Статья Использование проектной технологии с компьютерной поддержкой на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Методика использования проектной технологии с компьютерной поддержкой в географии»

Цель обучения географии в 10 классе - это формирование положительного отношения к географии, знание основных понятий, явлений, закономерностей экономической и социальной географии мира, а также совершенствование навыков пользования учебником и атласом, умение пользоваться специальной и справочной литературой по предмету.

Однако на сегодняшний день многие старшеклассники не имеют навыка интеллектуальной самостоятельности в работе, выполняют задание по алгоритму, плохо владеют логическими приемами мышления, а при выполнении трудных заданий, отступают, не проявляя должного упорства, целеустремленности, творчества. И как следствие - снижение познавательного интереса к предмету географии.

Именно эти наблюдения определили мой выбор - работа над темой: «Методика использования проектной технологии с компьютерной поддержкой в географии». Поскольку на сегодняшний день в современном мире потребность в компьютерных технологий постоянно растет - они необходимы в повседневной жизни, поэтому учитель обязан идти в ногу со временем, а, следовательно, заинтересовать школьников своим предметом можно, используя компьютерные технологии.

Основной целью данной методики является развитие у учащихся познавательного интереса к предмету, умения ориентироваться в информационном пространстве, сформулировать и решить учебную проблему. Особенностью проектной технологии является ее ориентация на индивидуальные особенности и способности школьников, дает им возможность самореализации, принятия самостоятельных решений. Кроме того, учащиеся вырабатывают умение работать над решением поставленной учебной задачи как самостоятельно, так и в коллективе.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они осуществляют за определенный период времени. В данном методе предусмотрено использование знаний и умений из различных отраслей науки и искусства. Результаты созданных проектов должны быть отчетливыми, если это теоретическая проблема, то должно предлагаться конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый для внедрения.

Основные требования к использованию данной методики:

1)наличие исследовательской задачи;

2)практическая значимость результатов деятельности;

3)самостоятельная деятельность учащихся;

4)использование базовых знаний из различных отраслей науки;

5)результаты выполненной работы должны быть материальными: видеофильм, альбом, компьютерная газета, веб-страница, мультимедийная презентация, публикация.

В то же время данная методика позволяет создавать с помощью компьютерных технологий электронные портфолио, которые являются удобным способом показать работу учителя. Это могут быть такие виды деятельности как:

-разработка презентации для знакомства с учащимися в начале года;

-разработка электронных вариантов лекций, которые сопровождаются демонстрацией слайдов;

-создание электронных архивов уроков и проверочных работ (для дополнительных занятий с учащимися);

-создание электронных архивов по предмету для работы с одаренными детьми, для подготовки участников олимпиад;

-размещение презентации изучаемой темы (опережающая информация) для просмотра учащимися;

-сопровождение изучаемого материала с использованием графиков, таблиц, диаграмм, фотографий, созданных с помощью компьютерной поддержки;

-создание информационных отчетов с фотографиями об экскурсиях и других видах деятельности;

-ознакомление с учебным предметом или спецкурсом, презентация программы курса или другой информационно-справочной информации;

-отображение текущей деятельности учащихся в течение изучаемой темы;

отображение отчетов о научно-исследовательской деятельности учащихся;

-публикация исследовательских работ учащихся в интерактивном журнале (на уровне школы и не только).

Поскольку я являюсь учителем географии, то меня заинтересовала возможность применения данной технологии на моем предмете. В результате можно предложить учащимся попробовать создать с помощью компьютера следующие виды уроков:

-создание путеводителя по городам, странам, континентам, морям и океанам;

-подготовка выступлений с использованием компьютерной поддержки: демонстрация графиков, таблиц, рисунков, схем, карт, картосхем, картодиаграмм, картографических проекций, диаграмм, картограмм, розы ветров, календарей погоды, статистических материалов; фотографий и видеоматериалов;

-создание брошюр для путешественников, рекламных проспектов, разработка маршрутов для экскурсий;

-написание рассказа от имени человека, который проживает в определенной стране, на каком-либо материке, в одной из природных зон; отчет первооткрывателя о своей экспедиции и сделанном географическом открытии; дневник человека, который жил в определенную историческую эпоху;

-разработка инструкций для поиска географических объектов;

-проведение анализа экономической ситуации на основе полученных по интернету данных;

-изучение состава населения, составление прогноза его изменения на основе имеющихся данных;

-демонстрация данных, собранных из мультимедийных энциклопедий, размещенных в интернете;

-создание календаря, при оформлении которого можно использовать информацию, связанную с важнейшими событиями в географии;

-создание электронного календаря погоды, при составлении которого можно использовать метеорологические данные практически из всех уголков планеты;

-создание туристического справочника для закрепления знаний по географии. Включить в него исторические сведения, данные о политической структуре, хозяйстве, населении, информацию об интересных местах, событиях и знаменитых людях.

Поскольку над данной технологией работаю первый год, то результаты будут получены на следующий год. Однако хотелось бы отметить возросший интерес к предмету и творческой деятельности по предмету именно после работы на уроках с компьютерной поддержкой. На сегодняшний день в стадии работы находится исследовательская работа «Мы изучаем Великобританию» - это одна из частей проекта «Страны Британского Содружества », на сегодняшний день создана презентация данной работы, однако учащиеся не остановились на достигнутом и продолжают свою исследовательскую деятельность. Одной из проблем внедрения данной методики в нашу жизнь, на мой взгляд, является нехватка учебного времени на данный вид деятельности, поэтому работали над исследовательской работой во внеурочное время и поэтому она представлена как внеклассное мероприятия.

В то же время хочется заметить, что лучший результат по запоминаемости материала дает урок с компьютерной поддержкой, когда мы можем вывести на экран монитора все необходимые данные, охарактеризовать любой процесс или явление, проследить динамику его развития, сделать прогноз, на будущее исходя из имеющихся данных.

В дальнейшем я постараюсь создать систему уроков с компьютерной поддержкой, привлечь учащихся к созданию творческих проектов, ведь от того насколько мне удастся расширить возможности для познавательного творчества школьников, будет зависеть их интерес к предмету, а, следовательно, и уровень их учебных достижений.



© 2010-2022