Конспект урока по теме Озера (6класс)

 Применяется технология проблемного обучения.Формируются навыки работы с различными информационными источниками.Предлагаю разработать самостоятельно прием определения географического положения озера, опираясь на ранее изученные приемы определения ГП морей, рек.  План урока:Что такое озеро, его признаки.Прием определения географического положения озера.Озерные котловины. Разнообразие озер.Практическая работа.Сточные и бессточные озера. Значение озер.Экологические проблемы озер. Выделение причинно...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Озера.6 класс

Планируемые результаты.

Знаний: типы озер, типы озерных котловин, местоположение озер,

  • состав приема определения ГП озера, способы обозначения озер на карте,

  • особенности озер своей местности, их хозяйственное значение

  • меры по бережному использованию и охране.

Умений:определять по карте сточные и бессточные озера

  • показывать озера на карте

  • определять ГП озера.

Цели:1. Усвоить понятие «озеро», его существенные признаки.

2. Познакомить с разнообразием озер, озерными котловинами.

3. Анализировать изображения озер на карте.

4. Раскрыть значение озер, необходимость их охраны.

Средства обучения: стенды «Озера мира», «Байкал», наст. Карта, атласы, Конт.карты, краеведческий материал, атласы Алтайского края, видеофильм «Кратерные озера».

Ход урока:

Целеполагание.

План урока на доске:

  1. Что такое озеро, его признаки.

  2. Прием определения географического положения озера.

  3. Озерные котловины. Разнообразие озер.

  4. Практическая работа.

  5. Сточные и бессточные озера. Значение озер.

  6. Экологические проблемы озер. Выделение причинно-следственных связей.

На земном шаре располагается несколько миллионов озер. Только в нашей стране их около 3 млн, более 95% из них пресные. (Обратить внимание на иллюстрации). На основе изображений и личного опыта постарайтесь дать определение понятию «озеро» и постарайтесь выделить основные признаки озера. (Систематизируем ответы).

Атлас стр. 12-13. Самое крупное озеро мира -Каспийское. В прошлом соединялось с океаном и было морем. Вода по составу солей похожа на океанскую, поэтому его называют морем. Озеро лежит на 28 м ниже уровня океана, вытянуто на 1200 км, а ширина 300 км. Озеро находится на юге Восточно-Европейской равнины. В озеро впадает множество рек. Крупнейшие: Волга, Терек, а ни одна не вытекает. Площадь= 371 тыс. кв.км.

Самое глубокое озеро мира Байкал находится на юге Среднесибирского плоскогорья, его глубина 1637 м., впадают сотни рек, а вытекает одна Ангара.

Предлагаю разработать самостоятельно прием определения географического положения озера, опираясь на ранее изученные приемы определения ГП морей, рек.

Работа в тетради. Учебник стр. 107.

План определения ГП озера:

  1. Назвать и показать озеро.

  2. Определить : а) на каком материке находится и в какой его части, б) положение относительно крупных форм рельефа (гор, равнин), в) размеры озера (длина, ширина), г) какие реки впадают, вытекают.

(Сначала самостоятельно, совместно вырабатываем такой план)

Озерные котловины- углубления, в которых находятся озера. Разнообразие котловин зависит от причин образования. Самые глубокие котловины образуются в результате движения земной коры или тектонических движений, такие озера называются - тектонические, например, Байкал. Как правило такие озера узкие, вытянутые, берега обрывисты, окружены горами. Такого же происхождения является Телецкое озеро, что в переводе означает «золотое озеро», красивейшее озеро Алтайских гор, расположено на высоте 436 м., в озеро впадает 70 рек, а вытекает одна Бия.

Сарезское озеро - запрудное. Образовалось в 1911 г. В результате обвала, перегородившего долину реки Мураб. Озеро лежит на высоте 3239 м, длина 75 км, площадь озера продолжает постепенно увеличиваться.

Наиболее распространенные в степных зонах на равнинах - степные блюдца. Примерами таких озер являются и озера нашего района: Ключевское, Бульдюк, и др. Они округлые, плоские, глубиной до 3 м.

Наибольший интерес вызывают кратерные озера. Об их роли в природе и жизни человека предлагаю посмотреть видеофильм..( 5 мин).

Практическая работа:

  1. Подписать на контурной карте озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Танганьика, Ньяса, Телецкое.

  2. Какие из озер имеют сходные очертания?

  3. Сгруппируйте озера по глубине: более глубокие - темного цвета, менее глубокие - светлый синий.

Большинство озер имеют пресную воду. Крупнейшие пресные озера России- Байкал, Ладожское, Онежское. Из зарубежных выделяются Великие Американские озера.

Среди соленых озер крупнейшими является Каспийское и Аральское, а самым соленым озером мира является Мертвое море-озеро, его соленость-270 %.

Подумайте почему одни озера имеют пресную воду, а другие соленую?

Озера, в которые реки впадают , но не вытекают называются бессточными, как правило такие озера имеют соленую воду.

Озера, из которых реки или хотя бы одна река вытекает, называются сточными. В таких озерах вода пресная.

Как обозначаются пресные и соленые озера на карте?

Озера играют большую роль в жизни человека и в природе. Какую? (Ответы)

  1. Озера создают условия для жизни растений и животных.

  2. Рыболовство.

  3. Судоходство.

  4. Добыча полезных ископаемых: соль, сода, сера.

  5. Отдых, спорт.

Озера нуждаются в тщательной охране от загрязнения и истощения. Многие озера терпят экологические бедствия. Таким образом, воздействие человека на озеро ведет к неблагоприятным последствиям, нередко к необратимым изменениям. Вернуть к жизни такое озеро - дело дорогостоящее и нелегкое ( Пример озера Ключевского, Мохового, Светленького, расположенных в нашем селе).

Давайте выявим причинно-следственные связи. Итак, что может произойти с озером в следствии его загрязнения?

Проблема

Последствия

Загрязнение

Цветение воды, неприятный запах, уменьшение прозрачности, разложение водорослей, обмеление озера, гибель живых организмов, зарастание озера, исчезновение.

Домашнее задание: п. 31, номенклатура , основные понятия темы, выполнение творческой работы в парах ( Сбор материала об озерах района «Паспорт озера», по плану: схема размещения озера, тип котловины, обитатели, хоз. Использование, проблемы и решение).

Оценки за работу на уроке.

Рефлексия.

Итог урока. Вывод.

© 2010-2022