Урок-проект Страны Африки 7 класс

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вступление стр.

1.1Использование инновационных технологий обучения в практике

работы учителя географии……………………………………………

1.2. Понятие «технология» обучения…………………………………

2. Инновационные технологии обучения……………………………

2.1. Технология личностно-ориентированного обучения………

2.2. Технология проблемного обучения………………………..

2.3. Технология развивающего обучения………………………

2.4. Игровые технологии обучения……………………………….

2.5. Технология развития критического мышления………………..

2.6. Технология интерактивного обучения………………………….

2.7. Информационные технологии………………………………..

2.8. Проектная технология……………………………………….

3. Выводы…………………………………………………………….

4. Список использованной литературы…………………………..

5. Приложения………………………………………………………



Вступление.

Мир в последнее время неузнаваемо изменился и продолжает меняться. Двадцать первый век бросает вызов всем, что нас окружает. Современный мир меняется настолько быстро, что в пределах жизни одного поколения происходят кардинальные изменения, касающиеся всех сторон существования человека. Все эти изменения требуют от общества изобретательности, гибкости, творческого подхода к решению проблем, умение применять знания в реальной жизни. Однако эти умения не принимаются ниоткуда, их надо формировать и развивать. Поэтому школа, которая понимает истинное значение этих процессов социума, несет на себе особую ответственность за умение приспосабливаться к изменениям. Если необходимость социализации ученика осознанная и признается учителем (что, конечно, свидетельствует о его современный уровень эрудиции, профессионализм), то он будет закладывать эту идею, прежде всего в задачи урока.

Поэтому, проектируя урок, необходимо думать, искать содержание, методы, формы, средства, создавать условия, чтобы цель социализации была выполнена. В контексте евроинтеграционных образовательных процессов особую актуальность приобретает вопрос о применении методов обучения, направленных на формирование компетентного школьника. Ведь «человек образованный и, который знает, где знайте то, чего она не знает» (Георг Зиммель, немецкий социолог) [8]. «Обучение» становится категорией, сопровождающей человека на протяжении всей жизни.

Одним из приоритетов развития образования является внедрение современных технологий, которые расширяют возможности учащихся качественного формирования системы знаний [5], умений и навыков, их применения в практической деятельности, способствуют развитию интеллектуальных способностей самообучения, создают благоприятные условия для учебной деятельности учащихся и учителя.

Современные требования общества к образованию заставляют специалистов во многих странах мира пересмотреть качество и уровень школьного образования, что обусловило необходимость ее реформирования. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием в информационном обществе, аименно на смену традиционной системе обучения приходит личностно-ориентированный, традиционные методы меняются инновационными, предусматривающие смещение акцентов в учебной деятельности, ее направления на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности. Учебный процесс сегодня должен быть ориентирован на личность ученика и учитывать его индивидуальные особенности и способности. В связи с этим понятно, что в основной школе назрела острая необходимость в адаптации учителей к новым условиям работы, ролей и цели, быстро меняются. Ведь на уроке в компьютерном классе учитель выступает уже не в роли рассказчика, а становится для своих учеников скорее помощником и инструктором, «... менеджерами по обучению, а ученики - их клиентами, как сегодня мы клиентами юристов или профессиональных консультант. Использование новейших технологий в современном обществе становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Овладение этими навыками протекает гораздо эффективнее, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое внедрение и развитие на уроках других предметов, способствует развитию умений и навыков применять, приобретенные на уроках информатики, знания на практике и в реальной жизни. Однако этот подход выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современных информационных технологий.

Определяющим фактором современной цивилизации стала информация и все, что связано с ее накоплением, обновлением, передачи и использования. Кроме того, быстрое развитие науки, техники и технологий дает возможность продвигаться современной цивилизации к информационному обществу [7].









1.1Использование инновационных технологий обучения в практике работы учителя географии.

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения.

Метод проектов - это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.

В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.

Проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты позволяют учащимся принимать на себя определенные роли, например:

  • решить проблему;

  • принимать решение;

  • исследовать;

  • делать выводы;

1.2 Понятие «технология» обучения

В современном образовании существует определенный парадокс: несоответствие между стратегической целью образования (а именно всестороннее развитие личности ребенка), заложенной в нормативных документах, и реальной деятельностью общеобразовательного учебного заведения (предоставление условий определенной суммы знаний, формирование умений, приобретение навыков, контроль и оценивание знаний и умений).

Решить этот парадокс призваны инновационные образовательные технологии, возникновение и развитие которых обусловлены степенью развития общества и науки. Еще Ян Амос Коменский пытался найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы и потребовало бы только «умелого распределения времени, предметов и методов» [1,6.].

Главной причиной модернизации образования стало то, что требования общества к качеству подготовки учащихся растут, а обучение остается усредненным. При таких условиях активный поиск инструментов построения эффективного учебного процесса для массового обучения, которые гарантированно обеспечивали успех в руках обычного педагога является потребностью времени. Нужно найти такие дидактические средства, которые бы смогли превратить обучение своего рода технологический процесс с гарантированным результатом. В настоящее время в педагогике широкого использования получили сроки: «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», однако единого толкования этих понятий нет. Понятие «технологии» вошло в повседневный педагогический лексикон с начала 1990-х гг. Оно вошло в язык социальных наук и практик, в том числе и педагогическую, с наук и практик научно-технических, производственных. Такой перенос стал возможным в рамках представления о педагогическом процессе (любом другом социальном процессе) как искусственно созданной управляемой системе. С другой стороны, понятие технологии в педагогике стало употребляться в связи с возрастающей ролью информационных технологий в процессе образования.

Если обращаться к источникам понятие «технология», то мы должны зафиксировать, что оно происходит из двух греческих слов: tehne - искусство, мастерство и logos - слово, учение. Таким образом, технологию можно определить как осознанное практическое искусство, осознанную мастерство. Технология указывает на конкретные способы и средства осуществления профессиональной деятельности, с другой стороны на результаты. Степень достижения с помощью указанных средств и действий характеризует мастерство педагога.

Итак, технология - это форма реализации человеческого интеллекта, сфокусированного на решении существенных проблем бытия [1]. В словарях иностранных слов: технология - «совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственных процессов». С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. То есть технология - это способы деятельности и то, как личность задействована в этой технологии [12].

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, имеющих своей задачей оптимизацию форм образования [5]. Понятие «технология» в педагогике может использоваться в четырех смысловых аспектах:

а) педагогическая технология, которая включает в себя все средства педагогического взаимодействия;

б) технологии обучения - система методов, приемов и действий учителя и учащихся в процессе обучения;

в) технологии воспитания - система методов, приемов и действий воспитателя и воспитанников в совместной деятельности, в содержание которой включено освоение норм, ценностей, отношений;

г) учебные технологии - информационные технологии, которые можно использовать для организации процесса обучения.

