Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся

  Чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся.Так как формирование  способностей исследовать новое, творчески размышлять,находить и выражать оригинальные идеи, развитие интереса к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей, гибкости и точности в мышлении неразрывно связано с проблемно – исследовательскими методами обучения, то определилась тема моей работы «Развитие творческих...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии Республики Тыва через использование технологии проблемного обучения».

Автор статьи: Середар Лориса Дугуровна

Место работы: ГБОУ Аграрный лицей Республики Тыва

Должность: учитель географии

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, прекрасно подчеркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания географии с ориентацией на личность учащегося.

Следовательно, чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести:

  1. стремление открывать и исследовать новое;

  2. творческое мышление;

  3. способность находить и выражать оригинальные идеи;

  4. интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;

  5. гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

Так как формирование этих способностей неразрывно связано с проблемно - исследовательскими методами обучения, то определилась тема моей работы «Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения». Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя - предметника. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе - творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. Использование технологии проблемного обучения служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.

Поэтому цель данной работы - показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии Тувы. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории.

  2. Определить роль проблемного обучения в формировании творческих способностей учащихся.

  3. Составить подборку проблемных заданий, развивающих творческие способности учащихся.

Методы исследования.

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;

  2. Анкетирование учащихся.

  3. Анализ проблемных заданий.

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления. Было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.

В основе проблемно - исследовательского опыта работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Ком

А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию, как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».

Преимущество создания проблемной ситуации заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума - умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

Развитие творческого мышления при проблемном методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной и творческой активности, самостоятельности детей. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий.

Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе. М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения направлен на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых потребностей учения и мыслительных, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных заданий. Разработанных проблемных заданий по географии России, по географии материков и океанов в методических литературах немало, но по географии Республики Тыва, как мы знаем, нет такой информации. Поэтому я решила разработать задания проблемного характера и определить место постановки в учебном процессе и деятельность учащихся.

Развитие проблемного мышления при изучении географии Республики Тыва способствует активизации познавательной деятельности и воспитанию любви к своей местности. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний - учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, средства массовой информации и интернет.

Таких вопросов и заданий учитель может составить бесконечно много. В данной работе приведены задания, которых можно включить в изучение географии Республики Тыва для организации поисковой деятельности учащихся.Необходимо предварительно сформировать умения выполнять отдельные этапы решения проблемы. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы. Всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос- проблемный. Познавательный вопрос считается проблемным, если на его основе учителем создана ситуация, разрешение которой приведет к получению новых знаний. Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску её решения. Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жёстких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации:

-выдвижение проблемного вопроса;

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого;

-создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту;

- создание парадоксального факта;

-демонстрация или сообщение об опыте как основа для создания проблемной ситуации.

Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:

Название этапа

Суть этапа

Приём учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

2. Формулирование гипотезы

3. Доказательство гипотезы

4.Общий вывод

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием.

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях

Выдвижение гипотезы

Установление причинно-следственных связей

Для развития творческих способностей учащихся в моей педагогической практике выдвинуты следующие положения:

1.Работа над развитием логического и пространственного мышления у учащихся.

2.Разработка дидактического материала развивающих познавательную деятельность учащихся.

3.Апробоция дидактического материала на уроках географии Тувы, во внеурочное время и творческой деятельности учащихся.

Работа над развитием логического и пространственного мышления у учащихся

Ежегодно в начале учебного года с новым контингентом 7-классников проводится диагностика уровня их пространственного и логического мышления. По итогам диагностики организуется работа с 3-мя группами учащихся по разноуровневому дидактическому материалу с целью уравнивания логики мышления на уровень «выше среднего».

Предполагаемый результат:

-учащиеся умеют применять обобщение;

-владеют различными способами действий;

-умеют выделять и вычленять главное, понимают его значение и возможное применение в других сферах.


Разработанные мною проблемные вопросы и задания по темам курса География Республики Тыва

Тема

Проблемные вопросы и задания

Место постановки в учебном процессе

Деятельность учащихся


Геологическое строение и рельеф

  1. Как можно объяснить многообра-зие полезных ископаемых Республики Тыва?



  1. Чем объясняется преоблада-ние гор в рельефе Тувы?


3.Какие особенности рельефа вы можете выявить на основе работы с картой? Попытайтесь объяснить их.

