• Преподавателю
  • География
  • ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

(из опыта работы)


Черных Е.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №14, г. Ставрополь


Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Эта задача выделена как одна из главных для современной школы в Послании президента Д. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации.

Мы стремительно движемся к построению информационного общества. В обществе такого типа решающую роль будут играть не природные ресурсы, а информация и научные знания, а также собственный опыт интеллектуальной деятельности. Поэтому важно научить школьника умению не потреблять знания, предложенные учителем, а искать их. А это, значит, научить их самостоятельно работать с учебным материалом, решать нетрадиционные задачи, находя связь между полученными знаниями и явлениями действительной жизни; анализировать и делать самостоятельные выводы. Главная роль в формировании перечисленных навыков принадлежит школе.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения и принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов (Башмаков А.И., Старых В.А., 2003).

Учащиеся старших классов чаще, чем подростки, указывают на то, что познание окружающей их природы, социально-экономического окружения они желали бы проводить лично, в ходе самостоятельных путешествий, экс­педиций, исследований. В условиях традиционного обучения это выполнить крайне сложно. Процесс взросления подростков неизменно усложняет стоя­щие перед ним вопросы, направленные на познание окружающего мира. Расширение психологического «своего пространства» уже в начале подрост­кового периода выходит за рамки своей местности и родного края, включая и более удаленные регионы Земли, становящиеся в условиях суженного ин­формационного пространства, к тому же - недоступного для непосредствен­ного ощущения, все более входит в конфликт с традиционной системой обу­чения географии - изучаются географические объекты, удаленные на тысячи километров, а масштабы и длительность географических явлений делает не­возможным наблюдать их в естественных условия ( Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. 2003).

Такая география становится для учащихся все более непонятной, скуч­ной «вещью в себе». К старшим классам конфликт все более нарастает, в ре­зультате чего география к XI классу становится, чуть ли не самым непопу­лярным для школьников предметом.

Для эффективного использования ИКТ в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, не требующие серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов, которые помогали бы преподавателю при подготовке занятий и систематизации методического материала, а учащемуся осваивать новый материал и овладевать новыми технологиями (Воронина Т.П., Кашицин В.П., 2002).

Использование образовательных ресурсов и возможностей Сети в школах нашей страны имеет свою историю и свою специфику. Именно в России появление новой компьютерной техники удачно сочетается с наличием педагогических кадров, обладающих достаточным уровнем знаний, практически неограниченными познавательными способностями и неугасимым интересом ко всему новому. Такой подход имеет целый ряд положительных моментов:

  • обучение информатике не меняет ни методов обучения, ни организации школьной жизни;

  • переход к использованию новых компьютерных технологий в учебном процессе оказывает глубокое воздействие на способ усвоения знаний, содержания обучения и взаимосвязь между дисциплинами, функции преподавателя и организацию работы учебного заведения;

  • обучение преподавателя-предметника методам использования компьютера в преподавании своей дисциплины становится одной из важнейших задач современного образования; (Григорьев С.Г., Гриншкун В.В.,2005).

Несмотря на то, что в нашей стране и за рубежом за много лет накоплен богатый опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, многие педагоги с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Это могут быть общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, Drimweaver, Intel «Обучение для будущего» и другие программы (Лазарев и др., 2001). Очень полезной для учителя географии может стать программа MS Map Point, позволяющая внедрять геоинформационные системы в обучение географии, создающие динамичные картографические образы.

Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Так, при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.

В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.

В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска.

Электронные презентации хороши тогда, когда учащимся дается опережающее или творческое задание. Электронная презентация «Как я провел лето» позволит ребятам интересно рассказать о тех местах, где они побывали, продемонстрировать свои знания о тех местах, где они отдыхали, проиллюстрировать их фотографиями. Такие презентации могут демонстрироваться на уроках географии, когда изучается природа или хозяйство тех мест, где побывали школьники и носить творческий характер, хотя определенные требования к содержанию таких презентаций должны предлагаться учителем.

Таким образом, демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран. Мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран) позволяют проводить обучение лицеистов с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников.

Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века».

С целью изучения степени улучшения эффективности преподава­ния географии нами были разработаны методические рекомендации для про­ведения эксперимента с использованием инновационных технологий на ос­нове использования средств ПК.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы) Внедрение методических разработок показали, что внедрение компьютерных форм обучения в образовательный процесс имеет положительный характер, и охотно воспринимаются учащимися. Кроме того, постоянно росла заинте­ресованность учащихся в географии как в учебном предмете и уровень их знаний. Результаты эксперимента по внедрению компьютерных уроков, как способа активизации познавательной деятельности учащихся в 10-х классах отличаются довольно высокими показателями. Это объясняется тем, что в начале эксперимента учащиеся с энтузиазмом приняли новый вид учебной деятельности, и как следствие произошло повышение уровня познавательной активности и уровня знаний учащихся. Так же на начальном этапе у учащих­ся 10-х классов повысился интерес к географии как к учебному предмету. Но в целом у учащихся 10-х классов уже сложилось личностное отношение к гео­графии, и надо сказать весьма негативное, кроме того, сказалось отсутствие установки на изучение данного предмета у части класса.