Все инновационные технологии в образовании призваны сделать учебный процесс полностью управляемым, поэтому целесообразно выделить общие правила и принципы технологий обучения:

-принцип педагогической целесообразности, что сформулировал еще А. С. Макаренко: ни одно действие педагога не должна быть в стороне от запланированных целей;

- взаимосвязь преподавания и обучения. К. Д. Ушинский считал, что главной задачей учителя считал преобразование деятельности ученика на его самостоятельную деятельность;

- необходимость тематического планирования (включающие краткую характеристику конечных результатов);

-организация контроля на каждом этапе учебной деятельности учащихся;

- стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего;

- разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации определенных средств и форм.В целом за большого количества определений понятий «технологии обучения», «педагогическая технология» их функционирования можно описать такими важными принципами (голландец.Психолог Ван Парререн):

Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к обучению (это может базироваться на личном опыте учащихся).

Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учениками.

Принцип 3: учить направленно (постоянное наблюдение за обучаемым, коррекция, стимулирование).

Принцип 4: вариативность структуры обучения.

Принцип 5: обучать в соответствующем темпе, использовать оптимальные средства и способы.

Принцип 6: обучать и помогать ученикам на уровне их фактических способностей, а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при выполнении учебных задач.

Принцип 7: способность учащихся к рефлексии и оценки своего прогрессу.

Принцип 8: обеспечение учеников такими наборами задач для самостоятельной работы, помогают избежать «ригидности» действий, мышления, а именно:

Принцип 9: стимулирование инициативы и творчества учащихся.

Принцип 10: создание таких условий в классе, способствующих формированию социально интегрированной личности ученика.

В конце 90-х годов XX века в педагогической литературе появился новый термин - «инновационная технология». Термин «инновация» означает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), что улучшает действующую систему образования.

Инновационная образовательная технология - совокупность форм, методов и средств обучения, воспитания и управления, объединенных целью; отбор операционных действий педагога с учеником, в результате которых существенно улучшается мотивация учеников к учебному процессу.









2. Инновационные технологии обучения

2.1Технология личностно - ориентиванного обучения.

Одной из инновационных технологий общепедагогического характера, является технология личностно ориентированного обучения.

Одной из инновационных технологий общепедагогического характера, которые внедряются в современных школах является технология личностно ориентированного обучения [2]. Личностно-ориентированное обучение - организация процесса обучения, в основе которой лежит признание индивидуальности, самобытности, самодостаточности каждого человека. Оно требует обеспечения развития и саморазвития личности ученика исходя из выявления его индивидуального, неповторимого, субъективного опыта, способностей, интересов, возможностей реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Цель данной технологии заключается в том, чтобы:

• определить жизненный опыт каждого ученика, уровень интеллекта, познавательные способности, интересы, качественные характеристики, которые сначала надо раскрыть, а затем развить в учебном процессе;

• формировать положительную мотивацию учащихся к познавательной деятельности, потребность в самопознании, самореализации и самосовершенствовании школьников в рамках социокультурных и нравственных ценностей нации;

• вооружить учеников механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, необходимыми для становления современного человека, способного вести конструктивный диалог с другими людьми, природой, культурой и цивилизацией в целом. Поэтому внедряется в современных школах технология личностно ориентированного обучения [3]. Личностно-ориентированное обучение - организация процесса обучения, в основе которой лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека, требует обеспечения развития и саморазвития личности ученика исходя из выявления его индивидуального, неповторимого, субъективного опыта, способностей, интересов, ценностных ориентаций, возможностей реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Цель данной технологии заключается в том, чтобы:

• определить жизненный опыт каждого ученика, уровень интеллекта, познавательные способности, интересы, качественные характеристики, которые сначала надо раскрыть, а затем развить в учебном процессе;

• формировать положительную мотивацию учащихся к познавательной деятельности, потребность в самопознании, самореализации и самосовершенствовании школьников в рамках социокультурных и нравственных ценностей нации;

• вооружить учеников механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, самообразования, необходимыми для становления самодостаточного современного человека, способного вести конструктивный диалог с другими людьми, природой, культурой и цивилизацией в целом.





2.2Технология проблемного обучения

В основе технологии проблемного обучения [1], [6] создание учителем самостоятельной поисковой деятельности школьников по решению учебных проблем, в ходе, которой формируется новое знание, умение, навыки и развиваются способности ребенка, активность, заинтересованность, эрудиция, творческое мышление и другие, лично значимые качества.

Проблемная ситуация - это ситуация, возникающая в результате такой организации учителем взаимодействия ученика с объектом познания, которая помогает выявить познавательное противоречие. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальным затруднением и необходимостью решать его. Сущность познавательного противоречия содержится в невозможности с работодателем тех знаний и способов деятельности, которыми владеют школьники, разрешить противоречия, которые возникли.

Создавать проблемные ситуации на уроках химии можно разными способами:

• столкновения школьника с явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

• побуждение учащихся к анализу внешних противоречивых фактов, явлений, высказываний;

• побуждение школьников к выбору из противоречивых фактов, высказываний тех, кто считает верными и обоснование своего выбора;

• побуждение к самостоятельному сравнению, сопоставлению фактов, явлений, действий;

• побуждение к выдвижению гипотез, формулирование выводов и их проверки;

Проблемные ситуации на уроках географии удобно создавать, по моему опыту, при решении различного вида задач; при мотивации, используя различные интересные факты, пословицы, поговорки, загадки, поэтические строки, литературные произведения)









2.3.Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения [1], [5], [10] - это активный вид деятельности, способ обучения, во время которого учитываются и используются природные закономерности индивидуального развития ребенка, обусловливающие развитие знаний, умений, навыков и способов умственных действий, направленных механизмов личности , эмоционально-ценностной и деятельно-практической сфер. Эта технология ставит целью общее развитие ученика, его интеллектуальных возможностей, чувств, умение учиться и общаться, формирования личности.

Современная система обучения требует от учителя новых подходов к охвату большого объема информации. Невозможно одному человеку знать все, даже в узкой области знания. Учащиеся должны иметь совсем другие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идей и концепции и уже на основе этого уметь искать нужную информацию, анализировать ее и применять в конкретных условиях, формулировать и отстаивать свое мнение. Мы учим детей физики не только для того, чтобы они узнали мир, но и научились думать, анализировать, систематизировать, находить компромиссы, выделять главное, критически относиться к любым аргументам, уметь отстаивать свою позицию.

Элементы развивающего обучения я использую при проведении практических и исследовательских работ, наблюдения, при решении экспериментальных задач.



2.4.Игровые технологии обучения

Игровые технологии обучения [11] отличаются от других технологий тем, что игра:

•хорошо известна, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;

• эффективное средство активизации;

• мотивационная по своей деятельностью;

• позволяет решать вопросы передачи знаний, умений, навыков;

• многофункциональная, ее влияние на ученика невозможно ограничить одним аспектом;

• преимущественно коллективная, групповая форма работы;

• имеет конечный результат (материальный, моральный, психологический);

• имеет четко поставленную цель и соответствующий педагогический результат.

