Методическая разработка рабочей программы кружка Юные географы

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка « Юные географы»

Коробова О.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы геологии», для кадетов трех курсов (9,10,11классов), составлена на основе специальной литературы и практической деятельности кружков входящих в состав детско-юношеского геологического движения Омской области.

Основная специализированная литература.

1.Музафанов В.Г. «Основы геологии». Просвещение/М.,1972г

2. Новенко Д.В. «География: практические работы на местности». Издательский дом «Дрофа»/ М., 1997г.

3. Разанов Л.Л. «Геоэкология». Изд. «Вентана-Граф»/ М., 2006г.

4. Сучков А.П., Питолина Т.П. « Первые шаги в геологию». Издательство Федеральное Агенство по недропользованию. РГО. М.,г

. 2005г

Цель программы - развитие личности кадет посредством формирования системы геологических знаний и интересов в соответствии с программными курсами географии, химии, физики, биологии.

Основные задачи программы «Основы геологии»:

Обучающие:

- знакомство с основами теории и практики геологии и родственных наук, с геологическими профессиями и перспективами их применения.

- выявление и поддержка интеллектуально одарённых и увлечённых геологией кадет, их профессиональная геологическая ориентация и оказание им помощи при выборе профессии и поступлении в геологические вузы.

Воспитательные:

- воспитание любви к своему краю и бережного отношения к природе;

- формирование общественной активности;

- формирование культуры общения и поведения в коллективе.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса и расширение кругозора кадет;

- развитие у кружковцев аналитического мышления, навыков работы с литературой и публичных выступлений;

- развитие самостоятельности, ответственности, активности;

- формирование потребности в самопознании.

Отличительные особенности.

Программа включает использование регионального материала( топографического, исторического, геологического) и профориентационной направленностью

. В программу включены темы и

разделы, знакомящие с происхождением и значением местных топографических названий , геологических терминов, с историей и перспективами дальнейшего развития добывающей промышленности Омской области.

Отличительными особенностями программы следует считать также:

  1. Использование экспонатов геологического музея в фонде природных ресурсов Омской области при проведении плановых занятий с кадетами.

2. Использование памятных дат для понимания преемственности исторического

прошлого и современности.

3. Участие отдельных кружковцев в подготовке научно-исследовательских работ.

4. Привлечение кадет к оформлению материалов кружка составление тематических презентаций, изготовлению коллекций, к

участию в олимпиадах и конференциях разного уровня.

Кроме того, программа предусматривает проведение мероприятий, направленных на:

- превращение кружка в центр пропаганды геологических знаний .

(открытые занятия, экскурсии, подготовка и проведение олимпиад

городского и областного уровней и другое);

Особенности возрастной групп

Особенности возрастной группы. Образовательная программа дополнительного образования для кадет кружка « Юные географы» ,предназначена для обучения кадет 8,9,10,11класов

. Занятия по программе проводятся с комплексной группой.

Кадеты набираются пожеланию. Число кадет не превышает 12 человек.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 года обучения,70 часов

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Количество учебных часов в неделю - 2.

Формы проведения занятий

Программой предусматривается проведение различных видов занятий - лекционные и практические занятия., учебно-тренировочные походы и практические занятия на местности, экскурсии в геологические музеи и исследовательские лаборатории. Кроме того, предусмотрено самостоятельное выполнение кадетов различных заданий и работ (чтение литературы, составление описание отчетов полевых практик, подготовка олимпиадных работ, научно-исследовательских работ и геологических отчетов) .

Сочетание таких разных видов и форм проведения занятий тематически и психологически оправдано, сближая обучение с увлечением и развлечением.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

частично-поисковый, проблемный, практический; а также формы - индивидуальная, фронтальная, групповая.

Межпредметные связи с историей, биологией, физической географией.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Содержание

№ , название

раздела.

Наименование темы

Кол-во часов.

1.

Введение

2

2.

Земля и земная кора

3

3.

Геологические процессы.

1.Эндогенные процессы

2.Экзогенные процессы

59

29

4.

Закрепление.

4

Содержание курса «Основы геологии».

Раздел 1. Введение. Геология как наука. Научные персоналии. -2 часа.

Что изучает геология. Дифференциация геологии. Значение геологии в экономике страны. Знаменитые геологи мира. Выдающие геологи России. Биографии А.П. Карпинского, В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана.

Раздел 2. Земля и земная кора.-3 часа.

Внутреннее строение. Трудность изучения внутреннего строения Земли. Методы изучения. Температура и давление внутри Земли. Причины изменения поверхностного слоя Земли. Изменения температуры с глубиной. Давление и его изменения. Внутренний состав земной коры и внутренних оболочек. Химические элементы земной коры и внутренних оболочек Земли. Продукты химических реакций: минералы, горные породы. Их значение в х\д людей. Типы земной коры.

Раздел 3. Геологические процессы . 59 ч.

Эндогенные процессы. 29 ч.

