Приложение к рабочей программе 6 класс, география

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение №1


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Приложение №2


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Приложение № 3

Проверочная работа № 1.

Топографический диктант.

Ход работы:

Изобразите условные знаки следующих объектов:

Вариант 1.

Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.

Вариант 2.

Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.

Практическая работа № 1

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний

Цели работы:

1. Научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимута, находить объекты по заданным азимутам.

2. Научиться определять расстояния приборами, шагами и на глаз.

Последовательность выполнения работы

  1. Изучите предложенные способы ориентирования. Какие из предложенных способов вы сможете применить сейчас для определения сторон горизонта?

  2. Определите стороны горизонта.В полевом дневнике опишите применяемые вами способы ориентирования.

Ориентирование на местности. Сориентироваться на местности - это значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по звездам, по местным признакам. Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, по направлению левой - запад, а сзади - юг.

Ориентирование по Солнцу

В наших (средних) широтах Солнце:

  • в 7 ч утра приблизительно бывает на востоке,

  • в 10 ч - на юго-востоке,

  • в 13 ч - на юге,

  • в 16 ч - на юго-западе,

  • в 19 ч - на западе.

Ориентирование с помощью гномона

  • В полдень тень гномона направлена на север.

Ориентирование по часам

  • Положить часы на вытянутую ладонь

  • Часовую стрелку направить на Солнце.

  • Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.

  • Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление на юг.

Ориентирование по звездам

  1. Найти ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд.

  2. Мысленно отложить на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.

  3. Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта.

Ориентирование по местным признакам

  1. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее, а у березы светлее - на южной.

  2. У сосны вторичная бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне поднимается выше по стволу.

  3. С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками.

  4. На деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с южной стороны.

  5. У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.

  6. Толщина годичных колец пня спиленного дерева, росшего отдельно, больше с южной стороны.

  7. Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный - крутой.

  8. Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, в жаркий период лета - на южных, затененных.

  9. Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.

  10. Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.

  11. Снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - «шипы», направленные на юг.

  12. Алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.

  13. Приподнятые концы нижних перекладин крестов церквей обращены на север.

В реальной действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании нужно учитывать не один, а несколько признаков. Самым надежным способом ориентирования является ориентирование с помощью компаса.

Ориентирование с помощью компаса

  1. Положить компас на ровную поверхность и отпустить фиксатор.

  2. Дать стрелке успокоиться.

  3. Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.

  4. Вращая коробочку компаса, подвести под темный конец стрелки букву С (север).

  5. Компас сориентирован.

3. Точное направление на предмет узнают по шкале компаса, вычисляя азимут.

Азимут - это угол между направлением на север и на какой- нибудь предмет местности. Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°.

Чтобы определить азимут на предмет, надо:

  1. сориентировать компас. Для этого корпус компаса повернуть так, чтобы буква С совпала с темным концом магнитной стрелки.

  2. На стекло компаса положить тонкую палочку или спичку по направлению от центра к предмету.

  3. По шкале компаса отсчитать величину дуги от 0° до линии направления на предмет.

  4. Определите азимут на предметы, указанные учителем. Результаты запишите в полевом дневнике.

  5. Определите расстояния между этими предметами. Результаты работы запишите в полевом дневнике.

Измерение расстояний на местности. Расстояния на местности можно измерить мерной лентой, шагами, землемерным циркулем.

Чтобы определить расстояние шагами, надо:

  1. отмерить рулеткой линию длиной 100 или 50 м.

  2. Это расстояние пройти обычным шагом, считая число сделанных шагов. Например, 100 м пройдено за 96 пар шагов: 100 : 96 = 1 м 4 см; можно округлить это число и считать, что одна пара шагов равна 1 м.

  3. При измерении расстояний шагами считают количество пройденных пар шагов, а потом умножают полученную величину на длину одной пары шагов.

Контрольнаяя работа №1

Итоговый тест по теме «Виды изображения земной поверхности».


1. Что проведено на карте от полюса до полюса?

1) параллели 2) меридианы 3) экватор 4) нулевой меридиан

2. Что на карте показывает направление запад-восток?

1) экватор 2) параллели 3) меридианы 4) нулевой меридиан

3. Как называются точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью?

1) экватор 2) параллели 3) меридианы 4) полюс

4. Что происходит с длиной параллелей по мере удаления от экватора к полюсам?

1) уменьшается 2) увеличивается 3) не изменяется

5. Какой масштаб самый крупный?

1) 1:100 2) 1:1000 3) 1:10000 4) 1:100000

6. Что показывает на карте направление север-юг?

1) экватор 2) параллели 3) меридианы 4) полюс

7. В каком Океане находится точка с координатами 0 ш. и 0 д.?

