Методические рекомендации по проведению игры Знатоки туризма

Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия: туристская игра по станциям с элементами ориентирования «Знатоки туризма». Разработаны для педагогов дополнительного образования, педагогов организаторов, учителей и воспитателей групп продленного дня, заместителей директора по воспитательной работе. Рекомендации  помогут в организации мероприятия туристско-краеведческой или спортивной направленности. В определении целей, задач, а также основных этапов проводимой игры, последовате...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия: туристская игра по станциям с элементами ориентирования «Знатоки туризма»

Определение целей и задач мероприятия: при постановке целей необходимо учесть, с одной стороны, нормативные требования, уровни обученности и мотивации учащихся, уровни их развития и воспитания, тип и традиции школы; с другой - реальные возможности данного мероприятия: обучающие и развивающие возможности, и воспитательный потенциал.

  • Образовательные: расширить эрудицию учащихся, общий кругозор. Пропаганда туризма как вида спорта, пропаганда здорового образа жизни.

  • Развивающие: развитие и усовершенствование туристских навыков, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций. Выявление самых прогрессивных команд для участия в районных соревнованиях.

  • Воспитательные: воспитание культуры общения, повышение безопасности туристских походов, формирования умения работать в команде. Воспитание чувства толерантности.

Определение основных этапов организации и проведения мероприятия:

1 этап - создание инициативной группы, определение формы и тематической направленности мероприятия. Существует множество форм проведения игры по станциям, наиболее часто используются следующие:

  • Кругосветка Команда идет с маршрутным листком по строго определенному маршруту. Места расположения станций заранее известны. Команда должна пройти все стации за определенное время (равное для всех).

  • Ажиотаж. Команда заранее не знает маршрута движения. В ходе игры команда определяет очередность посещения станций самостоятельно.

  • Гандикап (гонка за лидером). Команды стартуют по определенному маршруту. Старт команд осуществляется через определенное время. Побеждает команда с наилучшим чистым временем.

2 этап - разработка этапов станций, положения о конкурсном мероприятии. Основным документом, регламентирующим проведение мероприятия, является положение. Очень важно, чтобы положение было готово заблаговременно, так как команды, готовящиеся к участию в соревнованиях, должны знать, что их ожидает. При разработке положения и программы надо исходить из конкретных целей, задач и возможностей проводящей организации и уровня подготовки участников. Наиболее приемлемым видится установка от 5 до 10 контрольных пунктов, контрольное время устанавливается не свыше 30 минут на всю дистанцию соревнований.

3 этап - организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер - классов и т д) Для того чтобы соревнования прошли успешно, достигли своей цели, необходимо провести большую работу по подготовке участников, тренеров и представителей. Мало разработать подробные условия, надо провести еще и ряд консультаций и занятий с ребятами. Разрабатывается план проведения групповых консультаций, на которых идет обучение ребят, и в то же время, судьи могут представить, с какой категорией участников им придется работать, что обязательно отразиться на постановке дистанций.

4 этап - организация и проведение основных конкурсных мероприятий

5 этап - подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;

6 этап - организация и проведение итоговых мероприятий (гала - концертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

  • Место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного мероприятия;

  • На туристских соревнованиях школьников чаще всего главными и старшими судьями назначаются люди, имеющие педагогический и туристский опыт, а рядовыми судьями - школьники, занимающиеся в туристских кружках и имеющие опыт участия в туристских соревнованиях.

Для того чтобы судейство прошло на высоком уровне, необходимо перед началом соревнований провести установочный семинар, на котором подробно осветить все вопросы проведения соревнований, сформировать бригады судей, отработать систему взаимодействия между ними.

  • Охрана здоровья участников является одной из важнейших задач организаторов, судейской коллегии. При проверке навыков оказания первой доврачебной помощи врач принимает самое активное участие в подготовке и судействе данного этапа. Местонахождение врача должно быть известно всем судьям, представителям и участникам; сам он должен иметь отличительный знак.

  • Обеспечение безопасности является главным условием соревнований. В соответствии с правилами соревнований в случае возникновения условий, ставящих под угрозу безопасность участников, соревнования должны быть отложены, а уже начавшиеся прерваны. Сами соревнования ни в коем случае нельзя проводить без присутствия врача.

  • Подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в специально отведенный для этого день.

Методическая рекомендация по составлению положения о мероприятии

  1. Название мероприятия, время и место проведения. В этом разделе разъясняется следующее: дата проведения, время прибытия команд, место проведения, способы подъезда, дата и место проведения совещания представителей.

  2. Цели и задачи мероприятия. Очень часто этот раздел переписывается из года в год без изменений, хотя вся программа должна быть подчинена целям и задачам, которые ставятся перед конкретными соревнованиями. На самом массовом уровне - это, прежде всего, пропаганда туризма и обучение, обмен опытом, а на высшем уровне - проверка подготовленности и выявление сильнейших команд. Если в целях и задачах указаны вопросы воспитательной работы, значит, в программе должны быть предусмотрены виды или конкурсы, обеспечивающие их выполнение.

  3. Сроки проведения конкурса.

  4. Сроки подачи заявок на участие в конкурсе.

  5. Участники конкурса. В этом разделе определяются команды, их возрастной и количественный состав, уровень туристской подготовки. При участии в соревнованиях нескольких возрастных групп необходимо указать, что переход в старшую возрастную группу возможен только при наличии специального допуска врача и тренера. На школьных соревнованиях возрастные группы чаще всего комплектуются по классам - учащиеся 5-6, 7-8 классов и т.д.

  6. Программа конкурса. Уточняются соревновательная и конкурсная программы, даются характеристики дистанций, количественный состав команды для участия в каждом виде. Желательно конкретно указать распределение видов по дням.

  7. Требования конкурса.

  8. Подведение итогов конкурса и награждение.

  9. Состав жюри конкурса.

  10. Организаторы конкурса. В разделе объясняется, кто отвечает за вопросы организационной подготовки соревнований, на кого непосредственно возлагается проведение соревнований, сообщается состав главной судейской коллегии (гл. судья и гл. секретарь).

Приложения:

  1. Форма заявки на участие в мероприятии:

    • название мероприятия;

    • название команды;

    • педагог (фамилия, имя, отчество полностью);

    • контактные телефоны педагога (рабочий и домашний);

    • список команды (фамилия и имя, возраст, класс)

  2. Маршрутный лист

  3. Положение

  4. План школы

  5. Тесты к этапам

  6. Наглядный материал

Следует отметить, что данная методическая разработка не является обязательной, а носит рекомендательный характер.


Методические рекомендации по проведению игры Знатоки туризма

© 2010-2022