Экологическое краеведение. Модуль краеведческого объединения

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модуль «Экологическое краеведение»

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок. Для решения проблемы окружающей природной среды, а точнее пространственно - временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально - природных и социально - экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек в этой системе живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально - дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися, позволяет регионально - краеведческий подход. Своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения; овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения; выработка основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения. Курс позволяет более широко использовать такие формы работы, как, эколого - краеведческие экскурсии, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий; а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания.

Модуль «Экологическое краеведение» рассчитан на 17 часов.

Экологическое краеведение включает в себя следующие разделы:

  • Изучение взаимосвязей, взаимообусловленностей и взаимодействий отдельных элементов природы в ландшафте (установление связей между рельефом, микроклиматом, характером горных пород, почвами, растительностью и т.д.);

Изучение процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью;

  • Изучение естественных процессов видоизменения рельефа, совершающегося на глазах у человека и под его влиянием;

  • Изучение хозяйственной деятельности населения, его отдельных занятий, сезонности работы в сельском хозяйстве, промыслах и промышленности, связей между природной средой и хозяйством, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни;

  • Составление комплексной эколого - географической характеристики территории.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать:

  1. цели, задачи, теоретическое и практическое значение природопользования;

  2. роль труда во взаимодействии человека с природой;

  3. природопользование: стихийное, хищническое, рациональное;

  4. причины экологического кризиса;

  5. возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;

  6. роль научно - технического прогресса в управлении природопользованием и охране окружающей человека среды;

  7. суть проблемы добычи и использования полезных ископаемых. Роль и экономические особенности воды как природного ресурса;

  8. значение воздуха для жизни на Земле, его ресурсы и возможные пути управления качественными и количественными особенностями воздуха;

  9. значение почв в биосфере и жизнедеятельности человека;

  10. плодородие почв. Возможные пути улучшения землепользования;

  11. значение лесов в биосфере и жизнедеятельности человека;

  12. суть проблемы сохранения лесных ресурсов;

  13. ресурсосбережение. Виды юридической ответственности за ущерб окружающей среде;

  14. основные формы и оптимальный вариант размещения производства;

  15. роль транспорта в размещении производства и его влияние на окружающую среду, здоровье людей.

Учащиеся должны уметь:

  1. раскрывать противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы;

  2. объяснять многоаспектное значение природы в жизни и деятельности человека;

  3. составлять макет хозяйственного проекта и давать ему эколого - экономическую оценку;

  4. приводить примеры рациональной добычи и использования полезных ископаемых;

  5. оценивать состояние вод своей местности;

  6. выявлять источники загрязнения воздуха своей местности;

  7. владеть элементарными методами определения некоторых загрязнителей воздуха;

  8. оценивать земельные ресурсы своей местности;

  9. выявлять меры по воспроизводству плодородия почв своей местности;

  10. оценивать состояние лесных ресурсов своей местности;

  11. определять меры экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий своей местности;

  12. определять меры, необходимые для предупреждения вредного воздействия транспорта на окружающую среду своей местности.











Введение

Всего часов

В том числе

Лекция

Практич.

занятия

Экскурсия

Семинар

1

Введение

1

0,5


0,5


2-3

Экология ландшафтов

2

0,5

0,5

1


4

Геоэкологические проблемы области.


1


1



5-6

Экология поверхностных вод.


1

0,5


1

0,5

7

Экология подземных вод.


2


1

1


8

Экологические проблемы водоснабжения.


1




1

9-10

Экология леса


2


1

1


11

Экологические проблемы атмосферы.


1

0,5



0,5

12-13

Экологические проблемы почв.


1


1

1


14-16

Экологические проблемы мелиорации


3

1

1

1


17

Итоговое занятие

1





Экология ландшафтов.

  1. Типы экосистем области.

  2. Роль физических экологических факторов.

  3. Основные вопросы геофизики ландшафтов.

  4. Геохимия ландшафтов.

Геоэкологические проблемы области.

  1. Виды минерального сырья в области и экологические последствия их добычи и переработки.

  2. Проблемы рекультивации земель после горных работ.

  3. Загрязнение окружающей среды при горных работах. (Экологическая минералогия)

Экология поверхностных вод.

  1. Особенности химического состава поверхностных вод Новгородской области.

  2. Характеристика поверхностных вод (количество рек, озёр, их распределение по области и районам).

  3. Биологические индикаторы загрязнения поверхностных вод.

  4. Угрожающие факторы загрязнения.

Экология подземных вод.

  1. Характеристика подземных вод.

  2. Химический состав.

  3. Использование подземных вод в лечебных целях, в животноводстве.

  4. Угроза загрязнения подземных вод.

Экологические проблемы водоснабжения.

  1. Размеры потребления воды.

  2. Требования предъявляемые к питьевой воде.

  3. Экономические проблемы воды (стоимость воды)

  4. Степень обеспеченности населения питьевой водой.

  5. Особенности водоподготовки в Воронежской области (воду нельзя хлорировать)

Экология леса

Общая характеристика лесов Воронежской области

Экологические проблемы атмосферы.

  1. Локальные источники загрязнения

  2. Трансграничные источники загрязнения (загрязнения с сопредельных территорий).

Экологические проблемы почв.

  1. Экологические особенности почв Воронежской области.

  2. Степень их деградации.

  3. Необходимые химические соединения.

Экологические проблемы мелиорации

  1. Общая характеристика заболоченных территорий.

  2. Экологическая роль болот.

  3. Общие факторы мелиорации (понижения уровня грунтовых вод, усыхание лесов).

  4. Масштабы мелиоративных работ в Воронежской области.

  • Методы экологического мониторинга.

  • Основы экологического правоведения.

  • Охраняемые виды растений и животных на территории Воронежской области.

  • Экологические проблемы особоохраняемых территорий (национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы).

  • Экологические проблемы здравоохранения.

  • Экологически опасные производства на территории Воронежской области.

  • Организация экологических троп.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Социальная экология. Маркович Д. Ж. - М.: Просвещение, 1991.

  2. Экология. Родионов А. И. - СПб: Химия, 1996.

  3. Экология. Радкевич В. А. - Мн.: Выш. Шк., 1998.

  4. Экология. А. П. Ошмарин. - Ярославль: «Академия развития», 1998.

  5. Экология для начальной школы. Цветкова И. В. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

  6. Глобальные проблемы человечества. Родионова И. А. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

Экологическое краеведение. Модуль краеведческого объединения.

© 2010-2022