Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение географии с 5 класса. Рабочая программа составлена на основе: - фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования; - базовый учебник "География. Землеведение" В.П. Дронов, Л.Е. Савельева 5-6 класс Курс "География.Землеведение " направлен на формирование знаний из разных областей наук о Земле. Э...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования и основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения.

Базовый учебник:

«География. Землеведение» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева, М., Дрофа, 2012 год. Содержательный блок «География Земли» 5-7 классы состоит из двух курсов: «Землеведение» (5-6 классы), «Страноведение» (7 класс). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» - курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле - картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целями курса является:

- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально -ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки;

-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет формировать географическую картину мира;

-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

-формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

-развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

-развитие специфических географических и общеучебных умений;

-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

-формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

-развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников- карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

-развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

-создание образа своего родного края.

В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» 5-6 класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География - единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география - единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

3. Место курса географии в базисном учебном плане

На изучение географии 5 классе в базисном учебном плане основного общего образования отводится 34 ч (1 ч в неделю)

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации

В системе Основного Общего Образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

-комплексное представление о географической среде как среде обитание (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

-целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  1. Учебно-познавательная - умение определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль.

  2. Коммуникативная - умение сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией.

  3. Социальная - личностное совершенствование школьника, а именно умение анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.

В результате учащиеся:

  1. Овладевают ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникативными средствами связи…)

  2. Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;

  3. Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий.

  4. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

4. Результаты изучения предмета

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Раздел II. Земля во Вселенной

Земля и космос. Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля - часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы.

2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.

3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел IV. Земная кора

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф.

Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих

вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы.

  1. Определение горных пород и описание их свойств.

6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.











ГЕОГРАФИЯ

География Земли

Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта - особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Природа Земли и человек

Земля - планета Солнечной системы. Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.










Раздел,

тема

Кол-во часов

Тематическое планирование курсаПрактические работы

Универсальные учебные действия



Л

Р

П

К

Введение

Что изучает география

1

Установление географических явлений, влияющих на географические объекты.

Формулирование определение понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов.

1.

Накопление знаний о Земле

5

1. Работа с электронными картами.





  1. Познание Земли в древности

Эмоционально-ценност-ное отноше-ние к окружаю-щей среде, необходи-мости ее сохране-ния и рациона-льного использо-вания;

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации о накоплении географических знаний учёными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока. Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации о путешественниках и путешествиях эпохи Великих геогр. открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации об этом. Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом.

2. Великие географические открытия



3. Открытие Австралии и Антарктиды



4.Современная география





5.Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»



2.

Земля во Вселенной

7

2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.



1.Земля и космос

Осозна-ние себя как члена общества на глобаль-ном, региональном и локаль-ном уровнях (житель планеты Земля)



Составле-ние «космичес- кого адреса» планеты Земля.

Поиск на картах звёздного неба важнейших навигационных звёзд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде. Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты. Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю её единственного естественного спутника - Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца Поиск информации и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах З. в древности». Составление и анализ схемы «Геогр. следствия размеров и формы Земли»

Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Вел. геогр. открытий. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

2.Земля - часть Солнечной системы



3.Влияние космоса на Землю и жизнь людей



4.Осевое вращение Земли



5.Обращение Земли вокруг Солнца



6.Форма и размеры Земли



7.Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»



3.

Географические модели Земли

10

3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.



1.Ориентирование на земной поверхности

Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса. Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Определение по топографической карте (или плану местности) расстояния между геогр. объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.

Составление простейшего плана небольшого участка местности. Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридиан. Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых.

2.Изображение земной поверхности



3.Масштаб и его виды



4.Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах



5.Планы местности и их чтение



Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, геогр. полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения. Чтение карт различных видов. Составление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов

6.Составление плана местности



7.Параллели и меридианы



8.Градусная сеть. Географические координаты



9.Географические карты



10.Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»



4.

Земная кора

11

5.Определение горных пород и описание их свойств.

6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.



1. Внутреннее строение земной породы. Состав земной коры



Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород. Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по геогр. картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения .Установление с помощью геогр. карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движения земной коры. Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их геогр. положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин

Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Выявление при сопоставлении геогр. карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставле-ние расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит.



2.Разнообразие горных пород



3.Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли



4.Разнообразие форм рельефа Земли



5.Движение земной коры



6.Землетрясения. Вулканизм



7.Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников, ветра



8.Главные формы рельефа суши



9.Рельеф дна океанов



10.Человек и земная кора



11.Итоговый урок по разделу «Земная кора»











7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5-9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

УМК «География. Землеведение. 5-6 классы»

1. География. Землеведение. 5-6 классы.

Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

2. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь

(авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь

(авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

5. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное

приложение.

8. Требования к подготовке учащихся по предмету

1. Источники географической информации

Обучающийся научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

2. Природа Земли и человек

Обучающийся научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

5-й класс

Практические работы

Практическая работа 1.Работа с электронными картами.

Практическая работа 2.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Практическая работа 3.Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки.

Практическая работа 4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Практическая работа 5. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.


урока

Дата

Календарно-тематическое планирование по географии

5 класс

Темы урока

Содержание урока

Виды деятельности ученика

Введение (1 ч)

1.

Что изучает география

География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления

Формулирование определение понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. (П)

Характеристика природных и антропогенных географических объектов.(П)

Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. (Р)

Поиск доп. информации (в Интернете и др. источниках) о роли географии в современном мире. (П)


Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч)

2.