1) в Тихом 2) в Индийском 3) в Атлантическом 4) в СЛ

8. Какому расстоянию на местности соответствует отрезок длиной 3 см на плане с масштабом 1:2000?

1) 6 км 2) 60 м 3) 600 м 4) 6000 м

9. Какой азимут соответствует восточной стороне горизонта?

1) 180 2) 225 3) 90 4) 315

10. На каком материке находится точка с координатами 30 с. ш. и 90 в. д.?

1) в Австралии 2) в Африке 3) в Северной Америке 4) в Евразии

11. Как называется расстояние в градусах от нулевого меридиана до точки на поверхности Земли?

1) меридиан 2) параллель 3) широта 4) долгота

12. Почему на Земле происходит смена дня и ночи?

1) из-за вращения Земли вокруг своей оси

2) из-за притяжения Луны

3) из-за вращения Земли вокруг Солнца и постоянного наклона оси к плоскости орбиты

4) из-за вращения Земли вокруг Солнца

13. За какой период Земля совершает один оборот вокруг Солнца?

1) за одни сутки 2) за 365 дней 6 ч 9 мин 3) за 30 дней 4) за 366 дней

14. Какого масштаба не существует?

1) именованного 2) численного 3) линейного 4) квадратного

15. Чему равена 1 меридиана?

1) 1 км 2) 11 км 3) 111 км 4)1111 км

Практическая работа № 3

Определение горных пород пообразцам

Цели работы:

1. Получить представление о горных породах, их происхождении и использовании.

2. Научиться различать осадочные и магматические горные породы по внешним признакам.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите горные породы по предложенным образцам.

  2. Названия горных пород запишите в таблицу соответственно их происхождению.

Магматические

Осадочные

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические


3. Опишите предложенную учителем горную породу по плану.

План

Описание горной породы

  • Название.

  • Плотная, рыхлая или сыпучая.

  • Масса (легкая или тяжелая).

  • Цвет.

  • Блеск.

  • Твердость.

  • Если обломочная:

а) размер обломков: крупнообломочная - более 2 мм;

среднеобломочная - 2-0,05 мм; мелкообломочная (пылеватая) - 0,05-0,01;

б) форма обломков: окатанные (например, валун, галька) или нет (глыба, щебень);

в) сцементированные или нет (например, песок или песчаник).

  • Если органическая: можно ли рассмотреть следы органического происхождения.



Контрольная работа по теме «Литосфера» (6 класс)

ВАРИАНТ 1.

I. Выполните тест.

1. В состав литосферы входят

а) ядро, мантия, земная кора

б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора

в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора

г) верхняя мантия, земная кора

2.Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются

а) вулканическими в) глубинными

б) магматическими г) метаморфическими

3. К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы?

а) к топливным в) к нерудным

б) к рудным г) выделяются в отдельную группу.

4. В каком океане расположен самый глубоководный жёлоб?

а) в Атлантическом в) в Тихом

б) в Индийском г) в Северном Ледовитом

II. Заполните пропуски в тексте.

Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их происходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1) … . Самые крупные из них - 2) … и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3) … океана до 4) … .

III. Выберите верные утверждения.

1) По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы

2) Примером изверженной магматической горной породы может служить базальт

3) Осадочные горные породы могут образовываться при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде

4) Магматические горные породы возникают их метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления

5) Уголь, нефть, известняк, мел - все эти горные породы являются осадочными органическими

IV. Установите соответствие.

1) Ядро а) 3,5 тыс. км б) 5 - 80 км,

2) Мантия в) 2,9 тыс. км г) 6 000°С

3) Земная кора д) 2 000°С

V. Определите, какие из приведённых слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания (проставьте соответствующие цифры).

1 - растворение; 2 - температура; 3 - барханы; 4 - корни; 5 - каменная соль; 6 - галька;

7 - живые организмы; 8 - подземные слои; 9 - прорастает.

А - физическое ______, Б - химическое ______, В - Биогенное _______ .

VI. Дайте определения понятиям: минералы, лава, литосфера, абсолютная высота.

VII. Ответьте на вопросы.

1. Что вызывает землетрясения?

2. Что такое выветривание? Как оно влияет на горные породы?

Контрольная работа по теме «Литосфера» (6 класс)

ВАРИАНТ 2.

I. Выполните тест.

1. Чем океаническая земная кора отличается от материковой?

а) температурой в) влажностью

б) толщиной г) твёрдостью.

2.Где располагаются очаги вулканов?

а) в нижней мантии в) в верхней мантии

б) в средней мантии г) в земной коре

3.К осадочным горным породам НЕ относится

а) глина в) мрамор

б) песок г) нефть.