Движения земной коры. Тектонические процессы. Формы залегания пластов. Колебательные движения. Медленные колебательные движения. Землетрясения. Сейсмические явления. Моретрясения, цунами. Сила землетрясения. Сила землетрясения. Очаги землетрясений. Образования очагов землетрясений. Последствия землетрясений. Самые крупные землетрясения на территории мира. Изучение сейсмических явлений. Сейсмографы, сейсмограммы. Причины землетрясений. Обвальные, карстовые ,вулканические, тектонические землетрясения. Географическое распространение , предсказание, антисейсмическое строительство. Районы распространения, предсказание, антисейсмическое строительство. Магматизм. Магматическое минералообразование. Глубинный магматизм, минералы магматического происхождения и их разнообразие. Формы залегания глубинных магматических пород. Пегматитовый процесс. Образования пегматитовых жил. Пневматолитовый процесс. Гидротермальный процесс. Теория образования пневматолитовых жил и редких и ценных минералов. Образование гидротермальных жил. Теория образования пневматолитовых жил и редких и ценных минералов. Образование гидротермальных жил. Поверхностный магматизм. Извержение вулканов. Строение вулканов. Виду продуктов вулканической деятельности. Основные типы вулканов. Трещинные извержения. Центральные извержения. Причины вулканической деятельности. Географическое размещение вулканов. Алмазные трубки. Образование диатремы. Районы распространения. Горячие источники . Районы распространения. Гейзеры. Размещение горячих источников и гейзеров по территории мира. Главные гейзеры Камчатки, США, Исландии. Использование тепла Земли. Строительство геотермальных ТЭС на территории мира и России. Промышленное значение. Метаморфизм. Метаморфическое образование горных пород и минералов. Процесс образования.

Практическая работа № 1 « Определение магматических горных пород и минералов» ( часть 1).

Практическая работа №1 «Определение магматических пород и минералов» (часть 2)

Практическая работа №2 «Определение горных пород и минералов» (1часть)

Практическая работа №2 «Определение горных пород и минералов»(2 часть)

Экзогенные процессы. 30 часов

Выветривание. Физическое выветривание. Роль физического выветривания в природе. Формы физического выветривания. Химическое выветривание. Изменение минералогического состава при химическом выветривании. Образование россыпей. Коренные породы. Рыхлые образования. Элювий. Геологическая работа ветра. Разрушительная работа ветра, перенос и отложение обломочного материала. Формы рельефа, возникающие в результате разрушительной и аккумулирующей деятельности. Меры борьбы с дюнами и барханами. Отрицательная деятельность ветрового процесса и влияние на х\д. Геологическая работа атмосферных вод. Овраги. Вред, приносимый оврагами, борьба с оврагами. Селевые потоки и их образование. Размещение селей по территории мира. Вред, приносимый селям. Пролювий. Меры борьбы с селями. Геологическая работа рек. Разрушительная работа рек: донная и боковая эрозия. Образование аллювия. Значение тектонических движений земной коры для развития речной системы. Геологическое развитие поймы. Изучение геологической работы р. Иртыш, Омь, Тары и т.д. Геологическая работа подземных вод. Водопроницаемые и водонепроницаемые породы. Изучение водопроницаемых и водонепроницаемых пород Омской области Степень фильтрации. Водоносный горизонт. Движение подземных вод. Классификация подземных вод. Напорные (артезианские, субартезианские ) и ненапорные (грунтовые). Источники. Образование источников. Нисходящие и восходящие источники, их питание. Пластовые и трещинные источники. Геологическая работа подземных вод. Химическое разрушение подземных вод. Карст. Определение карст. Образование, развитие. Карстовые воронки. Образование натечных минеральных образований. Оползни. Образование. Развитие. Размещение. Меры борьбы с оползнями. Оползневые территории. Меры борьбы. Изучение оползневой деятельности на территории геологического памятника «Берег Черского» Омской области. Геологическая работа ледников. Ледник. Образование. Глетчерный лед. Движения ледников. Сераки, ледниковые и подледниковые стаканы, котлы. Ледниковые столы, гривы и другие формы. Морены. Образование строение морен. Внутренние и донные морены. Береговая. продольная, конечная, основная морена.Перемещаемые и отложенные морены. Ледниковые формы рельефа. Скульптурные , аккумулятивные формы рельефа. Размеры валунов. Бараний лоб, троги, кары, озы, друмлин и водно-ледниковые отложения. Геологическая работа моря. Зона моря. Значение геологической работы моря. Три зоны моря. Органический мир морей. Деление морских организмов по образу жизни. Береговая полоса: прибой. Разрушительная работа моря - абразия. Разрушительные действия морского прибоя и методы борьбы с этим. Морские осадки. Минеральные богатства морей. Размещение полезных ископаемых в Мировом океане. Геологическая работа озер - отложение осадков. Виды озерных осадков. Образование лагун и их значение в природе. Болото. Условие образование болот. Размещение болот. Изучение условий образования болот на территории Омской области.

Практическая работа №3 «Определение горных пород и минералов» (часть1).

Практическая работа №3 «Определение горных пород и минералов Омской области »( часть2)

Полевые исследования - 4часа. Выход на геологические маршруты Омской области, предложеными РГО отделением Омской области и научным руководителем.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

К концу учебного года кадеты должны:

- знать основы топографии и туристской техники;

- знать основы геологии;

- знать основы минералогии;

- знать основы петрографии;

- знать главные месторождения полезных ископаемых Омской области..

- читать геологические карты и уметь составлять геологические разрезы;

- уметь самостоятельно документировать обнажения горных пород;

- владеть основами минералогии и петрографии;

Результативность обучения кадетов по данной программе оцениваю с помощью игровых викторин, чтения учебных карт, топографических диктантов, составления геологических разрезов, отчетов и топографических описаний, решения задач, устных и письменных опросов, индивидуальных или групповых собеседований, тренировочных походов, а также тестирования.

Формами подведения итогов реализации программы являются: написание реферата,участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, геологических экспедициях и учебно-тренировочных походах.

Работа кружка поддерживается отделением РГО Омской области председатель И.А.Вяткин., и Омским геологическим обществом. Кружок имеет и научного руководителя -ведущий геолог Антонюк Н.П.







© 2010-2022