Конспект урока по географии на тему Экологические проблемы Донецкой области (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экологические проблемы Донецкой области»Цель: расширить и систематизировать знания про основные загрязнители и экологическое состояние окружающей среды Донецкой области; сформировать умения работать с картой «Загрязнение Донецкой области», формировать экологическое мышление учеников.

Оборудование: физическая карта Донецкой области, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-лекция.

Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

  3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

  4. Изучение нового материала.

  5. 1. Экологическое состояние природных компонентов Донецкой области.

2. Основные направления решения экологических проблем.

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

VII. Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю.

Ж. Дорст

II. Актуализация опорных знаний.

Технология «Ассоциативный куст»

Что такое экология? Составьте ассоциативный куст к слову «экология».

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Природа - это национальное сокровище, единственный источник удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Все, что мы с вами используем, и то, что использовать наши потомки, может дать прежде всего природа. Поэтому мы должны с уважением относиться к ней, к ее сокровищам, тщательно охранять и восстанавливать. Это наши проблемы, и решить их можем только мы сами.

IV. Изучение нового материала.

  1. Экологическое состояние природных компонентов Донецкой области.

► а) Атмосферный воздух.

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда ...

Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников составляли в последние годы более 1,7 - 1,8 млн. тонн. Количество выбросов увеличилось на 44 тыс. т, причем большее количество выбросов приходится на передвижные источники. Плотность выбросов от всех источников составляет 69 т/км, что примерно в 9 раз больше, чем в среднем по Украине, на одного человека было выброшено за 438 кг загрязняющих веществ.

Наибольший объем выбросов загрязняюших веществ в атмосферный воздух приходится на предприятия добывающей промышленности, электроэнергетики, металлургии, которыми выбрасывается до 85% общего количества выбросов.

Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отмечался в городах Мариуполь (более 25%), Донецк (более 12%), Макеевка (7%), Дебальцево (более 6%) и др.

Конспект урока по географии на тему Экологические проблемы Донецкой области (9 класс)

В структуре выбросов преобладают метан (около30%), оксид углерода (29%), соединения серы (более 20%), пыль (13%), соединения азота (около 6%).

Основными предприятиями, загрязняющими атмосферный воздух, являются ОАО «ММК «Азовсталь», ОАО «ММК им Ильича», ОАО «Шахта им.Засядько». В металлургическом комплексе эксплуатируется 30 мартеновских печей, из них 17 печей не имеют очистных сооружений, где выбросы поступают в атмосферу без очистки.

► б) Водные ресурсы.

Капля воды дороже алмаза.

Д.И. Менделеев

Основными источниками водоснабжения в области являются реки Северский Донец, Казенный Торец, Крынка, Кальмиус, канал Северский Донец-Донбасс, подземные водосборы, водохранилища, а также Азовское море ( для Мариупольского меткомбината «Азовсталь»).

За последние три года забор воды по области увеличился и составил около 2,3 млрд м3, что связано с некоторым оживлением экономики и увеличением объемов промышленного производства. Использовано было около 1,6 млрд. м3.

Наибольшее количество природной воды потребляет промышленность - около 50%, 42 % приходится на коммунальное хозяйство, сельское хозяйство использует 7% общего количества потребляемой воды по области.

Одновременно с увеличением количества потребляемой воды увеличился и объем сбрасываемых сточных вод 1,67 млрд м3 объем сточных вод, поступивших в природные водотоки и водоемы увеличился на 46 млн м3.

В общем объеме сточных вод промышленные стоки составляют 65-67%, коммунальное хозяйство сбрасывает более 32% сточных вод. В промышленных стоках значительное количество составляют воды предприятий металлургии -до 57% от общего количества стоков.

В воде практически всех рек области отмечается высокая концентрация солей, что связано со сбросом высокоминерализованных шахтно-рудничных вод, с которыми в реки области поступает более 1 млн.т солей. Большинство рек относятся к категории грязных и очень грязных.

Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия металлургической промышленности - Мариупольские меткомбинаты им. Иллича и «Азовсталь», Енакиевский металлургический и коксохимический заводы, Макеевский и Авдеевский коксохимзаводы, предприятия угольной промышленности.

► в) Недра и минеральные ресурсы.

В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых, а на поверхности - много вредных.

Стас Янковский

Интенсивная разработка полезных ископаемых оказывает отрицательное влияние на окружающую среду, которое проявляется в активизации экзогенных геологических процессов, ухудшением качества подземных и поверхностных вод. Предприятия, которые ведут разработку полезных ископаемых открытым способом, занимают 20 тыс. га земель, под породными отвалами занято 25 тыс.га. На территории области располагается 580 отвалов пород шахт и углеобогатительных фабрик, из которых 130 горят. В эксплуатации находится 125 терриконов, и них 60 горящих. Терриконами занято 5 тыс.га земель (0,2% территории области).