4. Самая высокая горная система суши - это

а) Альпы в) Гималаи

б) Кавказ г) Памир

II. Заполните пропуски в тексте.

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями в 1) … . Зона, в которой зарождается землетрясение, называется 2)…, а район, расположенный на поверхности Земли, в котором подземные колебания особенно сильны и заметны, называется 3) ….

III. Выберите верные утверждения.

1) Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород

2) В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород

3) Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека

4) Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества

5) Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб - пример биогенного выветривания

IV. Установите соответствие.

1) Осадочные горные породы а) песок б) мрамор

2) Магматические горные породы в) гранит г) базальт

3) Метаморфические горные породы д) мел е) каменная соль

V. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»

1) Золото

6) Мрамор

11) Сахар

2) Соль

7) Гранит

12) Дрова

3) Природный газ

8) Нефть

13) Стекло

4) Каменный уголь

9) Лёд

14) Песок

5) Базальт

10) Глина

15) Мел

VI. Дайте определения понятиям: горные породы, магма, литосфера, относительная высота.

VII. Ответьте на вопросы.

1. Почему воду, лёд и ветер называют не только разрушителями, но и созидателями рельефа?

2. Назовите основные части Мирового океана. Свой ответ поясните.

ОТВЕТЫ

Вариант 1.

I. 1. г). 2.б). 3. б). 4. в)

II. 1) сейсмическими поясами; 2) Тихоокеанский; 3) Атлантического; 4) Тихого

III. 1, 2, 3, 5.

IV. 1) а, г; 2) в, д; 3) б.

V. А - 2, 3, 6; Б - 1, 5, 8; В - 4, 7, 9.

VI. Минералы - природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Лава - магма, потерявшая газы.

Литосфера - твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Абсолютная высота - высота точки над уровнем моря.

VII. 1) Землетрясения происходят в результате смещения горных пород в глубоких недрах Земли.

2) Выветривание - это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влияние условий природной среды. Под его воздействием даже самые прочные горные породы превращаются в рыхлый материал - обломки и глину. Рыхлый материал переносится водными потоками, ветром, ледниками на огромные расстояния. Когда он попадает в озера, моря и океаны, из него накапливаются обломочные и глинистые осадочные породы.


ОТВЕТЫ

Вариант 2.

I. 1. б). 2. г). 3. в). 4. в).

II. 1) земной коре; 2) очагом землетрясения; 3) эпицентром землетрясения.

III. 1, 2, 3, 4.

IV. 1) а, д, е;2) в, г; 3) б.

V. 5, 9, 11, 12, 13.

VI. Горные породы - природные тела, состоящие их одного или нескольких минералов.

Магма - это расплавленное вещество мантии, насыщенное парами газа и воды.

Литосфера - твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Относительная высота - высота одной точки поверхности относительно другой.

VII. 1) В результате деятельности воды, льда и ветра не только разрушаются горные породы, но и создаются новые формы рельефа.

2) Основные части Мирового океана:

а) СОХ - Это подводные горные цепи, которые располагаются почти посередине океанов.

б) Ложе - Территория, располагающаяся по обе стороны от срединно-океанического хребта.

в) Переходные зоны - Включают:

  • Шельф (материковая отмель)

  • Континентальный (материковый) склон

  • Глубоководные желоба


Практическая работа № 4.

Нанесение на контурную карту крупнейших гор и вершин Земли.Описание по карте географического положения крупнейших равнин и определение их видов.


Ход работы:

Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие горы и вершины Земли:

1. Гималаи;

2. гору Джомолунгму (или Эверест и обозначьте её высоту);

3. Тибет;

4. Тянь-Шань;

5. Кавказ;

6. гору Эльбрус (обозначьте её высоту);

7. Алтай;

8. вулкан Ключевская Сопка;

9. Альпы.

Ход работы:

По плану описания равнин дайте характеристику одной из равнин Земли:

Вариант 1. Восточно-Европейская ( Русская ) равнина.

Вариант 2. Западно-Сибирская равнина.

Вариант 3. Среднесибирское плоскогорье.

Вариант 4. Прикаспийская низменность.

Вариант 5. Амазонская низменность.

Вариант 6. Среднерусская возвышенность.

План описания равнины:

1. На каком материке и в какой его части находится равнина;

2. Протяжённость равнины с севера на юг и с запада на восток;

3. Площадь равнины;

4. Между какими географическим объектами(равнины, горы, моря, океаны и т.д.) находится равнина (по сторонам горизонта);

5. Вид равнины по абсолютной высоте.

Практическая работа № 5.

Нанесение на контурную карту

океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.