В процессе изучения темы «Полезные ископаемые Тувы» учитель организует работу учащихся с образцами горных пород, минералов и картой Тувы. Подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему.

В качестве основной познавательной задачи урока, посвященной изучению рельефа и геологического строения Тувы.


Перед изложением учителем нового материала по теме «Рельеф Тувы»

1. На основе работы с образцами минералов и картой минеральных ресурсов Тувы осознают поставленный вопрос под руководством учителя, ищут причины, объясняющие многообразие полезных ископаемых.

Работают с контурной картой, на которую наносят хребты и межгорные котловины, изучают тектоническую карту. Самостоятельно делают вывод о горном рельефе Тувы.

Анализируют физическую карту Тувы и выявляют особенности рельефа.


Климатические особенности Тувы.

1.Почему среднегодовая амплитуда в Туве достигает до 90 градусов?

2.Почему в Тувинской котловине среднемесячная температура в июне выше, чем в горах?

3.Как бы изменился климат Тувы, если бы Саяны находились на востоке?


При изучении новой темы «Климат Республики Тыва»

При проверке уровня усвоения материала.


При закреплении изученного материала.

Применяют ранее полученные знания по темам и участвуют в беседе, в ходе которой отвечают на проблемный вопрос.

Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой высказывают свои предположения и обосновывают их.


Внутренние воды

1.Почему соленые озера расположены в Улуг- Хемской котловине?



2.Почему долина Пий-Хема ассимметрична?

При изучении темы «Озера»



При обобщении темы «Реки»

Применяют полученные знания в 6 классе. Работают с картой внутренних вод и климата республики. Устанавливают взаимосвязь между географическим положением и особенностями климата.

Анализируя физическую, геологическую карту, участвуют в беседе и решают вопрос.

Почвы Тувы

1.Почему Тыва бедна черноземами?

При обобщении темы «Почвы Тувы»

Применяют ранее полученные знания по темам в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы.


Приодные зоны

1.Почему в сравнительно небольшой территории наблюдаются представители и тундры, и тайги, и пустыни?

2.В чем причина своеобразия органического мира Тувы? Почему в пределах небольшой республики встречаются представители органического мира от полупустынь до тундры?

3.В чем особенности расположения природных зон в Туве?

При изучении темы «Природные зоны Тувы»


При закреплении темы

« Природные зоны Тувы»




Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы.

Анализируя карту природных зон России, решают проблемный вопрос.


Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос, а учитель задает наводящие вопросы.



Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; работают с картами природных зон.


Рациональ-ное природо-пользование

1.К чему может привести вырубка сосен в зоне тайги?

2.К чему приведет полное уничтожение хищников (волка)?

Задания при изучении рационального природопользования на установление многозначных причинно-следственных связей.

Применяя ранее изученные знания, в ходе групповой работы устанавливают причинно-следственные связи.


Экономико-географическое положение Тувы

1.Используя знания по географии России, объяснить, какое влияние оказывает небольшая территория на экономику республики - благоприятствует или затрудняет развития хозяйства»

При изучении экономико-географического положения республики предложить задания, требующие понимания диалектических противоречий и умение оперировать ими.

Рассуждают по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Заключение


Таким образом, для обеспечения развития творческих способностей учащихся целесообразно использование проблемного метода обучения, в основе которого лежит использование в целях развития противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию творческих способностей. Результаты проведённого анкетирования показали, что успешное формирование творческих способностей достигается путём организации проблемного обучения. Технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью - создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом. На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному - поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм - проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности.

В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения очевидны положительные результаты:

  1. В классах, где я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера повысилось.

  2. Наблюдается тенденция роста качества знаний учащихся (с начало года к концу года- на 9 %).

  3. Ежегодно в среднем от1 до 3-х учащихся поступают в ВУЗы по результатам ЕГЭ.

  4. Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило рост их учебных достижений. (Участие в олимпиадах, конференциях)

Литература



  1. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей- М. Просвещение, 1992.

  2. Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. - География в школе.-№1

  3. Понурова. Г.А. Проблемный подход в обучении географии средней школе.- М. Просвещение. 1991.

  4. Самбуу А.Д., Дубровский Н.Г. География республики Тыва.-Кызыл,2007.

5.Шактаржык К.О., Кылгылдай А.Ч. География Тувы.-Кызыл, 2006.


© 2010-2022