Современная педагогика видит ценности игры как педагогического метода в комплексе с другими методами. Но практика применения игровых технологий показывает, что кроме положительных результатов данная технология включает и ряд негативных аспектов. Поэтому я использую на уроках не игры, а игровые ситуации, которые позволяют повысить интерес учащихся к предмету; сделать уроки разнообразными, более интересными; вносит разнообразие в учебно-воспитательный процесс и повышает активность, даже пассивных, учащихся на уроках. С этой целью я использую различные виды игр, среди которых «Слово - предложение - вопрос - ответ», «Найди ошибку», « Спроси себя сам », « Кто больше », « Цепочка », « Цветная лента », « сюрприз », « Выделите лишнее », « Найди по описанию »

« Да - нет », « Самый умный », кроссворды, ребусы, загадки, пословицы, поговорки.









2.5.Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления [4] формирует творческое мышление, способствует развитию креативности. Критическое мышление необходимо при решении проблемных задач, формулирование выводов, оценки и принятия решений.

Восприятие, понимание, осознание и усвоение учебной информации требует активной умственной деятельности, в том числе критического мышления. Критическое мышление - сложный процесс, который начинается с ознакомления с информацией, а заканчивается принятием решения. Критическое мышление проявляется:

• в способности человека самостоятельно анализировать информацию;

• в умении видеть ошибки или логические нарушения в утверждении разных авторов;

• аргументировать свои мысли (изменять их, если они неправильные, и отстаивать, если они верны);

•в стремлении к поиску оптимальных и аргументированных решений.

Для развития критического мышления на уроках я использую следующие методы: « мозговой штурм», «ассоциативный куст», чтение с пометками



2.6.Технология интерактивного обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, имеет конкретную, предполагаемую цель создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянной, активного взаимодействия всех учащихся, где и ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения [9].

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.

Интерактивные технологии на уроках химии позволяют обеспечить глубину изучения материала. Учащиеся овладевают все уровни познания (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Меняется и роль учеников: они становятся активными, принимают важные решения. Однако каждая Интерактивное упражнение требует предварительного рассмотрения и обучения учащихся для ее проведения.

В своей практике я использую такие интерактивные упражнения как «Микрофон», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм», «Броуновское движение», «Ажурная пила», «Круг идей», «метод ПРЕСС». Информационные технологии



2.7.Информационные технологии.

Информационные технологии - технологии информатики в сочетании с другими, связанными с ней, технологиями [7], то есть это целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивает высокую скорость обработки данных, эффективный поиск информации, распространение данных, доступ к источнику информации независимо от места их расположения.

Информационная технология в учебно-воспитательном процессе - это сочетание традиционных технологий обучения и технологий информатики [9], которые расширяют возможности учащихся по качественного формирования системы знаний [5,8,9], умений и навыков, их применения в практической деятельности, способствуют развитию интеллектуальных способностей к самообучению, создают благоприятные условия для учебной деятельности учащихся и учителя.

Причин компьютеризации обучения химии можно назвать много. В сети есть много программных продуктов, которые учителя-предметники могут использовать во время проведения уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить интерес к изучению предметов естественно-математического цикла, активизировать их познавательную деятельность, способствуют формированию научного мировоззрения.

Современным компьютерным средством обучения является мультимедиа,

основывается на специальных аппаратных и программных средствах.

Одной из неоспоримых преимуществ средств мультимедиа является возможность разработки на их основе интерактивных компьютерных презентаций по географии.

Презентация - это набор, последовательно сменяющих друг друга, страниц-слайдов, на каждом из которых можно разместить любой текст, рисунки,

схемы, видео-, аудио- фрагменты, анимацию, используя при этом различные

элементы оформления. Они не требуют особой подготовки учителей и

учеников и активно привлекают последних к сотрудничеству.

Мною создан ряд компьютерных презентации с помощью MS PowerPoint с использованием различных ППС, рекомендованных Министерством образования и науки, и Интернет-ресурсов. Они представляют собой мультимедийные презентации, которые составлены в соответствии с действующей программой по географии.

На мой взгляд, презентация - это удобная конструкция, в которой легко ориентироваться. Анализ научно-методической литературы и периодических изданий показал, что мультимедийные презентации способны реализовать многие проблемы в процессе обучения, а именно:

• использовать передовые информационные технологии;

• изменять формы обучения и виды деятельности в пределах одного урока;

• облегчать подготовку учителя к уроку и привлекать к этому процессу учащихся;

• расширять возможности иллюстративного сопровождения урока, подавать исторические сведения о выдающихся ученых и т.д.;

• реализовать игровые методы на уроках;

• осуществлять работу в малых группах или индивидуальную работу;

• дают возможность распечатки плана урока и внесения в него заметок и комментариев;

• проводить интегрированные уроки, обеспечивая усиление межпредметных связей;

• организовывать интерактивные формы контроля знаний, умений и навыков;

• организовывать самостоятельные, исследовательские, творческие работы, проекты, рефераты на качественно новом уровне с возможностью выхода в глобальное информационное пространство.

Проведение уроков при комплексном применении традиционных и мультимедийных технологий обеспечивает приобретение учащимися не только глубоких и прочных знаний, но и умение развивать интеллектуальные, творческие способности, самостоятельно приобретать новые знания и работать с различными источниками информации.

























2.8.Проектная технология

Однако настоящее требует от образования не обеспечение учеников определенной суммой знаний, а умение получать знания самостоятельно, что можно обеспечить использованием не только одной технологии, а целым комплексом технологий, сочетая их в течение изучения одной темы. Наиболее удачно, на мой взгляд, совокупность определенных технологий обучения можно применить при создании проектов.

Проектная технология - это инновационная форма работы организации образовательной среды, в основе которой лежит комплексный характер деятельности временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с окружающей средой. Это совокупность определенных действий, документов, текстов, предназначенных для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического или практического продукта [7], [5], [13].

В основе метода проектов лежит развитие ученических познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирования навыков мышления высокого уровня.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, - которую они осуществляют на протяжении определенного времени; допускает возможность решения определенной проблемы; в нем предполагается, с одной стороны, необходимость использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из разных отраслей науки и искусства. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то должно быть предложено конкретное ее решение, а если практическая - конкретный результат, готов к внедрению.

Создание проекту предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией (выкладкой) полученных результатов. С другой стороны, эта технология состоит из совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Сущность данного метода заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, которые предусматривают владение определенной суммой знаний, и путем проектной деятельности, которая предусматривает решение данной проблемы, показать практическое применение полученных знаний. В силу дидактической сущности данный метод позволяет:

• решать задачи формирования интеллектуальных умений, критического и творческого мышления;

• развивать у учащихся коммуникативные навыки, в частности работать в различных по составу группах, выполняя различные по социальному значению функции;

• развивать у учащихся умение пользоваться различными исследовательскими методами (сбор информации, факты, анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы и обобщения).

