Тема урока: Вода на Земле. Гидросфера

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Вода на Земле. Гидросфера.Тема урока: Вода на Земле. Гидросфера.Тема урока: Вода на Земле. Гидросфера.Автор: Титова Олеся Федоровна

Место работы: МБОУ СОШ № 3, г. Салехард


Тема урока: Вода на Земле. Гидросфера.

Цель урока: Дать представление о воде на Земле. Изучить особенности водной оболочки Земли.

Задачи урока: Образовательные: совершенствовать навыки работы с картами, географическими терминами, умение применять географические знаний в жизни; познакомить учащихся с процессом круговорота воды, его значением; сформировать знания о взаимодействии между всеми оболочками Земли.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся; делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и выручки, формировать у учащихся интерес к совместной деятельности, чувство ответственности за общее дело; воспитывать бережное отношение к природе и водным ресурсам.

УУД: Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; систематизировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать полученные знания.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, находить способы взаимодействия, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты: Предметные: знать - основные понятия и термины по теме «Гидросфера»;

Уметь - работать с картами атласа, схемами и рисунками, применять географические знания в жизни

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия: Гидросфера, значение воды на Земле, круговорот воды в природе.

Межпредметные связи: ОБЖ.

Ресурсы урока: Проектор, компьютер, презентация, учебник, атласы.

Формы урока: Фронтальная, групповая.

Технологии: ИКТ, Метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, присаживайтесь. Кто отсутствует?

  2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы начнём изучение нового раздела, новой оболочки Земли. Попробуйте сами отгадать название этой оболочки. На доске слова великого Антуана де Сент Экзюпери, прочтите их.

«…! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью: ты - самое большое богатство на свете».

Антуан де Сент Экзюпери

Итак, мы начинаем изучение водной оболочки Земли, которая называется гидросфера. А науку, изучающую воды Земли, называют ГИДРОЛОГИЕЙ.

1. Значение воды в природе и жизни человека. Понятие "Гидросфера".

Вода - самый удивительный минерал на земле. Есть много пословиц о воде, например, восточные гласят: «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода».

Задание: Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека.

Примерные ответы учащихся.

Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.

Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве.

С давних времён вода служила для защиты от врагов. Люди нередко селились не на суше, а на воде: вбивали сваи в дно реки, озера. Такой дом был надёжно защищён от зверей и врагов.

Некоторые живые организмы, например, медузы, состоят из воды на 99%, а человек состоит из воды на 2/3. Человек умрёт, если потеряет 12% влаги своего организма.

На берегу морей, рек человек отдыхает, на воду человек может смотреть бесконечно долго.

По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.

На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.

Вода разрушает горные породы, влияет на климат.

Вывод учителя: Вода незаменима. Известно, что из всех планет в нашей солнечной системе, вода, есть только на Земле. И нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить воду. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный - голубой. Это потому, что голубого цвета на нем больше, чем зелёного, коричневого. Голубым цветом на глобусе и карте изображена вода.

Вопрос к учащимся: Сколько занимает вода? Суша?

71 % всей поверхности нашей планеты покрыто водой, 29 % - сушей.


  1. Состав гидросферы.

Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только

в Мировом океане.

Вопрос к учащимся: Где еще находится вода в природе?

Примерные ответы учащихся: в реках, озерах, ледниках, прудах,

водохранилищах, подземных водах и т.д.

Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме.

Я рисую на доске, а вы в тетрадях.

ГИДРОСФЕРА




Мировой Воды Вода в

Океан суши атмосфере

Все части гидросферы связаны между собой. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.

Работа с учебником. А теперь ваша задача найти и выписать в каких состояниях встречается вода (жидком, твердом (лёд) и газообразном (пар) и на какие группы делится (пресная и соленая).

  1. Мировой круговорот воды в природе.

Пресной воды очень мало. Такого количества хватило бы человечеству на несколько лет. Но реки и озёра не пересыхают.

Почему вода не исчезает? Благодаря Солнцу происходит круговорот воды в природе.

Задание учащимся: Пользуясь слайдом из презентации «Гидросфера», расскажите, как происходит круговорот воды в природе, как перемещается вода в пространстве?

Предполагаемый ответ учащихся: Солнце нагревает океан. Вода испаряется с поверхности океана и поднимается вверх. На высоте водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, образуются облака. Из облаков выпадают осадки: дождь, снег. Вода попадает обратно в океан. А если подует ветер. Облака окажутся над сушей и из них выпадают осадки, которые падают на землю: в реки, или просачиваются в землю, или выпадают в горах. Реки собирают воду на суше и несут её в океан, возвращая обратно. Так происходит круговорот воды в природе.

А Вы знаете, что в природе выделяют два круговорота воды. Малый и большой. (Рассуждение и объяснение).

Задание учащимся: зарисовать схему большого круговорота воды в природе.

Вывод учителя: Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.

4. Закрепление полученных знаний

1) Что называется гидросферой?

2) Назовите составные части гидросферы?

3) Что называют круговоротом воды в природе?

4) Какая бывает вода на Земле и какой больше?

5) Что понравилось на уроке и что осталось не понятным?

  1. Подведение итогов урока

Выставление оценок.


  1. Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: Что тебе понравилось на уроке?

Предлагаются варианты ответов:

  1. Сегодня я на уроке узнал…

  2. Было интересно…

  3. Я научился…

  4. Меня удивило…

А что осталось не понятным?

7. Домашнее задание.

П. 42, устно ответить на вопросы после параграфа. Написать рассказ «Путешествие капельки по большому круговороту воды».













© 2010-2022