Ход работы:

На контурной карте полушарий подпишите названия всех географических объектов, встречающихся в тексте 24. Все объекты суши - материки, острова и полуострова - подписываются чёрным цветом ( или простым карандашом ), все объекты гидросферы - океаны, моря, заливы и проливы - подписываются синим цветом.

Образец выполнения работы:

Приложение к рабочей программе 6 класс, география

Приложение к рабочей программе 6 класс, география

1 - Северный Ледовитый океан

2 - Берингово море

3 - Карское море

4 - Бискайский залив

5 - Берингов пролив

6 - Гибралтарский пролив

Итоговое тестирование по теме «Гидросфера» (6 класс)


1. Река Волга впадает

1) в Атлантический океан 3) в Индийский океан

2) в Тихий океан 4) в Каспийское море

2. Внутренними морями являются

1) Средиземное 3) Баренцево

2) Черное 4) Саргассово

3. Окраинными морями являются

1) Восточно-Сибирское 3) Азовское

2) Баренцево 4) Карское

4. Эстуарий имеет

1) Обь 2) Енисей 3) Волга 4) Лена

5. Озеро Титикака расположено

1) в Африке 3) в Северной Америке

2) в Южной Америке 4) в Евразии

6. По территории США протекает река

1) Дунай 2) Рейн 3) Амазонка 4) Миссисипи

7. Более высокогорным среди перечисленных озер является

1) Байкал 2) Балхаш 3) Иссык-Куль 4) Селигер

8. Река Обь протекает по территории

1) Восточной Сибири

2) Восточной Сибири и Дальнего Востока

3) Западной Сибири

4) Восточно-Европейской равнины

9. Определите верное утверждение.

1) Подземные воды образуются лишь при просачивании атмосферных осадков.

2) Водопроницаемые горные породы - это гранит, песок, галечник.

3) Межпластовые воды залегают между двумя водоупорными горизонтами.

4) Подземные воды не участвуют в мировом круговороте воды.

10. Среди перечисленных морей наиболее пресными является

1) Карское море 2)Японское море 3) Красное море 4) Северное море

ОТВЕТЫ

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответы

4

1, 2

1, 2, 4

1, 2

2

4

3

3

3

1

Практическая работа № 6

Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построения графика (по материалам календаря погоды)

Цели работы:

1. Установить особенности суточного хода температуры воздуха.

2. Научиться строить графики температуры по материалам календаря погоды.

Последовательность выполнения работы

  1. По материалам календаря погоды начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось.если одна клеточка соответствует Г С, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один срок наблюдений). Рядом с температурой в утренние, полуденные и вечерние часы отмечайте высоту Солнца над горизонтом.

  2. По графику определите:

  • когда температура воздуха была самой низкой?

  • Когда температура воздуха была самой высокой?

  • Чему равна суточная амплитуда температуры?

  • Чему равна средняя суточная температура?

    1. Сделайте вывод о зависимости между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха. Краткий вывод запишите.

    2. Сравните результаты своей работы с результатами работы других групп. Всегда ли в определенные часы при одинаковой высоте Солнца над горизонтом температура воздуха была одинаковой? Сравните суточную амплитуду температур и среднюю суточную температуру.

    3. Сделайте вывод, какие еще причины, помимо высоты Солнца над горизонтом, оказывают влияние на суточный ход температуры.

Контрольная работа №4 по теме «Атмосфера»

Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.

I уровень.

1.Какой из слоев атмосферы оказывает непосредственное влияние на жизнь людей?

2.Как взаимосвязаны:

1) температура воздуха и атмосферное давление? 2) атмосферное давление и ветер?

3.Мэри Попинс прилетела с восточным ветром. Как она перемещалась - с запада на восток или с востока на запад?

II уровень.

1.Где климат более влажный - в Лондоне, Москве или Астане? Свой ответ аргументируйте.

2.Приведите примеры, доказывающие, что циркуляция атмосферы влияет на распределение температур и осадков на земном шаре.

3.Назовите и покажите на карте основные и переходные климатические пояса. Чем отличается жизнь людей в разных климатических поясах?

III уровень

1.Где образуются морские воздушные массы, где - континентальные воздушные массы, какие из них приносят преимущественно облачную и дождливую погоду, какие - сухую и ясную? Почему?

2.Подумайте, в каком случае сила ветра будет больше: если он дует между пунктами с атмосферным давлением 760 мм и 749 мм или между пунктами с атмосферным давление 760 мм и 710 мм?

3.Какие аргументы можно привести в оправдание синоптиков, если прогноз погоды не подтвердился: например, обещали ясную погоду, а идет дождь?

13


© 2010-2022