В настоящее время метод проектов получил распространение и большую популярность благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и возможностей их практического применения для развития конкретных проблем действительности в совместной деятельности учащихся. «Все, что я познаю, я знаю. Знаю, зачем это мне нужно, где и как эти знания применить »- основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает сторонников многих образовательных систем, стремящихся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Мои ученики (под моим руководством) создано несколько проектов. Эта работа им в основном им нравится, и они с восторгом и интересом создают проекты различных типов. (Приложение 6)

























3.Выводы.

Развитие образования XXI века побуждает к обновлению методов и приемов обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий, современных концепций и способов формирования у учащихся предметных и жизненных компетенций. Применение инновационных технологий, которые строятся на комплексном психологическом изучении личности всех участников учебно-воспитательного процесса, дает возможность положительно развивать их интеллектуальную, социальную, духовную сферы, способствует социальному самоутверждению и культурном самосознании. Использование различных образовательных технологий является результатом творческого подхода учителя к делу.

Нам, учителям, часто кажется, что мы обладаем ключами от знаний и, что именно мы, должны передать их детям, удачно и тщательно объяснив, растолковав. Но жизнь изменилась так, что школа больше не является монополистом знаний и поэтому, необходимо используя современные информационные технологии, идти в ногу с жизнью, чтобы быть « в ногу со временем ».

Актуальность проблемы использования инновационных технологий обучения на уроках географии заключается в том, что современные достижения науки и техники требуют современных уроков, которые учитывают эти достижения. География - уникальная дисциплина, она тесно связана с окружающим миром. Поэтому способствовать изучение учениками географии нужно не для того, чтобы они стали географами, а для того, чтобы они научились думать, находить компромиссы, анализировать, систематизировать, обобщать, умели отстаивать свои принципы. Учит критически относиться к любым аргументам. Понятно, что на уроках географии должны даваться глубокие и прочные знания, но важно, чтобы география помогала формировать представление о роли человека в мире и роль данной науки в освоении мира человеком.

Таким образом, важным условием организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов активного обучения, использование современных технологий в сочетании с традиционными средствами. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы сориентировать ребенка на достижения им целей, которые она сама себе поставила

Юношество должно получать образование не то, что дается, а истинное; не поверхностное, а основательное, то есть - чтобы разумное существо - человек приучился руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мысли ... но и развивать в себе способность проникать в корень вещей и производить истинное их понимание и использование [10]. Человек должен стремиться не знать как можно больше, а знать, какие знания ему нужны и уметь их применять. Детство - не период подготовки к будущей жизни, а полноценную жизнь. Итак, образование должно базировать не только на знаниях, которые когда-либо в будущем понадобятся ребенку, но и то, что крайне необходимо сегодня - на проблемах ее реальной жизни. (Джон Дьюи)

Целесообразно на уроках использовать инновационные технологии вместе с традиционными, что позволяет разнообразить деятельность учащихся, а именно:

• учит добывать знания самостоятельно;

• аккумулирует умения пользоваться полученными знаниями для решения новых задач;

• способствует приобретению коммуникативных навыков и умений (т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя различные социальные задачи и роли);

• предоставляет возможность широких человеческих контактов в знакомстве с различными точками зрения на одну проблему;

• учит пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

• предоставляет возможность выражать свои собственные мысли.

Однако следует помнить, что хотя педагогические технологии и требуют высокой активности учителя и ученика, учитывают психологические и личные качества всех учеников, вносят индивидуальные коррективы в учебный процесс, способствуют проявлению и росту самостоятельности учащихся, все же они не обеспечивают всем ученикам одинаково высокого результата развития и обучаемости.

Преподавание - это искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительской дела ... вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - вот единственно возможный курс современного учителя. (М. А. Рыбникова)



4. Список использованной литературы.

1.Бадиев С. От традиций -к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С. Бадиев // Учитель.-2008№6.-с. 7-11.

2.Голубева Л.В. Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития учителя \ Л.В. Голубева\\ Справочник заместителя директора по научно-методической работе. - Волгоград,2006.

3.Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования.

4.Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М.:АСТ - Астрель, 2002.

5.Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. Дис. доктора пед. наук. М. 2007.

6.Образовательный информационный портал ХМАО-Югра.

7.Компьюторизация учебного процесса: Межвуз. Сб.науч. тр. / Под ред.проф. В.Н.Врагова. - Новосибирск.1999.

8.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: 1999.

9.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.

10.Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1999.

11.Суворов Н. "Интерактивное обучение: Новые подходы" М. 2005.

12.Журнал "География в школе", № 4,5,6,/2004

13.Интернет ресурсы









5.Приложения.

1. Вступление

1.1.Метод проектов как реализация личностно -ориентиванного обучения на уроках географии.

1.2.Роль учителя в проектной деятетельности.

1.3. Проектная деятельность учащихся.

2.Урок-проект на тему:

2.1.Паспорт проектной группы.

2.2.План урока:

а) проект первой группы;

б) проект второй группы;

в) проект третьей группы;

г) проект четвертой группы;

д.) проект пятой группы;

3.Выводы

3. Литература.



1.Вступление

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения.

Метод проектов - это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.

В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.

Проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты позволяют учащимся принимать на себя определенные роли, например:

  • решить проблему;

  • принимать решение;

  • исследовать;

  • делать выводы;

1.1.Метод проектов как реализация личностно - ориентированного обучения на уроках географии.

Проекты служат конкретным важным целям образования. Они не являются развлечениями или добавлениями к «настоящему» учебному плану или просто заданиями по знакомой теме. Учебный план, реализуемый на использовании метода проектов, основан на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с целью, находящейся в реальном мире. Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них задания.

Поскольку метод проектов относится к технологиям личностно-ориентированного образования, поэтому можно выделить цели, которые стоят перед школьниками - это развитие

  • познавательного интереса;

  • умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи;

  • умения анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, представлять в виде оформленного результата деятельности;

  • успешно работать с другими;

  • принимать обдуманные решения;

  • брать на себя инициативу;

  • решать комплексные проблемы;

  • управлять собой;

  • эффективно общаться;

1.2.Роль учителя в проектной деятельности.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе - возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

К ответу на этот вопрос, ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

  5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект.


1.3. Проектная деятельность учащихся.


Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

  • общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

  • специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

  • собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: "оригинальность", "научность", "актуальность" и т. п.
Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения.В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Появляется новая оценка - «и это тоже возможно». Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Это всегда движение вперед.







2.Урок-проект на тему: «Страны Африки.»

2.1. Паспорт проектной группы.

1. Название проекта: «Страны Африки.»

2. Руководитель проекта: Слюсарь Н.Ю.

3. Учебный предмет, по которому проводится работа проекта: география.

4.Учебные предметы, близкие к теме проекта: экология, изобразительное искусство, информатика.

5. Возраст школьников: 12-13 лет.

6. Состав проектной группы: 7 класс.

7. Тип проекта: информационный, творческий, доминирующая деятельность учащихся. По характеру - межпредметный.

