• Преподавателю
  • География
  • Дидактическое сопровождение уроков географии с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Дидактическое сопровождение уроков географии с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактическое сопровождение уроков географии с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Сегодня учитель - это технолог, конструирующий урок по сверх модным лекалам. Вот только порой увлекшись новаторством, мы забываем о старых, зарекомендовавших себя приемах обучения. В практике преподавания географии - это работа с учебным текстом, несущим существенную информацию, успешное извлечение которой возможно лишь при продуманном дидактическом сопровождении. Использование технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет решить обозначившуюся проблему.

К каждой из стадий усвоения учебного материала педагог подбирает соответствующий прием учебной деятельности, сопровождая его определенной дидактической единицей. На примере урока «Факторы, определяющие особенности климата России» (8 кл.) покажем, каким образом можно его подготовить.

На уроке ученики работают в сменных группах используя инструкции по выполнению заданий. Каждое задание оценивается в баллах. Количество баллов, полученное во время работы, заносится в «Лист учета знаний». Исходя из итоговой суммы баллов, выставляется оценка за урок.

Инструкция оценки знаний за выполненную работу

- 5 баллов ставится за полный ответ на вопросы или за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов;

- 4, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью другого ученика;

- 3, если учащийся допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов;

- 2, если учащийся допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для 3.

I этап. Вызов

На экран проецируется слайд, содержащий ключевые понятия.

Инструкция 1

1. Сформулируйте определение понятий и опросите друг друга (5 минут).

2. Ответьте на вопрос: «При изучении какой темы применяются эти понятия?».

3. По истечении времени сравните правильность данных вами ответов с эталоном (слайд). Оцените ответы и запишите баллы в лист учета.

При последующем чтении и анализе учебного текста, ученикам предлагается составить кластер «Климатообразующие факторы».

Инструкция 2 (время выполнения 3 минуты)

  1. Разделитесь по парам.

  2. Сообща составьте кластер, который по ходу урока будет увеличен.

  3. Озвучьте его. Запишите баллы.

II этап. Осмысление содержания

Учитель делит текст на 4 смысловых фрагмента, каждый из которых сопровожден вопросами, направленными на выявление главной информации.

Фрагмент «Влияние географического положения»

  1. В каких климатических поясах расположена Россия?

  2. Чем усиливается разнообразие климатов?

  3. Сделайте вывод.

Фрагмент «Солнечная радиация»

1. Что такое солнечной радиацией? От чего зависит продолжительность дня?

2. Что такое суммарная радиация? От чего зависит ее величина?

3. По рис. 36 определите основную закономерность в распределении суммарной радиации по территории страны.

4. Почему важнейшим показателем климата является радиационный баланс? Что он выражает?

Фрагмент «Циркуляция воздушных масс»

  1. Какие воздушные массы циркулируют над территорией России?

  2. Какие ветры господствуют в умеренных широтах страны?

  3. Какое давление преобладает зимой над Сибирью? Почему?

  4. Что такое трансформация воздушных масс?

Фрагмент «Влияние подстилающей поверхности»

1. В чем выражается влияние на климат подстилающей поверхности?

2. Промоделируйте, как изменился бы климат России, если бы хребты Джугджур и Сихотэ-Алинь располагались вдоль западной границы страны

Учитель сообщает, что в рабочих группах учащиеся будут работать позже, а сейчас в сформированных группах учащиеся должны рассчитаться на 1-ый ,.. 4-ый. Далее, 1-е номера собираются в отдельную группу, 2-е в отдельную и т.д. Создаются экспертные группы, каждая из которых работает над своим фрагментом текста. Работа в экспертной группе длится 10 минут.

Инструкция 3

1. Каждый член экспертной группы индивидуально читает текст.

2. Все участники группы вместе обсуждают, как содержание данного фрагмента лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Отвечают на вопросы.

3. По истечению указанного времени учащиеся расходятся по своим рабочим группам и объясняют товарищам свой фрагмент текста, отвечают на их вопросы

4. Группа вырабатывает общие представления обо всей теме, и записывает их в виде нескольких тезисов и докладывает всему классу (8 минут). Запишите баллы.

После тезисных выступлений рабочих групп, дополняем кластер.

III этап. Рефлексия

В конце урока уместно применить «синквейн», позволяющий учащимся запечатлеть в памяти самое главное.

Инструкция 4

1. В течение пяти минут индивидуально напишите «синквейн», в котором главное слово «Климат России».

2. Объединитесь в пары, озвучьте и обсудите свои синквейны. Запишите баллы.

Может быть множество мнений о возможности применения данной технологии в учебном процессе, но неоспоримо одно: критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих приобщить ребенка к опыту человечества, развить его ум, индивидуальность. А успешность в обучении школьника определит профессионализм учителя.

© 2010-2022