Рабочая программа по географии 9 класс

Рабочая программа по географии разработана на основе нормативных документов: 1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74). 2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Семенкино

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ

________Гилязова М.Р. МБОУ СОШ с. Семенкино с. Семенкино

_________Вахитова А.И. ___________Галиев Р.Г.

Протокол №___от

«___»_________20___г. «___ » _________2014 г Приказ №___ от

«___» ______ 2014 г.


Рабочая программа

по географии

9 класс



Составила:

учитель географии

МБОУ СОШ с. Семенкино

Ишбулдина В. Р.





Семенкино

2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии разработана на основе нормативных документов:

1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74).

2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.10. 2012).

3) Приказа МО РБ от 06.05.2014 года № 824 «О рекомендуемом базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год».

4) Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».

5) Учебного плана МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

6) Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

7) Программы для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией В.П. Дронова, М. Дрофа. 2008 год.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Уровень обучения - базовый.

Планирование ориентировано на учебник: Дронов, В.П., Ром, В.Я. «География России: население и хозяйство» - М.: Дрофа, 2006.

Цели и задачи курса.

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

IV часть. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (продолжение) (18 часов)

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье (3 часа)

Топливно-энергетический комплекс, его значение и отраслевой состав. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энерге­тический баланс. Роль ТЭК во внешней торговле России со странами нового зарубежья и развитыми странами.

Угольная промышленность. Роль угля в хозяйстве. Способы добычи. Качество угля. Главные угольные бассейны, их хозяйствен­ная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобываю­щих регионов.

Нефтяная и газовая промышленность. Роль нефти и газа в формировании современного хозяйства. Нефть и газ - и топливо, и химическое сырье. Основные районы добычи нефти и газа, Система трубопроводов.

Электроэнергетика. Типы электростанций и факторы их разме­щения. Доля различных типов станций в производимой электро­энергии. Формирование энергосистем. Негативное влияние раз­личных типов электростанций на природные условия.

.

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (9 часов)

Комплекс конструкционных материалов. Горнодобывающая промышленность.

Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получе­ния проката. Типы предприятий и факторы их размещения. География черной металлургии, металлургические базы. Современные проблемы российской металлургии: отсталая производственная база.

Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Возрастаю­щая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Основные черты географии метал­лургии легких и тяжелых цветных металлов.

Химическая промышленность, значение, отраслевой состав. Главные факторы размещения, районы и центры химической промышленности.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы, лесоизбыточные районы. Отраслевой состав, факторы размещения основных производств лесной промышленности. Важнейшие лесопромышленные комплексы.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав. Роль специализации и кооперирования. Факторы размеще­ния машиностроительных предприятий. География науко -, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Важнейшие проблемы машиностроительного комплекса в условиях перехода к рынку: необходимость структурной перестройки, технологическая отсталость, низкие качество и конкурентоспособность продукции.

Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (6 часов)

Инфраструктурный комплекс, значение и состав. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути. Связь. Сфера обслуживания.

V часть. ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (50 часов)

Районирование территории (1 час)

Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Европейская Россия (Западный макрорегион) (35 часов).

Европейский Север (5 часов)

Приморское положение, его влияние на формирование хозяйства. Богатство и разнообразие ресурсной базы: минеральные лесные, водные и рыбные ресурсы. Сложные природные условия их влияние на жизнь и труд людей. Невысокая численность и плотность населения. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности Морской транспорт. Проблемы охраны северной природы. Экономические и социальные проблемы.

Северо-Западная Россия (5 часов)

Изменение географического положения после распада СССР. Природные особенности и ресурсы. Концентрация 2/3 населения и 90% промышленного потенциала в Санкт-Петербурге. Ведущая роль машиностроения. Цветная металлургия и химическая промышленность. Проблемы развития портового хозяйства. Скоростная магистраль Санкт-Петербург - Москва. Культурно-историческое значение Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова. Экологические проблемы Финского залива и реки Невы.

Центральная Россия (5 часов)

Центральная Россия - экономическое и политическое ядро страны.

Преимущества географического положения. Благоприятные природные условия. Не комплексность ресурсной базы, дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокие численность и плотность населения, качество трудовых ресурсов. Преобладание городского населения.

Высокий уровень концентрации науки. Специализация хозяйства на науко- и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, текстильная, химическая и лесная промышленность. АПК, роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы. От­дых и туризм.

Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций.

