Конспект урока по географии для 7 класса «Население Африки»

"Описание материала: Конспект занятия подготовлен для аттестационного урока в 7 классе. Схема урока соответствует стандарту для I педагогической категории. Четко поставлены этапы урока, целеполагание к каждому этапу, проблемный вопрос. Деятельность учащихся хорошо продумана: в рабочем листе предложены разнообразные задания. Виды деятельности в течении урока неоднократно меняются (работа с картами атласа, работа в учебнике, просмотр презентации, игра, заполнение таблицы, решение географических...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии в 7 классе

Демещенко Т.А., учителя географии.


Тема урока: «Население и политическая карта Африки»


Цель: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой.

Задачи: 1. Продолжать формировать умения, видеть причинно-следственные связи, работать с тематическими картами и с информационно-географическим материалом;

2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: Продуктивный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения (учебно-наглядный комплекс): проектор мультимедиа, настенная физическая карта Африки карта, карта "Плотность населения и народы", атласы с комплектом контурных карт, рабочие тетради, рабочий лист, учебники.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная

Термины и понятия: Народ (этнос), плотность населения, расы, народы Африки: пигмеи, малагасийцы, эфиопы, бушмены и т.д.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

I.

Организационный момент. Актуализация знаний.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: вспомнить изученный ранее материал, подготовиться к усвоению нового.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: способствовать подготовке к усвоению материала

Методы: словесный, частично - поисковый


Учитель приветствует ребят, мотивирует их на урок.

Подводящий диалог. Мы уже много уроков провели по теме «Африка». Сегодня мы продолжим изучать этот интереснейший материк.

Перед вами на доске контур Африки, рядом такой же контур, но разрезанный на части, на них названия изученных тем, давайте вспомним их по порядку, охарактеризуем и разместим на первом контуре.

Один фрагмент остался белым пятном, это значит, что есть что-то, неизвестное и это нам предстоит сегодня узнать. Итак, тема сегодняшнего урока:

«Население и политическая карта Африки».

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Что будем изучать?

Правильно!

О людях, которые населяют этот материк, о расах, плотности населения, народах Африки, странах.

II.

Изучение нового материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять, каковы особенности населения Африки, его размещение по территории материка, историческое прошлое, внешние различия, особенности быта, жизни, занятия.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: организовать работу по изучению состава, плотности и размещения Африки, познакомить с историческим прошлым и современной политической картой.

Методы: словесный, частично - поисковый, исследовательский, практический.

Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего занятия познакомиться с населением Африки. Узнать, что же за люди живут на этом необыкновенном материке, познакомиться с особенностями коренного населения, с расовым и этническим составом и выявить взаимосвязь размещения населения и природных зон.

Положите перед собой ваш рабочий лист и запишите тему урока и дату.

Многие учёные считают Африку прародиной современного человека, человек современного типа появился здесь 11 тысяч лет назад. Предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы, питался растительной пищей. Останки древнейшего человека были найдены в Восточной Африке. Именно отсюда наши далекие предки расселились по всем материкам Земли. Определить пути перемещения, ученным помогли археологические находки.
Как вы думаете:
Почему первые люди могли появиться только в Африке? (позволяли благоприятные климатические условия)
Каким образом древние люди смогли переправиться на другие материки? («сухопутные мосты» в тот период суша была там, где сейчас вода)

Какой материк не был заселен? Почему? (Антарктида, т.к. самый холодный материк)
Начинаем работу.
Задание 1. На контуре показать пути расселения человека по материкам.

В настоящее время Африка занимает 2 место по численности населения среди материков. Определите по таблице, чему равна численность населения и территория материка. Насколько плотно населён континент, мы узнаем если вычислим плотность населения.

-Ребята, а в чём измеряется плотность населения? (чел/кв.км).
-Как определить среднюю плотность населения ? (разделить численность на территорию).
Произведем расчеты (ученик у доски): 840млн.чел. : 30,3 млн.кв.км = 28чел/кв.км
Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка. Откройте атласы с.18-19, карта "Плотность населения. Народы". Рассмотрите карту атласа. О чем рассказывает эта карта? Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы.

Как вы думаете, от чего зависит плотность населения? (от природных и климатических условий) Чтобы определить это, давайте вместе проведём географическое исследование: сопоставим карту плотности населения и карту природных зон.

Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую плотность; значительные территории вообще не заселены (зона пустынь); более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озёр. В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности.

Задание № 2 на контурной карте: выделите районы с высокой плотностью населения.

После открытия европейцами новых земель стало очевидным, что люди неодинаковы по внешним признакам.

Чем отличаются люди на этих фото? (У них разный цвет кожи и волос, форма черепа, глаза.)

