Статья к педсовету Использование ЭОр на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья к педсовету Использование ЭОр на уроках географииТема урока "Использование ЭОР на уроках географии"

Разделы: География



В 2011 году постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

В Концепции Программы обозначено, что одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования создается.

Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.

В качестве одного из показателей эффективности реализации Программы обозначена необходимость внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, что, в свою очередь, является одним из главных условий модернизации общего образования как института социального развития.

Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ; интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

"Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения".

Федеральный проект "Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями" реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основной целью проекта является обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов.

Проект охватывает практически все ступени обучения - дошкольное развитие, внедрение новых технологий в начальной и старшей школе, кроме того, обучение лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, предоставление равных возможностей студентам различных вузов, повышение качества и эффективности использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов требуется продолжение работ не только по созданию ЭОР. Необходимы также развитие и поддержка сетевых образовательных сообществ педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:

  • Разработка электронных образовательных ресурсов для дошкольного и начального общего образования и творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов, нацеленных на обеспечение деятельностного подхода в обучении и развитие творческого потенциала учащихся;

  • Создание системы культурно-познавательных и социально значимых сервисов для удовлетворения запросов широких слоев населения;

  • Формирование систем непрерывной методической поддержки учителей, организующих учебный процесс с использованием возможностей ЭОР;

  • Формирование системы мониторинга и обратной связи для выявления позитивных качественных изменений, появления доказательно-результативных педагогических практик при использовании ЭОР в образовательном процессе;

  • Проведение повышения квалификации учителей, использующих современные информационные технологии в процессе обучения;

  • Развитие системы дистанционного обучения, обеспечивающего полноценный образовательный процесс учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, вне образовательных учреждений;

  • Проведение мероприятий по информационной поддержке и общественному продвижению проекта.

В результате должна быть сформирована целостная система разработки и массового использования электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая возможности для индивидуализации образовательного процесса с учетом стартового уровня знаний, умений и навыков учащегося, его особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации. Должны быть созданы условия для удовлетворения культурно-познавательных запросов населения, воспитания гражданственности и патриотизма. За счет реализации мероприятий проекта увеличится количество учителей начального и основного общего образования (свыше 65 000 педагогов), уверенно владеющих современными образовательными технологиями, основанными на использовании ЭОР. Это должно найти отражение в повышении образовательных результатов учащихся.

В проекте предусматриваются мероприятия по решению семи основных задач:

  1. Разработка ЭОР.

  2. Экспертиза и приемка ЭОР.

  3. Методическое сопровождение ЭОР.

  4. Повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

  5. Информационная поддержка проекта.

  6. Управление и мониторинг мероприятий проекта.

  7. Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях.

Наиболее типичными педагогическими ошибками являются при использовании ЭОР:

  • недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

  • неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

  • бесплановость, случайность применения ИКТ;

  • перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Внедрение ЭОР в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

  • опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

  • усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

  • опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

  • ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая "дигитализация" - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры,замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

  • отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

  • пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

  • опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

Преимущества использования ЭОР на уроках.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • во время проведения урока;

  • в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

  • при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

  • в процессе создания и передачи общешкольной информации;

  • в процессе научной деятельности;

  • при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося ЭОР дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • для более глубокого восприятия учебного материала;

  • в проектной деятельности;

  • при создании мультимедийных сочинений;

  • в презентационной деятельности;

  • в локальной и глобальной сети;
    (Сайков Б.П., Энциклопедия учителя информатики);

  • повышение уровня профессиональной культуры;

  • снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

  • развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

  • возможность использования чужого опыта и методических разработок;

  • повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

  • переход от роли учителя - транслятора знаний к роли учителя- тьютора;

  • возможность самореализации и самоутверждения;

  • возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

  • повышение авторитета среди учащихся;

  • повышение авторитета среди коллег;

  • поощрение администрации.

Использование ЭОР на уроках дает возможность:

  • повышать у учащихся интерес к предмету;

  • облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

  • подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

  • выявлять и развивать способности;

  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • интеллектуально развивать учащихся.

Педагогическая профессиональная деятельность учителя сопровождается созданием определенной продукции, а именно разработки уроков или создания новых моделей электронных ресурсов. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т.п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют коллекцию ЭОР.

Применение ЭОР на уроках географии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, мотивирует учащихся к самостоятельному поиску необходимого материала, нахождению дополнительной информации по данной теме, развитию желания и умения учиться, осуществлять контроль через тест-контроль.

На уроках с использованием ЭОР даже "слабые" учащиеся работают более активно, проявляют интерес. После окончания курсов я не только могу использовать методические наработки своих коллег, но и активно включилась в работу по созданию методической базы разработки разных типов уроков с использованием ЭОР

В своей педагогической практике я активно использую мультимедиа ЭОР - представление учебных объектов множеством различных способов, то есть с помощью графики, фото, видео, анимации и звука, другими словами наш ученик имеет возможность принимать всю учебную информацию и визуально, и аудиально, что повышает качество образования. Большую роль отвожу поисковой самостоятельной работе учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность ставит учащихся в ситуацию, когда необходимо получать информацию с различных источников, вт.ч и с ЭОР.

Применение ЭОР в исследовательской и проектной деятельности это путь самореализации учащегося и учителя, это возможность сотрудничества на равных.

Я использую часто ЭОР при проведении практических работ, но это возможно при работе только в классе информатики. когда учащиеся могут работать индивидуально или группами. При этом скорость и качество выполнения практических работ высокие.

Я считаю, что ЭОР на уроках действительно улучшают качество образования, способствуют повышению интереса к предмету и позволяют более эффективно использовать время на уроке.



© 2010-2022