Конспект интегрированного урока географии и обж (5-6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 82» г. Кемерово














Интегрированный урок географии и ОБЖ для 5 классов

на тему «Землетрясения»










Составители:

учитель географии высшей категории

МБОУ «СОШ № 82» Гулидова Я.В.,

учитель ОБЖ высшей категории

МБОУ «СОШ № 82» Прокопенко Г.Х.





















Кемерово, 2016г.






План-конспект

  • Цель урока: Углубление знаний учащихся о движениях земной коры - землетрясениях; изучение правил безопасного поведения при землетрясениях.

  • Задачи:

Общеобразовательная: сформировать знания и умения о быстрых движениях земной коры - землетрясениях, о действиях в данной чрезвычайной ситуации, рассмотреть причины их возникновения, последствия и районы распространения землетрясений и цунами, способы защиты.

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, текстом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

  • Тип урока : урок открытия новых знаний

  • Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая

  • Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационно-мотивационные момент

1. Проверка готовности обучающихся к уроку


Перекличка по журналу


- Показ фрагмента №1 - сообщение о землетрясении в Индонезии

- Как вы думаете, какое грозное природное явление, связанное с движением земной коры, (на слайде №2 - фото землетрясения)


Назовите тему урока.

Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу:

Знаю

Хочу знать

Узнал

Предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока.

(Приём Знаю - Хочу знать - Узнал)

1.Просматривают фрагмент

2..Просматривают фото землетрясений (слайд №2)

3. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

С помощью ключевых слов, определяют тему урока, цели. (Слайд 3)

Тема урока: «Землетрясения»

4. В парах заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме).

5. Обсуждают полученные результаты.

6. Формулируют цель урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.

Цель урока: Ознакомление с грозным природным явлением - землетрясением.

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

- выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения


- представлять информацию в виде таблицы

актуализация и систематизация знаний о движениях земной коры.

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

- выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения

- представлять информацию в виде таблицы

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Осмысление

1 этап.

Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста. Вопросы на слайде:

- 1 группа - Что такое землетрясение?

- 2 группа - Почему возникают землетрясения?

- 3 группа - Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений?

- 4 группа - От чего зависит сила и площадь землетрясения?

5 группа - Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения?

- 6 группа - Как оценивают силу землетрясения?

(Приём мозаика)




2 этап

Предлагает посмотреть видеоролик о примерах землетрясений (фрагмент №2) и записать их в тетрадь.



3 этап

Предлагает каждой группе сделать прогноз о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ.

(Приём прогнозирования)


4 этап

Предлагает провести филологическое расследование, касающееся слова «ЦУНАМИ»

Фрагмент 3 «Образование волн цунами»


5 этап

Предлагает каждой группе сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении и угрозе цунами с помощью предложенного на слайде рисунка.

От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик.

На слайдах появляются ответы:

- 1группа - Землетрясение - быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

- 2 группа - Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород.

- 3 группа - Очаг землетрясения - место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги - до 700 км.

- 4 группа - Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила.

- 5 группа - Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом.

- 6 группа - Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.

Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений.

Обсуждают полученные результаты коллективно.

На слайдах появляются ответы:

- трещины, провалы, уступы;

- цунами;

-разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей;

- пожары;

- гибель людей

На основе фрагмента каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами.

На слайде появляется общий прогноз:

Землетрясения и цунами следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках - в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна.

Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V - то, что было известно учащимся ранее;

+ - новая, неожиданная информация;

- - информация, противоречащая взглядам учащихся;

? - информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

После прочтения текста заполняют таблицу.

Обсуждают результаты работы.

На слайде: сейсмограф и сейсмолог.

Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради.

Правила появляются на слайде:

  • Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.

  • Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

  • Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами.

  • Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!

  • Не пользуйтесь лифтом!

  • Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.

- осознавать свои интересы, цели;

- осознавать свои эмоции:

- осознавать новые социальные роли и правила.

- знать понятия по теме;

- знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения;

- получить представление о профессии сейсмолога;

- знать правила безопасного поведения при землетрясении.

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Познавательные УУД:

- находить достоверную информацию

- владеть смысловым чтением;

- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;

- анализировать и обобщать;

- делать выводы;

- представлять информацию в виде текста, таблицы.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать, слышать и понимать партнёра;

- различать в речи другого доказательства, факты;

- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;

- уметь правильно выражать свои мысли в речи;

- управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Рефлексия

Организует рефлексию.

  • Предлагает заполнить 3 графу таблицы «Знаю -Хочу знать - Узнал».

  • Предлагает обменяться новой информацией.


  • Предлагает подвести итог урока - составить синквейн (приём письменной релаксации) на тему «Землетрясения»

На слайде: Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка - два прилагательных.

3 строка - три глагола.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное.

  • Предлагает ответить устно на вопросы (приём устной рефлексии): - Как изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с началом урока?

- Что на уроке показалось вам интересным?

- Что вызвало затруднения?

  • Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.


  • Учащиеся заполняют 3 графу таблицы «Знаю -Хочу знать - Узнал».


  • Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

  • Учащиеся составляют синквейн на тему «Землетрясения».

На слайде синквейн:

Землетрясение

Грозное, разрушительное

Сотрясает, пугает, сокрушает

Непредсказуемо возникает.

Катастрофа!




  • Учащиеся отвечают на вопросы.


Домашнее задание:

-творческое задание:

- Подготовьте письмо ровесникам, проживающим в сейсмоопасных регионах России, с целью предупреждения возможных последствий, а также правил поведения в ЧС природного характера.

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

углубить знания о движениях земной коры;

- объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог»

- сравнивать карты и выявлять причинно - следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений

- описывать последствия землетрясений разной силы.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

-


© 2010-2022