8. Цель проекта:

- углубить знания о государствах Африки, их размещении, особенностях их развития;

- совершенствовать умения и навыки анализировать, делать выводы;

- развивать самостоятельность, ответственность за свои поступки и умение отстаивать свою точку зрения;

- формировать культуру общения;

- определять экологическую проблему и рассмотреть ее с позиции географии, биологии и ОБЖ;

- научить оформлять результаты своей работы в виде проекта;

- понимание связи с природой через открытие, осознание глобальной взаимосвязи всего живого.

9. Задача проекта: формирование учебных навыков.

10. Поисковые умения:

- Умение получить дополнительную информацию учителя, специалиста, консультанта- Поиск информации в сети Интернет;

- Навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в группе;

- Навыки коллективного планирования;

Коммуникативные умения:

- Умение взаимодействовать с любым партнером;

- Навыки делового партнерского общения;

- Умение вступать в диалог;

- Умение выражать свое мнение;

- Умение задавать вопросы.

Презентационные навыки и умения:

- Навыки монологической речи;

- Умение анализировать;

- Умение уверенно отстаивать свое мнение во время выступлений;

- Умение использовать дополнительный материал во время выступлений.

11. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дополнительная литература по географии, медицине, экологии.

Продукты проекта:

1. Проект первой группы. Египет.

2. Проект второй группы. Алжир.

3. Проект третьей группы. Эфиопия

4. Проект четвертой группы. Нигерия.

5. Проект пятой группы. Экология Африканского континента.

6. Проект шестой группы. Геополитических проблемы современной Африки









7 класс. Тема: Страны Африки

Цель:- углубить знания о государствах Африки, их размещении, особенностях их развития;

-усовершенствовать практические умения характеризовать географическое положение стран, характеристику населения, особенности развития крупнейших государств Африки;

-развивать познавательную активность и умение работать в группах;

-воспитывать интерес к географии;

Оборудование: политическая карта Африки, иллюстративные материалы главных государств Африки, учебники, атласы, интерактивная доска.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: тестирование, работа в группах, прием «Микрофон», «Пять предложений», игра «Географическая мозаика».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

Мини-конкурс «Угадай страну».

Ученики получают карточки с изображением отдельных стран Африки. Задача состоит в том, чтобы по контурам и другими дополнительными сведениями определить название государства.

Устное тестирование:

Большинство государств Африки в прошлом были:

а) колониями; б) независимыми государствами; в) экономически развитыми странами.

2) Самая большая по площади страна Африки:

а) Нигерия; б) Судан; в) Кения.

3) Основа экономики большинства африканских государств: а) промышленность; б) образование; в) сельское хозяйство.

4) Наиболее развитым государством Африки считается:

а) Египет; б) Алжир; в) ЮАР.

5) Среди стран Африки русские туристы чаще всего посещают:

а) Чад; б) Анголу; в) Египет.

Игра «Географическая мозаика».

Выполняется по вариантам (с использованием политической карты мира).

Установите соответствие между названными странами и их столицами.

Вариант 1 Вариант 2.

 А.Египет 1) Бамако  А.Марроко 1) Триполи

Б. Гвинея 2) Монровия  Б.Ливия 2) Рабат

В. Либерия 3) Конакри В.Судан 3)Дакар

Г.Мали 4)Каир Г.Сенегал 4)Хартум

Вариант 3 Вариант 4

А.Алжир 1)Браззавиль А.Мазамбик 1)Луанда

Б) Конго 2)Алжир Б.Ангола 2)Мапуту

В) Того 3)Липонгве В.Чад 3)Ниамей

Г) Малави 4)Ломе Г. Нигер 4)Нджамена

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Учитель: Население по территории материка размещено очень неравномерно.
В области пустынь и полупустынь (Сахаре и Калахари) население весьма редкое, некоторые районы совершенно безлюдны. Сравнительно густо заселены побережья Гвинейского залива, Средиземного моря и юго-восточное побережье материка.
Очень высокая плотность населения в дельте Нила, где она превышает 1000 человек на 1 кв. км. Это один из густонаселенных районов не только Африки, но и всего мира.
Средняя плотность населения Африки более 27 человек на 1 кв. км.
На карте плотности населения можно увидеть и крупные города материка:
во-первых, в Африке вообще мало городов, в том числе и крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности;
во-вторых, что города с населением более 3 млн. человек находятся только на берегах Нила и Конго.
Население Африки относится к трем основным расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.
Основную часть жителей материка составляет коренное, т. е. исконное, постоянное, население. Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне и др.) , которые говорят на арабском языке, а также берберы, говорящие на берберском языке.
Большую часть материка южнее Сахары населяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы материка (тутси, хими и др.) .
Народы экваториальных лесов - пигмеи. Пигмеи - жители лесов. Лес для них - дом и источник всего необходимого для существования. Это одна из самых небольших народностей Африки, численность которой неуклонно падает.
В полупустынях и пустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты. К промежуточной расе некоторые специалисты относят эфиопов. Малагасийцы (жители Мадагаскара) произошли от смешения представителей монголоидной и негроидной рас.
Пришлое население европейского происхождения живет главным образом в местах с лучшими климатическими условиями и составляет незначительную часть населения материка. На севере материка вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, а на самом юге материка - африканеры (потомки переселенцев из Нидерландов) , англичане.

3.1. Изучение нового материала

Презентация государств материка «Африка» (работа в группах)

Каждая группа заранее получила задание, и подготовил презентацию одной из стран Африки.

Группа 1. Египет

Официальное название Египта звучит как Арабская Республика Египет.

Географически Египет расположен в северо-восточной части Африки и на части Синайского полуострова в Азии. На севере страну омывают воды Средиземного моря, а на востоке - Красного моря.
Столица - Каир

Население - 74,4 млн. человек.

Территория - 1 001 тыс. кв. км
Страна расположена на 2х континентах: в Африке и Азии. В африканской его части протекает Нил, самая протяженная река земного шара, и находится столица страны - Каир, население которого составляет 16 млн. чел. Азиатская часть Египта - Синайский полуостров, отделенный от африканского континента Суэцким каналом.

Религия современного Египта
Основная масса населения исповедует ислам - суннитского толка. Около 10% жителей придерживаются христианской веры.
Слово «копт» произошло от арабского «купт», а оно в свою очередь от греческого «эгиптос». Но корни его лежат еще глубже, и возможно восходят к древнеегипетскому «Ха-Ка-Птах». Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в древнем Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

До завоевания арабами в 641 году Египет в течение нескольких веков был христианской страной. Теперь коптов насчитывается примерно 5-7 млн. из 68-миллионного населения Египта. Живут они бок о бок с мусульманами, и зачастую колокольни церквей соседствуют с минаретами мечетей.
Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.

Иконы с изображением Спасителя, Богоматери и великомучеников можно найти не только в святых для христиан местах, но и в лавочках простых ремесленников и в витринах каирских магазинов. Это еще раз подтверждает, что в Египет не только исповедуют Ислам, но почитают христианских святых.

Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне в начале IV века преподобным Антонием Великим. Он существует и поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь Святого Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, Святая Екатерина, Мария Египетская.