Европейский Юг (5 часов)

Особенности географического положения. Многонациональный состав населения. Межнациональные проблемы. Преобладание сельского населения. Рекреационные, агроклиматические, минеральные ресурсы. Агропромышленный комплекс: многоотраслевое сельское хозяйство, пищевая промышленность. Машиностроение и цветная металлургия. Курортное хозяйство, туризм. Экономические, экологические и социальные проблемы района.

Поволжье (3 часа)

Географическое положение. Волга - стержень развития экономики. Благоприятные природные условия. Наличие гидроэнергоресурсов, нефти и газа. Земельно-почвенные ресурсы. Многонациональный состав населения.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэлектроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы Волги.

География своего региона (6 часов).

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Урал (5 часов)

Географическое положение. Разнообразие минеральных ресурсов, интенсивность их использования. Проблемы населения, трудовых ресурсов. Взаимосвязь отраслей специализации. Горно­добывающая промышленность, металлургия, химическая промыш­ленность, машиностроение. ВПК. Отставание развития социаль­ной сферы. Экономические, экологические и социальные пробле­мы района.

Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (14 часов).

Общая характеристика районов Востока России. Географическое положение, соотношение площади и численности населения, дефицит трудовых ресурсов. Природные условия и ресурсы. При­оритетное развитие добывающей промышленности. Очаговое размещение экономики.

Западная Сибирь (3 часа)

Экономико-географическое положение. Разнообразие топлив­но-энергетических ресурсов. Нефтегазохимический комплекс, его структура и размещение. Основные трубопроводы. Тепло-, электроэнергетика, лесная и рыбная промышленность. Угольно-металлур­гический комплекс Кузбасса. Экологические проблемы.

Восточная Сибирь (7 часов)

Экономико-географическое положение. Богатство и разнообразие природных ресурсов (рудные, энергетические, водные, лесные) при экстремальных природных условиях. Гидро-, электроэнергетика и развитие энергоемких производств: целлюлозно-бумажная промыш­ленность, цветная металлургия. Основные промышленные узлы.

Дальний Восток (3 часа)

Экономико-географическое положение и его влияние на фор­мирование хозяйства. Ориентация хозяйства на добычу и перера­ботку собственных ресурсов. Рыбная, лесная промышленность, добыча и обогащение руд цветных металлов. Добыча золота и алмазов. Морской транспорт и внешняя торговля, крупнейшие порты. Энергетические и экологические проблемы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения темы «Введение» ученик должен

Знать

- источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

В результате изучения тем «Хозяйство России» и «География крупных регионов России» ученик должен

Знать

- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

В результате изучения темы «Районирование территории» ученик должен

Знать

- различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.

В результате изучения темы «Россия в современном мире» ученик должен

Уметь

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество

часов

Практические

работы

IV часть. Хозяйство России (продолжение)

1. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье.

2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

3. Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги.

18

3

9

6




3

V часть. География крупных регионов России

1. Районирование территории

2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

Общая характеристика Европейской России

Европейский Север

Северо-Западный район

Центральная Россия

Европейский Юг

Поволжье

География своего региона

Урал

3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

Азиатская Россия. Общая характеристика.

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний восток

50

1

35

1

5

5

5

5

3

6

5

14

1

3

7

3














1

1

Итого

68

5


Календарно-тематический план

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание


по плану

фактическая

IV. Хозяйство России (продолжение) (18 часов)

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье (3 часа)

1

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы.

1

2

Топливная промышленность.

1

3

Электроэнергетика.

1

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (9 часов)

4

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Практическая работа №1 Составление характеристики одного из угольных бассейнов

1

5

Металлургия. География черной металлургии.

1

6

География цветной металлургии.

1

7

Химическая промышленность.

Практическая работа №2 Составление характеристики одной из металлургических баз.

1

8

География химической промышленности.

1

9

Лесная промышленность.

1

10

Машиностроение.

1

11

География машиностроения.

Практическая работа №3 Размещение отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

1

12

Пищевая и легкая промышленность.

1


  1. Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги

(6 часов)

13.

Состав и значение третичного сектора экономики.

1

14.

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

1

15.

Другие виды транспорта. Связь.

1

16.

Сфера обслуживания. Наука.

1

17.

Жилищное и рекреационное хозяйство.

1

18.

Контрольная работа.

1

V. География крупных регионов России (50 часов)


4. Районирование территории (1 час)

19.

Зачем районировать территорию страны?

1

  1. Европейская Россия (Западный макрорегион)» (35 часов)

20.

Общая характеристика Европейской России

1

5.1.Европейский Север (5 часов)


21.

Европейский Север. Факторы формирования района.