Оценки отношения учащихся к учебному предмету география и применению в процессе изучения дополнительных форм обучения

Почему вы посещаете урок географии %

Д

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)о внедрения использования ИКТ на уроках географии

Экспериментальный класс

- 21 чел. 100%

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

П


осле внедрения использования ИКТ на уроках географии

Экспериментальный класс

- 21 чел. 100%



ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

Что нужно сделать, для того, чтобы Вы посещали уроки географии с удовольствием?

До внедрения использования ИКТ на уроках географии

Экспериментальный класс

- 21 чел. 100%

П



осле внедрения использования ИКТ на уроках географии

Экспериментальный класс

- 21 чел. 100%

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

Какой урок для Вас более интересен?

Д


о внедрения использования ИКТ на уроках географии

Экспериментальный класс

- 21 чел. 100%

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

П


осле внедрения использования ИКТ на уроках географии

Экспериментальный класс

- 21 чел. 100%

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)



Таким образом, можно отметить, что предлагаемые разработки уроков носят практическую направленность и позволяет педагогу и учащимся наиболее эффективно использовать рабочее время урока, консультации; самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, подготовиться к поступлению в вуз, к предметной олимпиаде; своевременно произвести оценку знаний учащихся по самостоятельно изученным темам; расширить кругозор учащихся за рамками предмета; освоить понятийный аппарат курса географии; воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Следует отметить, что очень интересным и содержательным программным продуктом является программное обеспечение по географии, предлагаемое в рамках «КМ-школы». Данный программный продукт дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний благодаря большому количеству предлагаемых в продукте тестовых заданий по разным темам (Скатова Н.Н., Попова Е.А.,2002).

С применением мультимедиа более эффективно могут решаться проблемы развития междисциплинарного мышления учеников. В 6 классе на уроках географии изучая темы раздела «План и карта» можно использовать электронный учебник по математике, где детально представлены правила построения и измерения углов свыше 180 градусов, правила построения графиков. Данные материалы помогут освоить указанные приемы и использовать их на уроках при изучении тем «Азимут» и при выполнении практической работы «Построение графика температур и розы ветров» в теме «Погода и климат». Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности. Возможно его использование и на уроках изучения новой темы, и закрепления пройденного материала.

Весь курс географии сопровождается изучением различных процессов, механизмов, происходящих в природе и обществе - «Круговорот воды в природе», «Циркуляция воздушных масс», «Смена времен года», «Смена природных зон от экватора к полюсам», Смена природных зон в горах от подножия к вершине», «Изменение природы под действием человека» и т.д. При изучении таких процессов, механизмов можно создавать свои презентации, веб-страницы, используя Интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками по географии для 6-10 класса, Географической энциклопедией стран для 10 класса, энциклопедией Кирилла и Мефодия и др. Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т.д., удачно использованное в структуре урока позволит учащимся лучше усваивать данные темы учениками.

При помощи компьютерных технологий на уроках можно проводить проверку знаний учащихся. Для этого могут быть использованы компьютерные тесты, составленные самостоятельно в различных готовых оболочках, в том числе и в оболочке «Познание». Кроме того, могут быть использованы и готовые тесты, предлагаемые на различных дисках и которые можно приобрести в магазине. Например, по природоведению, задания на CD «Подготовка к Единому экзамену по географии». Проверку можно осуществлять как индивидуально, так и по группам, загрузив программный продукт по сети на персональные компьютеры учащихся.

Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций, веб-страниц. Например, в 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создать презентации. В 9 классе - можно сделать презентации. Веб-страницы по темам «Города России», «Города науки», «Военно-промышленный комплекс России» и т.д. На экзаменационной защите рефератов в 9 классе по экономической географии России и экономической и социальной географии мира в и 10 классе ученики могут использовать электронное приложение к своему реферату, где могут быть представлены ключевые моменты доклада, подборка материалов из Интернета (цифры, фото, диаграммы и т.п.).

Проанализировав результаты использования, ИКТ на уроках географии я пришла к следующим выводам:

  • -активизирует познавательную активность учащихся;

  • -поддерживает интерес к изучению географии;

  • -повышает объем выполнения работы на уроке;

  • -помогают учителю усовершенствовать контроль знаний;

  • -обеспечивает доступ к различным справочным системам, различным информационным ресурсам;

  • -помогает закрепить полученные на уроке знания, умения, навыки.

Сегодняшнее развития педагогической науки обусловлено, прежде всего, необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его ин­теллектуального потенциала, на развитие умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования возможностей современных тех­нологий информационного взаимодействия и, прежде всего, таких как Ин­тернет, Мультимедиа, Телекоммуникации, Географические Информацион­ные Системы.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи

Литература

1) Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2003

2) Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика N5 2003г стр.12-16.

3) Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 2002. 220 с.

4) Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина. // В сб. Материалы ХVI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2005. С. 102-104.

5) Лазарев и др. Новые информационные технологии обучения и деятельностные подходы к проектированию//Народ. образование N10, 2001г.

6) Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии // География в школе. - М.: 8. 2002.




























Заявка на участие в Международной научно - практической конференции

«Модернизация системы непрерывного образования»


  1. Черных Елена Николаевна

  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №14, г. Ставрополь, учитель географии

  1. Выступление с докладом

  2. Применение информационно - коммуникационных технологий в школьном курсе географии

  3. 8-928-637-96-39, г. Ставрополь, ул. Морозова, 95











© 2010-2022