города.)
V. Тема «Ледники и многолетняя (вечная) мерзлота».
1) Что такое ледник? (Подвижные скопления льда на поверхности суши.)
2) Назовите самые крупные горные ледники России. (Ответ: Богдановича - в Ключевской группе вулканов - самый большой по площади (37,8 км2); Безенги - в верховьях Терека -самый длинный (длина 17,6 км, площадь 36,2 км2.)
3) Что такое вечная мерзлота? (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет).
4) Какой толщины достигает многолетняя мерзлота в России? (1500м в Якутии).
5) Какое влияние оказывает мерзлота на природу и на хозяйственную деятельность человека?
- Тормозит развитие растений и процессы почвообразования;
- Является водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территорий;
- Зимой лишает подземного питания рек, и они промерзают до дна; Взрывается лед на реках, и образуются наледи - тарыны;
- Формирует мерзлотные формы рельефа - булгунняхи, бугры вспучивания)
- Значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых;
- Мерзлота - естественный холодильник, где можно хранить продукты.
6) Как человек приспособился к жизни в условиях вечной мерзлоты? Расскажите об этом используя текст учебника с. 119
VI . Тема «Болота, искусственные сооружения».
1) Назовите два типа болот в зависимости от питания (Верховые и низинные).
2) Как они отличаются по источникам питания, где обычно расположены?
(Низинные болота непроходимы, при накоплении торфа отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для верховых болот необходимо главное условие - избыточное увлажнение)
3) Надо ли осушать все болота? Ваши предложения (небольшая дискуссия).
(На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам; на болотах растут ценные ягоды; образуется торф; места обитания птиц).
4) Какие стихийные явления, связанные с внутренними водами, вы знаете?
(наводнения, сели, цунами, гололед, ливни, лавины)
7) Обеспечена ли наша страна водными ресурсами? Есть ли проблемы?
(Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.)
8) Объясните пословицу «Без воды нет жизни», возникшую у наших далёких предков, с позиций современных условий жизни. Докажите её справедливость.
Что объединяет высказывания академика А.А.Карпинского
«Вода - это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было», геохимика А.Е. Ферсмана «Вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни» и пословицу наших предков?
9) Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений Россиян?
- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на том же предприятии.
- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.VII. Рефлексия:
Закончи предложения:
- Я знаю, что…..
- Я умею….
- Мне было понятно …
- У меня хорошее….
IX. Подведение итогов урока. Оценки.
- Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными …..
Отметки по контрольным тестам после проверки , по фишкам по факту в наличии