  1. Познание Земли в Древности

Древняя география и географы. География в средние века.

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока.(П)

Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. (П)

Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации о накоплении географических знаний учёными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока.(П)

3.


  1. Великие географические открытия

Что такое Великие геогр. открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. (П)

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации о путешественниках и путешествиях эпохи Великих геогр. открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. (П)

Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Вел. геогр. открытий.(К)

4.


  1. Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.(П)

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации об этом. (П)

5.


  1. Современная география

Развитие физической географии. Современные геогр. исследования. Г. на мониторе компьютера. Геогр. информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа №1.

Работа с электронными картами

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных геогр. исследований, применяемых приборов и инструментов.

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении. Возможности использования. (П)

6.


  1. Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. (П)

Раздел 2. Земля во Вселенной (7 ч)

7.




  1. Земля и космос

Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звёздам

Поиск на картах звёздного неба важнейших навигационных звёзд и созвездий.

Определение сторон горизонта по Полярной звезде (П)

8.



  1. Земля - часть Солнечной системы

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета.

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам.(П)

Составление «космического адреса» планеты Земля. (Р) Вычисление площадей материков и океанов.(П)

Описание уникальных особенностей Земли как планеты.(П)

9.


  1. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом.

Описание воздействия на Землю её единственного естественного спутника - Луны. (П)

Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. (П)

10.


  1. Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географ.следствия вращения Земли вокруг своей оси

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. (П)

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. (К)

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» (П)

11.


  1. Обращение Земли вокруг Солнца

Движение З. по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца.(П)

Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений и объяснение смены времен года.(П)

Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»(П)

12.


  1. Форма и размеры Земли

Как люди определили форму Земли. Размеры З. Как форма и размеры З. влияют на жизнь планеты

Поиск информации и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах З. в древности».(П)

Составление и анализ схемы «Геогр. следствия размеров и формы Земли» (П)

13.


  1. Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Практическая работа №2

«Характеристика видов движений Земли и их Географических следствий»

Работа с итоговыми вопросами по разделу.

Подготовка на основе дополнительных источников информации и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы (К)

Раздел 3. Географические модели Земли (10 ч)

14.


  1. Ориентирование на земной поверхности

Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса.(П)

15.


  1. Изображение земной поверхности

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения З. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков.

Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности (П)

16.


  1. Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу

Определение по топографической карте (или плану местности) расстояния между геогр. объектами с помощью линейного и именованного масштаба.(П)

Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно.(П)

17.


  1. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями

Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин.(П)

Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. (П)

Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины).

Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.(П)

18.


  1. Планы местности и их чтение

План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. (П)

Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. (П)

Определение на плане азимутов направлений на объекты(П)

19.


  1. Составление плана местности

Практическая работа №3.

Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. (П)

Составление простейшего плана небольшого участка местности (К)

20.


  1. Параллели и меридианы

Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридиан. (К)

Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, геогр. полюсов.

Определение по картам сторон горизонта и направлений движения(П)

21.


  1. Градусная сеть. Географические координаты

Градусная сеть. Геогр. широта. Геогр. долгота. Определение геогр. координат. Определение расстояний по градусной сети.

Практическая работа №4

Определение геогр. координат объектов, геогр. объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети

Определение по картам геогр. широты и долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по геогр. координатам. Сравнение местоположения объектов с разными геогр. координатами.(П)

Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей(Р)

22.


  1. Географические карты

Геогр. карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт

Чтение карт различных видов. (П)

Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Составление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов (П)

23.


  1. Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли»

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу в учебнике (К)

Раздел 4. Земная кора (11 ч)

24.


  1. Внутреннее строение земной породы. Состав земной коры

Строение Земли. Из чего состоит земная кора

Описание модели строения Земли.(П)

Выявление особенностей внутренних оболочек земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой(П)

25.


  1. Разнообразие горных пород


Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Практическая работа №5

Определение горных пород и описание их свойств

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. (П)

Анализ схемы преобразования горных пород.(П)

26.


  1. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

Земная кора и ее устройство. Литосфера

Сравнение типов земной коры.

Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. (К)

Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.(П)

27.


  1. Разнообразие форм рельефа Земли

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа.(П)

Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. (П)

Определение по геогр. картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географическогоположения .(П)

28.


  1. Движение земной коры

Медленные движения земной коры. Движение земной коры и залегание горных пород

Установление с помощью геогр. карт крупнейших горных областей. (П)

Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. (П)

Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движения земной коры(П)

29.


  1. Землетрясения. Вулканизм

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем их изучают. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм

Выявление при сопоставлении геогр. карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма.(К)

30.


  1. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников, ветра

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. (П)

Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. (П)

Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. (П)

Поиск дополнительной информации о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. (П)

31.


  1. Главные формы рельефа суши

Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши

Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. (П)

Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их геогр. положения. (П)

Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. (П)

Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин(П)

32.


  1. Рельеф дна океанов

Неровности океанического дна

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.(К)

Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит.(К)

33.


  1. Человек и земная кора

Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых.(К)

Поиск дополнительной информации о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору. (П)

34.


  1. Итоговый урок по разделу «Земная кора»

Обобщение знаний по разделу «Земная кора»

Практическая работа №6

Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. (К)

Подготовка на основе дополнительных источников информации обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору.(К)



© 2010-2022