1

22.

Природа Европейского Севера.

1

23.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

1

24.

Хозяйство Европейского Севера.

1

25

Контрольная работа.

1

5.2. Северо-Западный район (5 часов)


26

Северо-Западный район. Факторы формирования района.

1

27

Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение района.

1

28

Хозяйство Северо-Запада.

1

29

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

1

30

Контрольная работа.

1

5.3. Центральная Россия (5 часов)

31

Центральная Россия. Факторы формирования района.

1

32

Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России.

1

33

Московская столичная агломерация.

1

34

Хозяйство Центральной России.

1

35

Контрольная работа.

1

5.4. Европейский Юг (5 часов)

36

Европейский Юг. Факторы формирования района.

1

37

Природа Европейского Юга.

1

38

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

1

39

Хозяйство Европейского Юга.

1

40

Контрольная работа.

1

5.5. Поволжье (3 часа)

41

Поволжье. Факторы формирования. Природа Поволжья.

1

42

Население и хозяйственное освоение Поволжья. Хозяйство Поволжья.

1

43

Контрольная работа.

1

5.6. География своего региона (6 часов)

44

Особенности экономико-географического положения, формирования природы, территории Башкортостана.

1

45

Минеральные ресурсы.

1

46

Климатические условия. Водные, лесные, почвенные ресурсы.

1

47

Население. Города Башкортостана.

1

48

Хозяйство Башкортостана.

1

49

Хозяйство Башкортостана.

1

5.7.Урал (5 часов)

50

Урал. Факторы формирования района.

1

51

Природа Урала.

1

52

Население и хозяйственное освоение Урала.

1

53

Хозяйство Урала.

1

54

Контрольная работа.

1

6. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (14 часов)

55.

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

6.1. Западная Сибирь (3 часа)

56.

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

1

57.

Природа Западной Сибири. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Практическая работа №4 Определение закономерности размещения населения

1

58.

Хозяйство Западной Сибири.

1

6.2. Восточная Сибирь (7 часов)

59

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

1

60

Природа Севера Восточной Сибири. Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

1

61

Хозяйство Севера Восточной Сибири. Практическая работа №5

Сравнительная характеристика двух экономических районов

1

62

Южная Сибири: факторы формирования района.

1

63

Кузнецко-Алтайский подрайон.

1

64

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

1

65

Контрольная работа.

1

6.3. Дальний Восток (3 часа)

66.

Дальний Восток. Факторы формирования района. Природа Дальнего Востока.

1

67.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока.

1

68.

Итоговый урок

1


Информационно-методическое обеспечение

1. Учебная литература

1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. «География России: хозяйство т географические районы» - М.: Дрофа, 2009

2. Учебно-справочная литература

1. Физическая география. - М.: Издательство Мир Книги, 2006

2. Вокруг света, январь-июнь 2002

3. Чудеса света/Науч.-поп. издание для детей. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

4. Большой универсальный атлас мира./Авт.-сост. Д.О.Хвостова.-М.: ОЛМА «Медиа Групп», 2009

3. Учебно-методическая литература

1. Атлас 9 класса

2. Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология/ сост. А.Е. Савашкевич, А.Ю. Сапожкова, Н.В. Федоркова. - Ярославль: Академия развития, 2009.

9. В.И.Евдокимов. Тесты по географии России к учебнику «География России. В 2-х частях.8-9 классы» под редакцией Дронова

Оборудование и приборы:

1. Гербарий для физической географии.

2. Глобусы.

3. Компасы.

4. Коллекция горных пород и минералов.

5. Комплект настенных карт по курсу 9 класса.

6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.

7. Комплект тематических таблиц по курсу 9 класса.

8. Комплект интерактивных карт по курсу 9 класса

9. Метеостанция

10.Электронные носители - 9 класс Уроки географии Кирилла и Мефодия М. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

11. Атлас - География 9 класс, М. Дрофа. 2012 г.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук

2. Мультимедийный проектор

3. Экран

НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка знаний учащихся

Критерии:

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

  • самостоятельность ответа;

  • логичность, доказательность в изложении материала;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

  • ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

  • есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

  • ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

  • ответ неправильный;

  • не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;

  • неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся

«5»

  • правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;

  • соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;

  • самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;

  • аккуратное оформление результатов работы.

«4»

  • правильный и полный отбор источников знаний;

  • допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3»

  • правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;

  • неаккуратное оформление результатов.

«2»

  • неумение отбирать и использовать основные источники знаний;

  • допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;


© 2010-2022