Программа по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Амурзет»

«Рассмотрено»:

Руководитель ШМО

естественных наук

_______ ____________

Подпись ФИО

Протокол № _____

от «____»________ 2015 г.

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

_______ ____________

Подпись ФИО

Протокол № _____

от «____»________ 2015 г.

«Утверждено»:

Директор МБОУ «СОШ с.Амурзет»

__________Т. В. Яковлева

Приказ № ________

от «____»________ 2015 г.


Рабочая программа


по географии


для 8х классов

(уровень: общеобразовательный)








Учитель: географии

Приходько В. Л.




2015 - 2016 учебный год




Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г.

  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального го- сударственного стандарта основного общего образования». 3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка органи- зации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным про- граммам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего обще- го образования». 4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 5. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, ди- станционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 7. Письмо комитета образования от 10.04.2015 № 1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 уч. году».

8.Приказ МБОУ «СОШ с. Амурзет»от 20. 08.2015 г. №651 «Об утверждении учебного плана на 2015-2016 учебный год».

Главная цель данного курса - формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными

(компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(70 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Часть II ПРИРОДА

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва - особый компонент природы. В. В. Доку­чаев - основоположник почвоведения. Почва - на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) - результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ

Часть III

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Тема 1: Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2: Национальный состав

Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.

Тема 3: Городское и сельское население страны

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4: Миграции населения

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Тема 5: Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размеще­нии хозяйства. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни - важнейшая социально-экономическая проблема.

Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

Часть IV

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1: Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использова­ния. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Земля - глав­ное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса - важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины - традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысло­вых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бас­сейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 часов.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.

Учебно-тематический план 8 класса:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Уроки

Практические работы

Контрольные

Экскурсии


Введение.

1

1

-



1.

Россия на карте мира.

11

8

2

1


2.

Природа России.

35

23

9

3


3.

Население России.

8

3

4

1


4.

Хозяйство России.

11

7

3

1


5

Итоговое повторение материала курса

1



1




6

Промежуточная аттестация

1



1


7

Повторение

2

2





ИТОГО

70

45

18

7




Требования к уровню подготовки учащихся


  1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.


  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.































Учебно-методический комплект / Литература


Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.

  • Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.

  • География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

  • География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

  • Пресняков В.Н., География Республики Мордовия: учебн. пособие для учащихся 8-9 кл.- Саранск. 2005.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Летягин А.А. - Тесты: 8-9 кл. - М.: Аквариум, 1997.

  • Элькин Г.Н. - Тесты, 8-9 кл. - СПб.: Паритет, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • БариноваИ.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. -М.: Просвещение, 1996.

  • Барабанов В.В. и др. - ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2009.

  • Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

  • Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.

  • Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.

  • Болотникова Н.В. - Рабочие программы по географии. 6-9кл. - М.: Глобус, 2008.

  • Перепечеева Н.Н. - Нестандартные уроки, 8 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

  • Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.

  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование, 9кл. - СПб.: Паритет, 2001, 2002.

  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. -СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)

  • Элькин Г.Н. - Природа России - Твой справочник, 8 кл. - СПб.: Паритет, 2005.

Дополнительная

литература


  • Арефьев И.П. - Экономика России в опорных схемах и таблицах - М.: НЦ ЭНАС, 2005.

  • Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. - Спб.: Литера, 2009.

Электронные издания

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 8 класс.




Календарно-тематическое планирование учебного материала

по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.) в 8 классе

(комплексный курс)

2015 - 2016 учебный год

70 уроков (2ч/н)



Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.

  • География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.



урока

Кол-во часов

Д/З

§

Тема урока. Практические работы

Дата


Характеристика деятельности обучающихся

план

факт

1. (1)

с.7

Введение - 1 урок

Что изучает география России.

Источники географических знаний.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

2. (1)

1

к/к

Раздел 1. Россия на карте мира - 11 уроков Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.


Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

3.(2)

2, к/к

Особенности физико-географического положения России.

№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.

(РТ 8 с.6, к/к - с. 34-35)

к/к - крайние точки, океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, проливы


Ученик должен знать специфику географического положения России

4.(3)


3

Экономико - и транспортно- географическое положение России.



Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов

5.(4)


4

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.



Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект.

6.(5)


5

Государственная территория России.



Ученик должен знать понятие «государственная территория»

7.(6)


6

Российское пространство: вопросы и проблемы.

Анализ карт учебника для определения северности территории России, экономической эффективности территории России и ряда крупных государств.



Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов.

8.(7)


7, к/к

Государственные границы России.

Типы и виды российских границ.

Обозначение на К/К пограничных гос-тв. РТ с.

.



Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.

9.(8)


8

Сухопутные и морские границы России.



10.(9)


9, к/к

Россия на карте часовых поясов.

№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. (РТ 8 с. 7-8, к/к с. 36-37)



Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

11.(10)


10

докла-ды

Этапы и методы географического изучения территории.

доклады об исследователях России



Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

12.(11)


11,

к/к

Особенности административно-территориального устройства России.



Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализировать карту.

13.(1)


12

Раздел 2. Природа России - 35 уроков

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. - 7 уроков Геологическая история и геологическое строение территории России.

анализ геохр. таблицы

(в учебнике)



Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

14.(2)



13

к/к

Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.

к/к с. 38-39



Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

15.(3)


13

к/к

Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.



16.(4)


14

Как и почему изменяется рельеф России.

к/к 8: с. 40-41



Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.

17.(5)


15

Стихийные природные явления в литосфере.



Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

18.(6)



16

к/к

Человек и литосфера.

№3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

(РТ 8 с. 9-10)



Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

19.(7)


доклады

Рельеф и полезные ископаемые Еврейской автономной области .



Ученик должен понимать закономерности природных явлений. Уметь сопоставлять карты разного содержания.

20.(1)

17

Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 8 уроков Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.

№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.

(РТ 8 с. 11)


Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

21.(2)

17

Циркуляция ВМ. Циклоны. Антициклоны.

сравнит. характеристика

Ц и АЦ


Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

22.(3)


18

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

№5: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

(РТ 8 с.11-12)



23.(4)


19

Сезонность климата.



Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.

24,25.

(5,6)


20,

к/к

Типы климатов России.

к/к 8: с. 42-43



Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

26.(7)


21

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.



Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

27.(8)


22

Климат и человек.

№6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)



Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

28.(1)


23, к/к

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы - 6 уроков Разнообразие внутренних вод России. Реки.

к/к 8: речные системы

(с. 44-45)



Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

29.(2)


23

Реки.

№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

(РТ 8 с. 15-16)



30.(3)


24, к/к

Озера и болота.

к/к 8 : озера, болота, вдхр.

(с. 44-45)



Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

31.(4)


24

Подземные воды. Ледники.

Многолетняя мерзлота.



32.(5)


25

Водные ресурсы и человек.

№8: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. (устно)



Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

33.(6)


к/к

Внутренние воды ЕАО



Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.

34.(1)


26

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы - 4 урока Почва - особое природное тело.



Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

35.(2)


26

Образование почв и их разнообразие.



36.(3)


27

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.

№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)



Ученик должен знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв

37.(4)


28

Почвенные ресурсы России.

Типы почв Воронежской области.

знакомство с образцами почв своей местности



Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования.

38.(1)


29

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. - 2 урока Растительный мир и животный мир России.

№10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)



Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

39.(2)


30

Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.



Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

40.(1)


31

Тема 6. Природное районирование - 8 уроков Разнообразие природных комплексов.



Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

41.(2)


32

Природно-хозяйственные зоны России.



Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

42.(3)


33

Арктические пустыни, тундра, лесотундра



Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

43.(4)


34

Разнообразие лесов России.



Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

44.(5)


докла-ды

Растительный и животный мир Воронежской области.



Природная зона Воронежской области и Россошанского района. .

45.(6)


35

Лесостепи, степи и полупустыни.

№11: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ.

(РТ 8 с. 18-21)



Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

46.(7)


36, текст с ошиб-

ками

Высотная поясность.

Т/Р: текст с ошибками о ПЗ



Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

47.(8)


37

Особо охраняемые природные территории.



Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.

48, 49.

(1,2)


38

Раздел 3. Население России - 9 уроков

Численность и воспроизводство населения.



Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

50.(3)


39

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.



Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.

51.(4)


40

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

№12: Изучение этнич. состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.

(РТ 8 с. 30-31)



Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию

52.(5)


41

к/к

Городское и сельское население.

№13: Определение различий в расселении населения по территории РФ.

(РТ 8 с. 26-27)

к/к 9: с. 38-39



Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.

53.(6)


42, к/к

Размещение населения России.

№14: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

(РТ 9 с. 6-7)



Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.

54.(7)


43

Миграции населения в России.

№15: Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

(РТ 8 с. 28-29)



Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций.

55.(8)


44

Люди и труд.



Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.

56.(9)


соц. опрос


Тематический контроль знаний: Население.

Социологический опрос: Моя семья



57. (1)


45

Раздел 4. Хозяйство России - 11 уроков Что такое хозяйство страны?



Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей.

58. (2)


46

Как география изучает хозяйство.

№16: Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.

(РТ 9 с. 7-9)



59. (3)


47

табли-ца

Состав первичного сектора экономики

заполнение табл.:

Структура хоз-ва



60. (4)


48

Природно-ресурсный потенциал России.



Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.

61.(5)


49

Обеспеченность России природными ресурсами.



62.(6)


50

Сельское хозяйство.

№17: Составление типовой схемы АПК (РТ 9 с. 15-16)



Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения.

63.(7)


51

Земледелие.



64.(8)


52

табл.

Животноводство.

№18: Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства

(табл. в ЛОК)



65.(9)


53

Лесное хозяйство. Охота.



Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.

66.(10)


54

Рыбное хозяйство.



67.(11)


55

Повторение: Географический фактор в развитии общества.



Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества

68(12)



Контрольная работа



69



Повторение. Игра «Интеллектуалы»



70



Повторение. Фильм «Природа России»






© 2010-2022