Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)


ШКОЛА МИРА МИРОВ ______________________________________________________________________________

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля»

(МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля»)

Карла Маркса улица, дом 45, город Усть-Илимск, Иркутская область, Российская Федерация, 666686

Тел. 8(395-35)3-69-66 факс 8(395-35)3-8385 e-mail [email protected] сайт miramirov@ru

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №

от « 28 » августа 2015 г.

Руководитель МО

__________________

Е.А. Жернакова


Согласовано

на НМС

Протокол № 1

от «29» августа 2015 г.

Зам. директора _____________________

Т.Н. Суворова

Утверждено

приказом № 272

от «31» августа 2015 г.

Директор


__________________

З.А. Мисикова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«География Иркутской области»

8 КЛАСС

2015-2016 учебный год


Составила Гребенева Светлана Владимировна,

учитель географии






Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: сборника Главного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. « География Иркутской области». Программа курса и информационные материалы - Иркутск: Сарма,2011г.

Программа « География Иркутской области» - Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С.

Курс «География Иркутской области» введён в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается « Физическая география Иркутской области» (17часов). В 9 классе «Экономическая география Иркутской области» (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России. Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и трансформации экономики в переходный период. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующихся отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием (Бояркин В.М.), атласом «Иркутск и Иркутская область» и «Рабочей тетрадью».

Требования к результатам обучения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);Ъ
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Ученик должен знать:

- особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных ее районов;

- историю исследования и этапы хозяйственного освоения;

- влияние природы на заселение территории и здоровья населения;

- обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов, хозяйственную их оценку и рациональное использование;

- экологическую ситуацию области.

Ученик должен уметь:

-читать и анализировать карту, графические (диаграмма, графики) и статистические материалы;

-описывать и характеризовать ЭГП области, административных районов, городов;

-составлять диаграммы, графики, картосхемы;

-распознавать и обозначать на контурной карте города, месторождения полезных ископаемых, устанавливать причинно-следственные связи в системе «общество-природа » на основе анализа различных тематических карт;

-объяснять особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строением территории.

Цель обучения и воспитания в школе: Воспитание миролюбивой толерантной личности, способной выстраивать диалог с другими, обладающей эстетическим сознанием, экологической культурой, проявляющей способность к миротворчеству, к созидательной деятельности «здесь и сейчас».





















Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

урока

Кол. час.

Дата

Элементы предметного содержания

ИКТ, интеграция

УУД

Планируемые
результаты

Виды и формы контроля

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные.

Коммуникативные.



Раздел I.Физическая география Иркутской области.


1

Введение

Урок 1

Что изучает физическая география Иркутской области.

1 ч


16.01

Что изучает физическая география Ир-кутской области. Положение своего региона на карте

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно - следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с биологией, химией и историей.

Формирование:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Практическая работа № 1 Знакомство с источниками информации.

2

Тема 1: Территория, границы, географическое положение

Урок 1

Географическое положение, границы, величина территории.

1 ч

23.01

Координаты, протяжённость.

Конти-нентальное положение. Естественные и административные границы. Величина территории

Знать: особенности ГП области, площадь территории, протяженность с севера на юг и с запада на восток, регионы с которыми граничит.

Уметь: описывать ГП области, работать с картами атласа и контурными картами, объяснять значение для жизнедеятельности ГП. Смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование

Практическая работа № 2 Нанесение на карту границ, крайних точек, координат

3

Тема 2: История исследования территории области

Урок 1

История освоения и исследования Иркутской области.

2 ч

/

1 ч

30.01

17 в. - век земле-проходцев и осно-вание острогов. П. Пянда, В.Бугор, К.Иванов, Я. Поха-бов, Е.Хабаров

18 в.- начало науч-ных исследований территории области. 19 в. - учреждения РГО в Иркутске. 20 в. - Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных ученых.

Знать: Основные этапы развития географии области, имена ученых, районы исследования

Уметь: Определять важные направления географических исследований на разных этапах, имена учёных, осуществить подборку статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учеными

Устанавливать причинно-следственные связи. Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Анализировать данные, работы с атласом и контурными картами

Практическая работа № 3 Пути землепроходцев

4

Тема 2: История исследования территории области

Урок 2

История освоения и исследования Иркутской области. Пути землепроходцев.

1 ч

06.02

1. Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания. Почему северные остроги основаны раньше, чем южные.

2. Доклады, рефераты.

Практическая работа № 3 Пути землепроходцев. Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания. Почему северные остроги основаны раньше, чем южные

5

Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые

Урок 1

Геологическое строение, сейсмичность территории.

2 ч

/

1 ч

13.02

Платформа, складчатые пояса, впадины, их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности размещения. Минеральные ресурсы, проблемы их рационального использования. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.

Называют: основные геологические эры, структуры коры. Показывать по карте подвижные складчатые пояса, платформы, щиты на территории области.

Объясняют: причины географических явлений на основе применения понятий «геологическое летоисчисление».

Устанавливать причинно-следственные связи. Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Анализировать данные, работы с атласом и контурными картами

6

Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые

Урок 2

Полезные ископаемые, закономерности их размещения.

1 ч

20.02

Практическая работа № 4,5 Нанесение на карту месторождений полезных ископаемых. Знакомство с коллекцией горных пород.