Монастырь Святого Антония, основанный в IV веке, находится в Бени-Суэйфу, примерно на полпути между Каиром и Хургадой. Обычно уже с раннего утра у ворот монастыря собираются посетители, чтобы увидеть богатейшую коллекцию икон и роспись XIII века, сохранившуюся в одной из церквей. Там же находится библиотека с рукописями IV-XIV веков. Египетское правительство объявило о планах по реставрации монастыря Святого Антония.

Монастырь Святого Павла почти не уступает по возрасту монастырю Святого Антония. По преданию, именно Святой Антоний похоронил преподобного Павла в пещере, вокруг которой и возник монастырь. Сейчас в монастыре четыре церкви, самая древняя из них находится над пещерой, где покоятся мощи Святого Павла. Стены церкви декорированы хорошо сохранившимися средневековыми фресками. Другие церкви были построены в XVIII веке. У подножья Синайской горы находится Монастырь Святой Екатерины.

Экономика современного Египта.
Около 97% территории Египта занимает пустыня, и ведение сельского хозяйства возможно лишь в нескольких оазисах. Для неорошаемого земледелия пригодна узкая полоса земли вдоль средиземноморского побережья. Общая площадь плодородных земель 2,5 млн.га, 97% сосредоточены в долине и дельте Нила. Выделяют пять основных сельскохозяйственных районов. Наиболее важный - дельта Нила, на которую приходится чуть менее половины плодородных земель и ок. 60% сельского населения. Здесь выращивают рис, хлопок, пшеницу, фрукты и овощи. Вокруг Каира население занимается в основном овощеводством, в Среднем Египте возделывают хлопок, кукурузу, сорго, сахарный тростник (ограниченно), фрукты и овощи. На землях Файюмского оазиса, орошаемых водами Нила через систему ирригационных каналов, производятся хлопок, клевер, кукуруза, сорго и овощи. На территории Верхнего Египта (от Асьюта до Асуана) выращивают сахарный тростник, а также пшеницу, клевер и хлопок. По периферии всех этих сельскохозяйственных районов благодаря мелиорации земель постепенно осваиваются значительные площади. Из официально зарегистрированных приблизительно 405 тыс. га таким образом восстановленных земельных угодий примерно треть оказалась реально пригодной для земледелия. Страна постепенно лишается части наиболее плодородных земель в результате городского строительства в долине Нила.

В смешанной экономике Египта доминирующая роль по-прежнему принадлежит государственному сектору, который постепенно сокращается в ходе реализации программы реформирования экономики и продолжающегося процесса приватизации бывших государственных предприятий. Частный сектор экономики включает большую часть сельскохозяйственного производства, мелкие учреждения, связанные с торговлей и обслуживанием, и небольшие ремесленные производства со штатом менее 10 человек, которые специализируются главным образом на производстве тканей, продуктов питания, мебели, кожаной галантереи и металлоизделий. Широкомасштабное промышленное производство, транспорт и связь, торговля и банковское дело с 1960-х годов включены в государственный сектор экономики. В собственности государства находятся более 200 крупных промышленных предприятий, на которых производится две трети всей товарной промышленной продукции и занято около половины всех промышленных рабочих.

В 2002 валовой внутренний продукт (ВВП) Египта по паритету покупательной способности оценивался в 289,8 млрд. долл. США (из них 17% приходилось на сельское хозяйство, 34% - промышленное производство, 49% - сферу услуг). Наблюдалось быстрое развитие экономики: к 2002 финансовому году реальный ежегодный рост ВВП достиг 3,2%.В 2002 доля ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) увеличилась до 4000 долл. США.

В Египете мало полезных ископаемых. Исключение составляют нефть, добываемая в зоне Суэцкого канала, на Синайском п-ове и в пустыне на западе, и природный газ, добыча которого ведется близ Александрии, в дельте Нила и Ливийской пустыне. Большая часть добываемой нефти потребляется внутри страны. С 1983 по 1996 ежегодное производство сырой нефти увеличилось с 32,2 до 45 млн. т, производство природного газа за тот же период возросло более чем в 4 раза - с 2,6 до 11,3 млн. т. Страна располагает значительными запасами строительных материалов - песка, камня и гравия, гипса и известняка. В оазисе Бахария ведется разработка железной руды. В небольшом объеме разрабатываются богатые залежи фосфоритов западного побережья Красного моря, а на территории Синайского п-ова - марганца.
Равнинный характер рельефа Египта и концентрация населения в долине и дельте Нила позволили относительно легко решить задачу транспортного сообщения. Страна не испытывает недостатка в автомобильных и железных дорогах и внутренних водных магистралях. В 1996 Египет располагал 64 тыс. км автомобильных дорог, из них ок. 50 тыс. км с твердым покрытием. В 1994 из имевшихся в стране 5024 км железнодорожных путей был электрифицирован участок протяженностью всего в 42 км. Благодаря сухому мягкому климату можно без особых затрат поддерживать дорожную сеть, и большая часть грузовых перевозок в стране осуществляется автотранспортом.

Группа 2. Алжир.

Алжир расположен на севере Африки. Столица Алжир. Алжир граничит с Марокко на западе, Мавританией и Мали - на юго-западе, Нигером - на юго-востоке и Ливией и Тунисом - на востоке.
Территория страны занимает центральную часть горной системы Атлас и пустыни Сахара. Северный Алжир представлен складчатыми хребтами, массивами и межгорными равнинами системы Атласских гор. В пределах Алжира находятся крупнейшие хребты Атласа - Тель-Атлас и Сахарский Атлас, массивы -- Варсенис (Сиди-Амар, высота 1985 м) , Большой Кабилия и Малый Кабилия (высота до 1200 м) , Ходна, Орес (Шелия, высота 2328 м. В Северном Алжире климат субтропический, средиземноморский с тёплой дождливой зимой и жарким, сухим летом. Средняя температура января на побережье 12°С, на межгорных равнинах 5°С, июля 25°С. Абсолютный максимум температуры повсюду выше 40°С. Основная часть осадков выпадает в ноябре - январе (в Тель-Атласе 400-800 мм, в Кабильских массивах до 1200 мм и более в год) . В переходной зоне к Алжирской Сахаре климат более засушливый, полупустынный (средняя температура июля выше 30°С, осадков 200-400 мм в год) . В Сахаре климат пустынный, крайне сухой (менее 50 мм осадков в год, в отдельные годы дождей не бывает совсем) . Суточные колебания температур доходят до 30°С (летом температура днём 40°С и выше, ночью 20°С, зимой днём около 20°С, ночью падает до 0° и ниже) . Сухие ветры часто вызывают песчаные бури.
Самая длинная река Шелиф (700 км) , остальные редко превышают по длине 100 км (Эль-Хамман, Иссер, Суммам, Эль-Кебир ). Большинство рек с преобладанием дождевого питания. На реках сооружены плотины, водохранилища и ГЭС. Воды уэдов используются для орошения.
Большинство солёных озёр (себх) лежит в межгорных котловинах . Это озера - Шотт-эш-Шерги, Шотт-эль-Ход-на, Захрез-Шерги, Захрез-Гарби.
Природные зоны. На побережье Средиземного моря - жестколистные леса и кустарники, области высотной поясности и пустыни.
Народы Алжира - это арабы и берберы. В некоторых оазисов Алжирской Сахары проживают кабилы, шавия, туареги. Население размещено по территории Алжира чрезвычайно неравномерно. В Северном Алжире проживает более 95% всего населения страны, причём основная масса его сосредоточена в узкой прибрежной полосе.
В западной и центральной части Северного Алжира преобладает оседлое население, занятое в основном полеводством. Полукочевники и кочевники-скотоводы населяют Высокие плато, Сахарский Атлас и Сахару. Оседлое население пустыни - это жители оазисов и горнопромышленных центров.
Население занимается добычей полезных ископаемых, рыбной ловлей, выращиванием цитрусовых





Группа 3. Эфиопия. Эфиопия.

