- Преподавателю
- География
- Методическая разработка по географии Жизнь в океане
Методическая разработка по географии Жизнь в океане
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабугоева О.М. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс
Игровые технологии на уроках географии
Бабугоева О.М.
учитель географии
МКОУ СОШ №2
Цель: поделиться с коллегами опытом работы по применению использования системы активных приемов, средств и способов обучения
Задачи:
- продемонстрировать участникам мастер-класса методы и приемы, применяемые на уроках географии;
- познакомить с игровыми технологиями, методическими приемами.
Краткая характеристика технологии
Возникновение интереса к географии у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с игровыми технологиями. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.
Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к географии как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Игровая деятельность, как элемент, может применяться на любом этапе - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Применяю следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражения. Это кроссворды, ребусы, викторины.
2.Игры соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
3. Игры-путешествия.
А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого мне необходимо 3 группы участников.
Проведение имитационной игры
Тема сегодняшнего урока «ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ»
Слайд 1
Слайд 2
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с условиями жизни в океане, сформировать представления о биологических богатствах Мирового океана.
Тип урока: урок-путешествие
Методы:
-
Проблемный
-
Частично-поисковый
-
Объяснительно-иллюстративный
-
Репродуктивный
Ход урока
1. Подготовительный этап.
2. Изучение нового материала.
Слайд 3
Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч растений. Условия жизни в океане различны, но именно от этих условий зависит разнообразие и богатство органического мира, чтобы это доказать предлагаю вам отправиться в путешествие. Но мы будем путешествовать не по поверхности Мирового океана, а сядем в батискаф и погрузимся в толщу океана.
Ваши задачи:
- познакомиться с группами организмов, обитающих в океане, их приспособлениями;
- выяснить от чего зависит распространение организмов в океане;
- самостоятельно вести краткие записи в судовом журнале.
Для начала давайте вспомним какие морские организмы вы знаете?(ответы)
Так вот , все морские организмы по образу жизни делятся на 3 группы: планктон, нектон, бентос и выделяют 2 области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй - дно океана.
Для того чтобы вспомнить данные определения предлагаю вам поработать с учебниками и дополнительной литературой в парах следующим образом:
1 группа ищет определение планктона;
2 группа - нектон;
3 группа - бентос.
Результаты своих исследований запишите в судовой журнал. На всю работу дается 2 минуты, после этого обмениваемся информацией.
Ваше время истекло, приступаем к проверке:
Слайд 4 Планктон
Слайд 5 Нектон
Слайд 6 Бентос
Каждый морской организм, живя в океане, борется за свое существование. Подумайте и запишите приспособления, которые помогают выжить каждой группе организмов.
Обсуждение:
Слайд 7 приспособления планктона
Как приспособился планктон, если эти организмы не умеют плавать сами?
Слайд 8 приспособления нектона
Какими приспособлениями обладают организмы нектона для того, чтобы свободно плавать в толще воды? Какие представители нектона вам известны?
Слайд 9 приспособления бентоса
Какие приспособления имеют бентосные организмы?
Ну что ж я вижу, вы готовы, итак начинаем настоящее погружение в океан. В этом нам поможет мой волшебный экран. Он нам поможет найти ответы на поставленные задачи.
Я думаю, нам стоит познакомиться с богатствами органического мира океана.
Показ видеоролика.
По мере погружения мы познакомились с обитателями моря, и конечно же поразились их разнообразием.
Капитан Немо, провел большое количество часов под водой и собрал коллекцию морских организмов, но упорядочить обитателей океан у него - нет времени. Поэтому предлагаю сделать подарок капитану, распределив имеющиеся в коллекции организмы на группы.
Из предложенных вариантов 1 группа выбирает планктон, 2 группа-нектон,3 группа-бентос.
Перед нами таблица «Жизнь в океане» давайте сделаем вывод : Как изменяется разнообразие и богатство органического мира с глубиной?
3. Рефлексия.
Изучением, какой темы мы занимались на уроке?
Что нового и интересного вы узнали?
Какой материал показался вам наиболее важным и интересным?
Вам понравилось путешествие? Кто хотел бы стать океанологом?