ПРОБЛЕМА: Почему люди разные, если у них общие предки? (разные черты образовались в результате приспособления человека к местным природным условиям)

Убедиться в этом нам поможет заполнение таблицы в ваших рабочих листах.

Да, люди разные, но есть большие группы людей со сходными внешними признаками - расы. К внешним признакам относят: цвет волос, кожи, глаз, форма черепа.

Выделяют три большие человеческие расы - европеоидная, экваториальная и монголоидная.

Теперь, ребята приступим к заполнению таблицы.

В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть, жителей материка составляет - коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и негроидной.

Пришлое население европейского происхождения составляет незначительную часть и живет в районах с наилучшими климатическими условиями. Вдоль побережья Средиземного моря и на самом юге материка.

По моей просьбе ваши одноклассники подготовили для вас презентацию «Народы Африки».

Физкультминутка (пастух-зулус) Ребята! встаньте пожалуйста свободно, закройте глаза, попробуйте постоять на одной ноге, досчитайте до 10, смените ногу, повторите задание еще 1 раз.

Почему зулусы в пустыне стоят на одной ноге? (На одной ноге все кочевники отдыхают - в Австралии, Африке. Они стоят то на одной ноге, то на другой. Нам это покажется трудным, как и сидеть на корточках, а для зулусов - это наиболее удобная поза)

Задание 3. Пользуясь информацией презентации и текстом учебника (стр. 101-102), самостоятельно дополните таблицу.

Вывод: таким образом, Африка - это пестрый континент, где проживают представители всех человеческих рас. Европеоиды - на севере, негроиды - в центре занимая большую часть материка, промежуточные - на юге, и эфиопском нагорье.

Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища, любой народ или племя имеет жилище, которое отражает природные особенности и его образ жизни. Юля покажет вам рисунок и даст описание жилищ, а вы должны определить жителю, какой природной зоны оно принадлежит, и какой народ там проживает. (с.103)

А) Шатер кочевников туарегов. "Крыша нашего постоянного дома - небо, наше временное пристанище - фелидж." Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня) рис.1

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. (влажный экваториальный лес) рис.2.

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна) рис.3

Колониальное прошлое материка.

Народы Африки прошли длительный путь развития. Но в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое. Почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний.

Колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Народы Африки столетиями страдали от работорговли

(найти в учебнике информацию с.103).

Остров, лежащий напротив Дакара, в далеком прошлом называли остров Горе, потому что он был базой пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар» через «ворота без возврата» вывозили и грузили на парусники, шедшие в далекую Америку. Горестный плач и звон кандалов стихли только к середине XIX в., когда рабство было запрещено. В начале 20 века здесь было всего два свободных государства - Либерия и Эфиопия. Но в середине XX в. Африка стала материком национально-освободительной борьбы, которая привела к распаду колониальной системы.

Сегодня Африка - материк независимых государств (55).

Работа с политической картой Африки.

Задание 4. Используя политическую карту определите:

- Самые большие по площади государства Африки;
- Страны, не имеющие выхода к океану;
- Страны, имеющие выход к Индийскому океану;

- Страны, имеющие выход к Атлантическому океану.

III.

Закрепление.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: овладение навыками работы с картами, выявление взаимосвязей связанных с размещением населения.



Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: определить уровень достижения поставленных задач в течение урока, создать условия для формирования умений работать с географической картой и полученной во время урока информацией.

Методы: словесный, частично - поисковый.

Настало время для подведения итогов урока.

Блиц-опрос:

  1. Когда появились первые люди в Африке?

  2. Почему они разделились на расы?

  3. Представители, каких трёх рас проживают на материке?

  4. Где проживают представители европеоидной расы? Перечислите их.

  5. Где проживают представители экваториальной расы? Перечислите их.

  6. Представители промежуточной расы?

  7. Как размещается население на материке?

  8. Какая взаимосвязь существует между природными зонами и размещением населения?

Вывод: Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка - материк независимых государств.

И в заключении хочу посоветовать вам посмотреть очень интересный фильм о человеке и населении Земли. Это фильм " Путешествие человека" ВВС.

IV.

Дом. Задание.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить знания и умения полученные в ходе изучения темы.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Обеспечить дальнейшую работу по закреплению знаний и способов действий полученных на уроке.

Открываем дневники. Записываем домашнее задание: § 22, ответить на вопросы, составить кроссворд "Население Африки".

Выставление оценок за урок (за работу на уроке), у всех по одной оценке и у некоторых по 2 оценки.

V.

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: формирование у обучающихся способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Методы: словесный, исследовательский.

1.На уроке я работал


2.Своей работой на уроке я


3.Урок для меня показался


4.За урок я


5.Мое настроение


6.Материал урока мне был



7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным



© 2010-2022