7

Тема 4: Рельеф Иркутской области

Урок 1

Основные формы и особенности рельефа.

1 ч

27.02

Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование

Показывают: крупные равнины и горные системы. Объясняют: образование и размещение форм рельефа, его разнообразие по размерам, возрасту, высоте. Причины вызывающие изменение рельефа, на территории страны во времени. Аргументируют свою точку зрения об изменение рельефа территории под действием природных и антропогенных факторов, появления эрозийных объектов.

Практическая работа № 6 Нанесение на карту орографических единиц

8

Тема 5: Климат Иркутской области

Урок 1

Климатообразующие факторы. Особенности климата.

2 ч

/

1 ч

05.03

Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления. Климат и здоровье человека

Читать и анализировать карту, графические и статические материалы. Устанавливать причинно-следственные связи. Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Создать условия для развития пространственного воображения, навыков визуальных наблюдений, развития умений анализировать результаты практической деятельности, работать с источниками информации

9

Тема 5: Климат Иркутской области

Урок 2

Практическая работа №7 Анализ графиков температуры, осадков, розы ветров.

1 ч

12.03

Практическая работа №7 Анализ графиков температуры, осадков, розы ветров.

10

Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота.

Урок 1

Разнообразие и богатство вод области. Реки.

1 ч

19.03

Называют: распределение рек по бассейнам океанов. Основные области современного оледенения и крупные ледники, озера. Показывают реки на карте области.

Объясняют: признаки понятий «падение» и «уклон» реки. Определяют уклон реки при помощи данных карты и табличных данных, распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком Прогнозируют: изменение водных ресурсов под действием природных и антропогенных факторов. Изучить памятники природы и культуры заданной местности, их экологическое состояние. Читать и анализировать карту, графические и статические материалы. Устанавливать причинно-следственные связи. Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию

Практическая работа № 8 Работа с диаграммами и текстом карт. Составление характеристики речной сети- Ангары, Лены, Нижней Тунгуски

11

Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота

Урок 2

Озёра и водохранилища.

Байкал - уникальный водоем планеты

1 ч

02.04

Разнообразие и богатство вод области. Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети - Ангары, Лены, Нижней Тунгуски. Озера и водохранилища. Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Многолетняя мерзлота

12

Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота

Урок 3

Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Многолетняя мерзлота

1 ч

09.04

13

Тема 7: Почвы Иркутской области

Урок 1

Почвы, почвенно-земельные ресурсы

1 ч

16.04

Почвы, их образования, значение в природе и жизни человека. Почвы тайги, лесостепей, степей, горных территорий. Почвенно-земельные ресурсы. Почвы своей местности

Называют: признаки понятия «почва», главные свойства почвы, типы почв, зональные типы почв. Объясняют: почвообразовательные процессы. Признаки понятий «мелиорация». Зональность типов почв. Характеризуют строение почвенных профилей. Прогнозируют: образование плодородных почв, учитывая почвообразующие факторы

Практическая работа № 9 Знакомство с почвенной картой области

14


Тема 8: Растительность Иркутской области

Урок 1

Зона тайги.

Растительные ресурсы области, их охрана и использование.

«Красная книга» Иркутской области

1 ч

23.04

Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. Причины появления «островной» растительности. Вертикальная поясность. Красная книга Иркутской обла-сти. Разнообразие животного мира. Видовой состав. Охотничье-промысловые ресурсы области. Проблема охраны животных

Называют: основные типы растительности и представителей животного мира по природным зонам. Объясняют: особенности растительного и животного мира природных зон. Основные виды природных ресурсов, примеры рационального и нерационального природопользования. Характеризуют природные ресурсы по признаку исчерпаемости. Аргументируют свою точку зрения о необходимости создания на территории области новых заповедников и национальных парков.

Читать и анализировать карту, графические и статические материалы. Устанавливать причинно-следственные связи. Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию

Практическая работа № 10 Знакомство с картой растительности области. Характеристика деревьев и кустарников тайги

15

Тема 9: Животный мир Иркутской области

Урок 1

Разнообразие животного мира области. Видовой состав. Охотничье-промысловые ресурсы области. «Красная книга» Иркутской области

1 ч

30.04

Практическая работа № 11 Знакомство с зоогеографической картой области.

16

Тема 10: Природно-территориальные комплексы и охрана природы

Урок 1

ПТК тайги, лесостепи, степей, горных территорий. Охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники. Экологические проблемы Прибайкалья.

1 ч

07.05

Природно-территориальные комплексы тайги, горных территорий, краткая их характеристика. Охраняемые территории. Памятники мирового наследия

Называют (показывают): признаки понятий «природно-территориальный комплекс». Объясняют: разнообразие природы и природных комплексов на территории страны (на суше и на море). Характеризуют: природные комплексы на территории страны (на суше и на море). Аргументируют свою точку зрения об изменении ПЗ под влиянием человека. Оценивать экологическую ситуацию в области и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Практическая работа №12 Знакомство с картами районирования

17

Тема 11: Природа «малой родины»

Урок 1

Характеристика г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района

2 ч

14.05

Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию

Практическая работа №13 Составление плана своего населённого пункта.



© 2010-2022