Название страны происходит от древнегреческого наименования Айтьопия, которое образовано от «айтьопи», что означает «обожженнолицые».

Столица Эфиопии. Аддис-Абеба.

Площадь Эфиопии. 1133882 км2.

Население Эфиопии. 65890 тыс. чел.

Расположение Эфиопии. Эфиопия - государство в Восточной Африке. На северо-востоке граничит с Эритреей и Джибути, на востоке и юго-востоке - с Сомали, на юго-западе - с Кенией, на западе и северо-западе - с Суданом.

Административное деление Эфиопии. Государство разделено на 14 провинций.

Форма правления Эфиопии. Республика.

Глава государства Эфиопия. Президент.

Высший законодательный орган Эфиопии. Федеральное собрание (двухпалатный парламент - Совет федерации и Совет народ

Высший исполнительный орган Эфиопии. Правительство.

Крупные города Эфиопии. Дыре-Дауа, Гондэр, Назрет.

Государственный язык Эфиопии. Амхарский.

Религия Эфиопии. 50% - приверженцы эфиопской православной церкви, 40% - мусульмане, 10% - язычники.

Достопримечательности Эфиопии. В Аддис-Абебе -дворец императора Менелика II, коптский храм Св. Георгия, дворец Африки, Археологический музей, Художественный музей; в Гондэре - загородный царский сад и комплекс монастырей; в Харэре - дворец губернатора, коптская церковь, несколько мечетей; каменные храмы царства Аксум; в Бале - пещера Соф Омар длиной 15,1 км.

Один из туристических девизов страны звучит так: «Эфиопия - страна 13 месяцев солнца» (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев).

Чаевые составляют 5- 10% в крупных и в гостиничных ресторанах, в мелких и частных заведениях - на усмотрение гостя. Опасные заболевания: СПИД, малярия, желтая лихорадка









Группа 4. Нигерия.

Нигерия расположена в Западной Африке на побережье Гвинейского залива и занимает площадь 923 768 км², являясь 32-й страной в мире и 14-й в Африке по территории. Общая длина государственной границы составляет 4047 км: на западе - с Бенином (773 км) , на севере - с Нигером (1497 км) , на северо-востоке - с Чадом (87 км) , на востоке - с Камеруном (1690 км) ; линия побережья составляет 853 км. Столица - Абуджа.

Наивысшая точка страны - гора Чаппал-Вадди (2419 м) расположена в штате Тараба вблизи с нигерийско-камерунской границей.
Реки Нигер и Бенуэ делят страну на две части: в южной части расположена Приморская равнина, а в северной преобладают невысокие плоскогорья. Большую территорию страны занимает Приморская равнина, образованная в основном речными наносами. На западе равнины вдоль побережья расположена цепь песчаных кос, которые соединяются друг с другом и Гвинейским заливом.
Севернее Приморской равнины территория страны переходит в невысокое плоскогорье - плато Йоруба к западу от реки Нигер и плато Уди - к востоку. Далее располагается Северное плоскогорье, высота которого меняется от 400-600 м до более 1000 м. Наиболее высокой является центральная часть плоскогорья - плато Джос, высшая точка которого - гора Шере (1735 м) . На северо-западе Северное плоскогорье переходит в равнину Сокото, на северо-востоке - в равнину Борн. Нигерия
Нигерия - это самая многонаселенная страна Африки - 115 млн. человек. Более 200 различных народностей, самые многочисленные - народы ибо (или игбо) , йоруба, хауса, эдо, ибибио, тив и др. Многие из йоруба, наиболее многочисленного народа, отличаются по трём глубоким надрезам на коже щек, сделанных в детстве. Хауса, обитатели северных провинций, в основной массе мусульмане, являются потомками арабов и ливанцев.
ЯЗЫК: Английский и французский, в провинции широко используются местные наречия.
РЕЛИГИЯ: Все нигерийцы довольно религиозны, мусульмане составляют до 40% населения, христиане - 40%, остальные - приверженцы местных верований.
КЛИМАТ: На территории Нигерии четко прослеживаются две климатические зоны - экваториальный муссонный и субэкваториальный, с высокой влажностью. Среднегодовые температуры везде превышают +25 C. На севере самые жаркие месяцы - март-июнь, на юге - апрель, когда температура достигает +30-32 C. Самый дождливый и "прохладный" месяц - август. Наибольшее количество осадков выпадает в дельте реки Нигер (до 4000 мм. в год) , в центральной части страны - 1000-1400 мм. , а на крайнем северо-востоке - всего 500 мм. Самый сухой период - зима, когда с северо-востока дует ветер харматтан, приносящий из пустынных районов материка дневной зной и резкие суточные перепады температур (днем воздух прогревается до +40 C и более, а ночью температура падает до +10 C).
Крупнейшая река - Нигер и его притоки Бенуэ, Кадуна и Сокото. На территории Нигерии частично находится озеро Чад.





5. Проект пятой группы. Экология Африканского континента.

Африка - второй по величине континент на планете, население более 1 млрд человек, средняя плотность 30-31 чел./км². На территории Африки расположено 55 государств и 37 городов-миллионеров. Наиболее крупные - это Каир, Лагос, Киншаса, Хартум, Луанда, Йоханнесбург, Александрия.

В силу своего географического положения (в тропическом поясе) является самым жарким материком на планете, однако климатические зоны довольно разнообразны, есть пустынные, полупустынные зоны и тропические леса. Рельеф - равнинный, но есть и нагорья (Тибести, Ахаггар, Эфиопское), горы (Драконовы, Капские, Атласские). Самая высокая точка - вулкан Килиманджаро (высота 5895 м).

По сравнению с остальными странами мира большинство Африканских государств ведет политику, которая меньше всего направлена на охрану окружающей природной среды, снижение вредного воздействия на природные системы, разработку и внедрение современных технологических процессов, безотходных и малоотходных технологий. Это касается легкой и тяжелой промышленности, металлургии, животноводства и сельского хозяйства, а также автотранспорта. Во многих отраслях, на производстве, в сельском хозяйстве не применяется ни каких мер по снижению и/или очищению вредных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, нейтрализации опасных химических отходов.

