- Преподавателю
- География
- «Современный урок - проблемы, подходы, решения»
«Современный урок - проблемы, подходы, решения»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агнаева Л.С. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Посредственный учитель излагает,
хороший учитель объясняет,
выдающийся учитель показывает,
великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд.
«Современный урок - проблемы, подходы, решения».
Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность,дать ему веру в свои возможности, заразить ребёнка жаждой к учению, творчеству.
Сегодня требования к учителю и ученику абсолютно другие. Учитель сегодня- организатор всей познавательной деятельности ученика, он учит его умению добывать знания самому, анализирует достигнутые успехи ученика. И всё это реализуется через урок, который является основной формой работы учителя. Учителю необходимо быть в постоянном поиске чего-то нового, интересного, уроки его должны отличаться один от другого.
Что такое современный урок?
Современный урок требует использования новых технологий, компьютерной техники, которые намного упрощают работу учителя, делают материал наиболее доступным и увлекательным.
Понятия - это основа географических знаний. Географические понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса. Процесс их усвоения имеет сложный характер, и он происходит под руководством учителя, а качество усвоения зависит от выбранной учителем технологии, методики.
Особенно актуальным в условиях модернизации образования становится компетентностный подход, который включает в себя ключевые и базовые компетентности; опыт ребенка; умение решать жизненные ситуации;
положительное разрешение психолого - педагогических ситуаций и другие.
Развитие ребёнка-это развитие его мышления. Необходимо добиваться, чтобы ребёнок не просто заучивал наизусть правило или термин, а чтобы он мог осознать то, о чём говорит, чтобы он мог применить это на практике.
Ученик должен сам, своим трудом, усилием воли открывать себе что-то новое в жизни, самостоятельно приходить к логическому выводу, познавать закономерности природы и общества, осмысливать, осознавать все полученные знания и уметь воспользоваться ими на практике.
Невозможно представить современный урок без современных информационно- коммуникационных технологий. Использование ресурсов сети Интернет, готовых мультимедийных презентаций, аудио и видеофайлов, интерактивной доски имеют огромное преимущественное значение. Занятия намного интересны и доступны, больше возможностей для слаженной коллективной работы, экономия времени урока и выполнение большего количества заданий. Дети начинают работать, мыслить, становятся уверенными в себе, самостоятельными.
Современный урок предусматривает разработку для каждого ученика собственной траектории овладения, соответствующую его потребностям, возможностям и психологическим особенностям. И учитель уже не «над» классом, а «рядом» с учеником, он не «руководит», а «направляет», он «смотрит», он «помощник» в самопознании, самореализации, самоопределении каждого конкретного ребенка. Учитель стимулирует его «внутренние силы», признает его самобытность, неповторимость, способствует повышению его самооценки, что является наибольшей мотивацией не только к основательному усвоению знаний, но и к саморазвитию, воспитанию в себе волевых, познавательных, эмоционально-социальных качеств , воспитанию уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолеть любые трудности. Именно это создает для ученика ситуации успеха.
Современный урок также предполагает использование таких моментов, как поддержание полного психического и физического благополучия учащихся. Надо обращать внимание не только на знания, но и на здоровьесберегающие технологии.
И главное, при подготовке к уроку помнить о том, что любой урок обладает большим интеллектуальным и воспитательным потенциалом, что при проведении его главным действующим лицом - независимо от форм организации и используемых методов - остается учитель.
Список литературы
-
Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока // Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.
-
Безрукова, В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок / В.С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2006. - 176с.
-
Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985. - 184с.
-
Ибрагимов, Г.И. Концепция современного урока / Г.И. Ибрагимов // Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 48 - 52.
-
Солонько А.В. Современный урок географии. Ч. 4. Методические разработки уроков. Деловые игры. 9 класс / А.В. Солонько. - М.: Школьная пресса, 2004. - 96 с.
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Изд. 3-е - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.- 228 с.
-
Дидактика средней школы /Под ред. М.А.Данилова, М.Н. Скаткина. - М., 1975.
-
Скаткин М.Н., Лернер И.Я. Требования к современному уроку: Методические указания. - М., 1969.