Урок по технологии проблемного обучения

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии проблемного обученияУрок по технологии проблемного обученияУрок по технологии проблемного обученияУрок по технологии проблемного обученияУрок по технологии проблемного обученияПОГОДА

Цель:

сформировать у учащихся знания об особенностях погодных условий, причинах изменения, свойствах и неблагоприятных погодных явлениях на территории страны и своей местности

систематизировать основные понятия климатологии, развивать навыки мышления, творческие способности; развитие умений высказывать свою точку зрения, умения ее обосновывать; умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся

-показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения, воспитывать личностные качества, культуру общения; осознание необходимости знаний о климате для людей.

Средства обучения: Физическая карта полушарий и России, календарь погоды, презентация «Погода», мультимедиапроектор, видеосюжет.

Тип урока по технологии пробл. обучения

Ход урока.

  1. Оргмомент

  2. Мотивация и целеполагание

чтобы определить тему урока, предлагаю вспомнить каждому из вас, что вы делаете перед тем, как выйти на улицу, например собираясь в школу? (смотрю за окно или включаю телевизор, чтобы узнать какая погода).

-запись в тетради новой темы.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

Какие цели поставите вы перед собой? (на слайде слова-посказки)

(на доске слова по ступеням расположены:

Погода - это…; элементы погоды

Свойства

От чего зависит погода?

Почему меняется погода?

Я с вами согласна, но не полностью, что такое погода вам уже известно, ее признаки, свойства вы с легкостью назовете, а вот самый главный вопрос начинается с вопросительного слова почему?

(почему погода меняется)

И пока мы ставили цели мы уже дали ответы на ряд вопросов.

Самый простой вопрос, что такое погода?

Чтобы на него ответить необходимо вспомнить, что такое климат?

3ктуализация знаний обучающихся

Проверка дом.задания/повторение

-Инд.работа у доски (3 чел.) по схемам:

«Климатообразующие факторы» «Климат России» «Умеренный пояс»

-Инд.работа на местах (тестирование, проверка знаний номенклатуры)

Фронт. географический диктант: «Назови одним словом»

  1. прямая, рассеянная, поглощенная, отраженная

  2. скудный, достаточный, недостаточный, избыточный

  3. рельеф, ветер, размеры, подстилающая поверхность, гео.широта

  4. Сочи, Оймякон, Прикаспий, Астраханская область

  5. континентальный, морской, муссонный

  6. Якутия, Алтай, Забайкалье

  7. полуостров Таймыр, о-ва Северная Земля, О.Врангеля

  8. муссоны, западные, северные, южные

  9. морось, иней, крупа, гололед

  10. самая низкая -на восходе солнца, самая высокая- два-три часа после полудня.

-проверка выполненного задания /работа с картой

4. открытие новых знаний

Какой климат России. (ответ обуч-ся)

где формируется погода? Что называют кухней погоды?

(тропосферу, значит погода -это есть состояние тропосферы в данный момент, в данной местности).

Вспомните последние три ответа в географическом диктанте, чем они являются в отношении погоды (элементами)

А чтобы дополнить элементы погоды, посмотрите прогноз погоды.

Видеофрагмент

Каких элементов не хватает? (давление, облачность, влажность)-запись

Итак, чем отличается климат от погоды?

(постоянством), а значит первое свойство погоды- непостоянство,

чтобы определить второе свойство прослушайте отрывок стих. А.С.Пушкина: «Вечор, ты помнишь вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачное желтела,

И ты печальная сидела..

А нынче, погляди в окно:

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит…

Что вы чувствовали в первой части стихотворенья, во второй? Что происходило с вашим настроением? (оно менялось) также как и погода, значит второе свойство -изменчивость

И третье свойство - повторяемость разные времена года, мы уже привыкли: летом -жаркая, зимой -холодная погода.

Попробуйте вообщем сказать какая погода в России? (ответить на этот вопрос нельзя, так как погода везде разная).а почему она разная? (Разные воздушные массы)

В.М.-это большие объемы воздуха, обладающие однородными свойствами. Какие типы вм масс формируются над территорией России (арктические, умеренные: континентальные, морские). Каждый тип ВМ имеет свои свойства, но в основном одни теплые, другие холодные, соответственно и погоду он принесут такую же.

От чего зависят их свойства? Можем ли мы ответить на главный вопрос?

Тогда чем объснить тот факт, что бывает в одной части города прошел дождь а в другой его не было вовсе?

Оказывается, случается так, что в одном месте встречаются воздушные массы с разными св-ми, и тогда возникает узкая переходная полоса, которая называется атмосферный фронт.

Различают два фронта, теплый и холодный.

ЦОР «образование фронтов»

посмотрите как образуется теплый фронт? Холодный фронт. Так почему образуются фронты? (движение ВМ).

Вывод!!!

Итак, почему меняется погода? (из-за движения ВМ) почему они движутся? (ветер дует)почему ветер дует? (разница в давлении) почему разница в давлении (из неравномерного нагревания поверхности)

Цепочка записывается в тетрадь по памяти

Для чего нужны знания о погоде? Кому они необходимы в профессиональной деятельности? Как получали знания о погоде раньше? Сейчас?

Погода вносит свои коррективы в планы людей? Почему это происходит?

Неблагоприятные явления)

5 Работа у с учебником: пар 19

Заполните схему:

Неблагоприятные клим.явления

Опасные погодные явления бывают в каждом времени года. Эти явления приносять вред людям, сельскохозяйственным культурам, затрудняют работу транспорта.

Вьюги, снегопады, гололед, ледяной дождь, туман - затрудняют работу транспорта, коммунальных служб, приводят к травматизму людей.

Засухи, суховеи, высокие температуры часто случаются на юге страны- они приводят к снижению и гибели урожая.

Служба погоды. Каждый день по радио и телевидению передают прогноз погоды, предупреждают о изменениях и неблагоприятных погодных явлениях.

Прогноз - предсказание. Издавна люди замечали особенности природы, поведение птиц, животных и составляли народные приметы погоды. Сегодня под влиянием хозяйственной деятельности происходят значительные изменения погоды и климата. Люди ведут систематические наблюдения за погодой на метеорологических станциях с начала 19 века. Сегодня в метеорологической службе занято около 5000 работников, которые на местах собирают информацию о всех показателях погоды и передают в Гидрометцентр. Там на основе полученной информации создают синоптические карты через каждые 3 часа. Такие карты мы можем видеть по ТВ в прогнозах погоды.

6. Отработка умений

-стихи о различных типах погод на определение фронтов.

7. Итоги урока.

Домашнее задание: пар.18, 19 РТ стр. 13-14, задание 4, сообщение о рекордных катаклизмах природы

Вывод. Оценки за урок с комментариями

8 рефлексия

Для меня тема урока оказалась….

Я научился….

Мне было….

Меня удивило….

Своей работой на уроке я….

С домашним заданием….



© 2010-2022