► г) Растительный и животный мир.

Экологи полагают, что журавль в небе лучше, чем синица в руках.

Стэнли Пирсон

Травянистые растения из-за высокой распаханности (82%) земель в природном состоянии сохранились только на природно-заповедных территориях, а также по склонам оврагов и балок. Каждый четвертый вид флоры их 1870 видов требует специальной охраны.

Промышленных запасов лекарственных растений в области нет, поэтому организованная заготовка их не производится, в то же время имеют место случаи незаконного сбора отдельными лицами, что должно пресекаться.

Учитывая, что лесистость области невысокая -7,7%, леса требуют особых мероприятий по их охране и возобновлению. Лесные насаждения вдоль водохранилищ, дорог, в полезащитных полосах, которые не принадлежат гослесфонду, находятся в неудовлетворительном состоянии - в них не производится расчистка, замена сухостоя, посадка новых насаждений. В значительной мере леса страдают от пожаров.

Требует охраны и возобновления животный мир, особенно копытные животные и рыбы. За последние 3-4 десятилетия из ихтиофауны водоемов исчезли такие ценные виды рыб как белуга, стерлядь, минога, которые водились в Северском Донце.

  1. Направления решения экологических проблем.

► а) Атмосферный воздух.

С целью уменьшения загрязнения атмосферного воздуха необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • внедрение системы профилактики самовозгорания отвалов;

  • внедрение технологий сжигания топлива;

  • переход на электродуговой и конверторный способы выплавки стали;

  • расширение использования сухого способа гашения кокса и очистки коксового газа от сероводорода и фенолов;

  • расширение использования на автотранспорте газообразного топлива и нейтрализаторов выхлопных газов;

  • модернизация пылегазоочистного оборудования.

► б) Природные воды.

Основными мероприятиями по охране водных ресурсов являются:

  • расширение существующих и строительство новых очистных сооружений;

  • обеспечение и внедрение маловодных и безводных технологий, систем оборотного водоснабжения;

  • обеспечение перехода на замкнутые системы водоснабжения технологических процессов;

  • разработка и внедрение технологий использования минерализованных подземных и шахтных вод.

► в) Земельные ресурсы.

С целью обеспечения охраны и рационального использования земельных ресурсов необходимо осуществить:

  • разработку оптимальной структуры сельскохозяйственных угодий путем сокращения площадей пахотных земель;

  • принятие мер по предотвращению деградации почв вследствие нерационального проведения мелиорации, химического загрязнения;

  • рекультивация земель, нарушенных в результате промышленного производства;

  • комплекс мер по восстановлению плодородия почв путем использования технологий, которые обеспечивают повышение содержания гумуса и других питательных веществ в почвах;

  • оптимизация структуры посевных площадей и севооборотов.

► г) Недра и минеральные ресурсы.

С целью сбалансированного использования минерально-сырьевой базы необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • внедрение технологий комплексной добычи полезных ископаемых и переориентация базовых отраслей на углубленную переработку минерального сырья;

  • разработка и внедрение технологий дегазации, добычи и использования метана угольных месторождений;

  • изучение каменного угля для разработки и внедрения технологий не топливного его использования - извлечения германия, серы и др.

  • осуществление оценки возможностей комплексного использования техногенных месторождений (обогатительных фабрик и терриконов);

  • осуществление постоянного мониторинга экзогеных геологических процессов;

  • изучение режима подземных вод.

► д) Растительный и животный мир.

С целью сохранения и возобновления растительного и животного мира необходимо внедрение следующих мероприятий:

  • за счет сокращения распаханных территорий расширять территории природных ландшафтов;

  • осуществлять создание новых лесных насаждений на землях гослесфонда, а также на эродированных и деградированных землях гослесфонда.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

«Я и мой город»

(Анкетирование, которое продемонстрирует уровень знаний в проблемах родного города (села), общий уровень экологических знаний учащихся.)

  1. Как вы оцениваете экологическую ситуацию в вашем районе?

  2. Какие экологические проблемы вашего района вызывают у вас наибольшее беспокойство?

  3. Как вы считаете, какие секторы промышленной деятельности являются основными источниками загрязнения окружающей среды?

  4. Каким образом вы берете участие в природоохранной деятельности ?

  5. Какие пути сохранения и улучшения состояния окружающей среды в вашем районе вы можете предложить?

Прием «Проблемный вопрос»

Представьте, что вы - Министр охраны окружающей среды и вы желаете улучшить экологическое состояние в вашей области. Какие способы вы предложите?

  1. Итог урока.

Прием «Незаконченные предложения»

  • «На этом уроке для меня важным открытием было ….»

  • «Урок важный, потому что …..»

  • «Я знаю …..»

  • «Мне понравилось …..»

  • «Мне не понравилось …..»

  1. Домашнее задание

Нарисовать дома плакат «Осторожно, нас окружает среда!»



© 2010-2022