Проблемы экологического характера, прежде всего, вызваны нерациональным использованием природных ресурсов, их чрезмерной эксплуатацией, перенаселенностью городов, бедностью населения. В городах существует проблема высокой степени безработицы (50-75%), низкого уровня подготовки специалистов. Вместе с деградированием населения происходит деградация уникальной природной среды.

Уникальными являются, и флора, и фауна. В саваннах произрастают кустарники и небольшие деревья (буш, терминалия). В субэкваториально, экваториальном и тропическом поясах растут: изоберлиния, пузырчатка, росянка, пандан, цейба, комбретум. Пустыни известны своей скудной растительностью, основу которой составляют засухоустойчивые виды растений и кустарников, растения-галофиты.

Фауна богата разнообразием крупных животных: львы, леопарды, гепарды, гиены, зебры, жирафы, бегемоты, слоны, бородавочники, носороги, антилопы; птиц: марабу, африканский страус, птица-носорог, турако, жако; амфибий и рептилий: питоны, крокодилы, древолазы, различные виды змей.

Однако истребление животных и браконьерство коснулись и Африканский континент. Многие виды находились на грани исчезновения, некоторые уже полностью истреблены. Например, Квагга - непарнокопытное животное вида зебры (по современным данным - подвид бурчелловой зебры), в настоящее время - исчезнувший вид. Одно из немногочисленных животных, которое было приручено человеком. Последняя квагга, существовавшая в диких условиях была убита в 1878 году, в 1883 умерла последняя в мире особь, содержащаяся в зоопарке Амстердама.

Вырубка лесов, постоянный переход на новые земли - стимулируют деградацию земельных ресурсов, эрозию почв. Происходит ускорение наступления пустынь (опустынивание), сокращение лесного покрова - главного производителя кислорода.

На территории Африки находится одно из самых опасных и антиэкологичных мест на планете - Агбогблоши. Агбогблоши - город-свалка, расположенный к Северо-западу от Аккры - столицы Республики Гана. Сюда свозится электронный мусор со всего мира. Это телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, принтеры и прочая электронная техника. В почву и воздух попадают ртуть, соляная кислота, мышьяк, тяжелые металлы, свинцовая пыль и другие загрязнители, в количестве, которые превышают предельно-допустимые концентрации в сотни раз. Это место, где в воде нет рыбы, в воздухе не летают птицы, а на почве не растет трава. Средний возраст жителей от 12 до 20 лет.

Кроме того, многие Африканские государства заключали договора на ввоз и захоронение опасных химических отходов на своей территории, не подразумевая, с какого рода опасностью они сталкиваются, не заботясь об экологии и здоровье населения.

Многие промышленно-развитые страны экспортировали токсичные и радиоактивные отходы, образующиеся при производстве, так как переработка - чрезвычайно дорогой процесс. Получается, что вывоз опасных веществ в страны Африки обходится в сотни раз дешевле, чем их переработка и обезвреживание.





6. Проект шестой группы. Геополитические проблемы современной Африки.

Основной причиной геополитических проблем Африканского континента является его колониальное прошлое, когда, пренебрегая интересами местного коренного населения, европейцы устанавливали границы своих колониальных владений, нарушая и разрушая при этом сложившиеся между африканскими народами экономические, социально-культурные, этнические связи и, соответственно, сложившиеся между ними веками границы. Следствием колониальной зависимости стали: социально-экономическая отсталость (бедность, низкий уровень медицинского обслуживания, неграмотность и др.), территориальные споры и конфликты между различными странами, трудности с определением геополитического вектора развития, трудности с определением государственного устройства и управления. Многие проблемы современной Африки предопределяются ее значительных ресурсным потенциалом, обуславливающим притязания промышленно развитых стран на ее природные богатства. В силу этого обстоятельства крупнейшие ТНК рассматривают Африку как зону своих стратегических интересов.

При решении территориальных споров в Африке особое внимание должно уделяться этническим и географическим факторам. Сложная этническая структура африканских стран и такое колониальное наследие, как несовпадение государственных границ с этническими, не раз являлись поводом для возникновения конфликтных ситуаций вплоть до вооруженных конфликтов между отдельными странами. По сравнению с этническими географические факторы в территориальных спорах все же играют второстепенную роль.

Выдвижение концепции Африканского ренессанса, создание Африканского союза (АС) и принятие программы «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД) свидетельствует о серьезной озабоченности лидеров континента судьбой Африки и их стремлении дать адекватный ответ на вызовы глобализации. Программы НЕПАД и Африканского союза - это стратегия прорыва в ХХ1 век, а именно преодоления маргинальных позиций континента в мировом хозяйстве, ликвидации бедности и нестабильности, достижения устойчивого социально-экономического развития при опоре на всестороннюю финансово-экономическую помощь международного сообщества и стандартный набор западных ценностей, ставших универсальными. Среди них - хорошее управление, демократические институты, упор на партнерство с гражданским обществами, безопасность людей в противовес безопасности государства. В документах закреплена очень важная норма о праве вмешательства АС во внутренние дела стран-членов в случае совершения военных преступлений, геноцида против народа, что означает ограничение суверенитета африканских государств. Однако, на наш взгляд, стратегический курс стран Африки на западные ценности требует определенной корректировки с учетом этнических, культурно-исторических и экономических особенностей Африканского континента.

При наличии политической воли России и стран Африки восстановление и дальнейшее расширение российско-африканского всестороннего сотрудничества вполне возможно на исключительно взаимовыгодной основе. Укреплению хозяйственных связей России со странами Африки может способствовать, например, вступление России в Африканский банк реконструкции и развития, активизация участия РФ в международных экономических организациях (ЮНКТАД, ЮНИСЕФ, ЮНЭП и др.) и др.

Список литературы

Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. - М" 1985 г.

Актуальные проблемы межафриканских отношений. М.,1983.

Андреев И. Россия и Африка: что впереди? //Москва.- № 8.-1999.

Жуков О.В. Российское предпринимательство в Африке: тенденции и перспективы. Доклад // Африканский и азиатские рынки.- Октябрь-Ноябрь 2001.

Карташкин В.А. Территориальные проблемы развивающихся стран, М., 1965.

Майнс П. От ОАЕ к «Африканскому Союзу». Стремление Кадафи к африканскому единству //Международная политика.Выпуск № 11,ноябрь 2001 г.

М



4. Закрепление изученного материала

Творческая лаборатория (продолжение работы в группах).

Прием «Пять предложений»

Каждая группа пятью предложениями делает выводы об особенностях стран Африки.

Прием «Микрофон».

Обсуждение результатов работы. Ученики высказывают свое мнение относительно результатов работы на уроке и высказывают свои мнения.

4. Домашнее задание

Обработайте § 26 учебника.

5. Итог урока

Выставление оценок с кометариями.



© 2010-2022