Урок по географии Развития речи

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 9 классе «Экономика Казахстана: прошлое и настоящее».


«Без глубины прошлого, высоты будущего

нет настоящего». (О. Сулейменов).


Образовательные задачи урока:


  1. Создать условия для формирования знаний об экономике Казахстана в прошлом

и на современном этапе её развития.

  1. Продолжить работу по развитию разговорной речи учащихся через

организацию работы с текстом учебника и дополнительными текстами

учебника.

  1. Создать условия для совершенствования навыков работы с текстами: выделение

главного, установление соответствия между частями текста, обобщение

информации.

  1. Продолжить развитие навыков работы с географическими картами, чтение

информации, использование её для аргументации ответа.

  1. Воспитывать уважение к историческому прошлому и настоящему нашей страны,

чувство признательности и гордости к Казахстанскому народу.

Ход урока.


Ι. Мотивация и актуализация знаний учащихся.

Организация беседы.

  1. Почему качество жизни определяет главным образом состояние экономики?

  2. Подумайте, почему становление экономики Казахстана в сравнительно короткий

исторический период её развития несколько раз необходимо было начинать практически с «чистого листа»?

Обсуждение.

ΙΙ. Новый материал. Экономика: типы экономических систем.

  1. Вводное слово учителя о типах экономических систем.

  2. Организация работы учащихся с дополнительным текстом из книги

«Экономика Казахстана» (Нургалиев К.Р., Нургалиев А.К.).

Вопросы для обсуждения:


  1. Верно ли утверждение, что экономика страны- это комплекс? Почему?

  2. Какие экономические системы вы знаете? Чем они отличаются?

  3. Организация работы с текстом учебника с.15 (В.В. Усиков, А.А. Усиков,

Т.А. Казановская, Г.Б. Забенова. «Экономическая и социальная география

Казахстана)

Обсуждение

Задание.

  1. Прочитайте в учебнике текст о типах экономических систем.

  2. Установите какие формы собственности на средства производства и

способы распределения материальных благ характерны для каждой

экономической системы.

  1. Какой признак лишний и почему?


товарное

хозяйство

государственный

план

свободные

цены

частная

собственность

приватизация

свобода

предпринимательства

  1. Подумайте, какие записи вы можете сделать в тетради. Запишите главное.

ΙΙΙ. Экономика Казахстана: четыре этапа становления.

Организация работы с текстом учебника.

Задание.


  1. Прочитайте текст о четырёх этапах становления экономики Казахстана.

  2. Определите роль Казахстана в экономике СССР по данным рис.6. Разделите

на три группы виды продукции, по выпуску которых: а) Казахстан занимал

ведущее место в СССР; б) доля Казахстана была значительной; в) Казахстан

отставал от других республик СССР. Сделайте вывод и запишите в

тетрадь.

  1. Установите особенности фабрично-заводской промышленности Казахстана

В начале ΧΧ в., опираясь на материалы общеэкономической карты (рис.5).

При этом самостоятельно: 1) найдите требуемую информацию на карте,

2) приведите её в систему (обобщите, сгруппируйте, установите

последовательность и т.п.), 3) попытайтесь объяснить, почему объекты

размещаются именно так, и как они связаны с другими объектами, 4) придумайте

план изложения информации.

  1. Организация работы с дополнительным текстом из книги «Казахстанский

путь» (Назарбаев Н.А.)

Вопросы к тексту.

  1. Назовите наиболее крупные достижения периода плановой экономики.

  2. На ваш взгляд какой этап становления экономики является самым

продуктивным?

  1. Почему у представителей старшего поколения жителей Казахстана наблюдается

ностальгия по жизни в СССР и как повлияла на это экономическая система

на этом этапе?

Обсуждение.

ΙV. Этап перехода к рыночной экономике.

Организация работы с текстом учебника с 19-20.

Задание.

  1. Прочитайте текст.

  2. Установите основные периоды в этом этапе.

  3. Составьте справку «Кризис переходного периода и современная экономика Казахстана по тексту пункта 2 параграфа и данным таблицы 6. Какие сравнительные показатели назовёте в первую очередь?

  4. Пользуясь картой, установите, в каком направлении произошёл «сдвиг» в

промышленном производстве на современном этапе развития экономики.

Обсуждение

V. Подведение итогов работы на уроке.

Домашнее задание: (по выбору)

  1. Как сформировалось хозяйство нашей области?

  2. Элементы традиционной экономики в современном Казахстане?

  3. Государственный сектор в экономике: опыт Казахстана и соседних стран?

Самоанализ урока.


Данный урок- второй в разделе «Введение в экономическую и социальную географию». На предыдущем уроке мною была проведена работа с учащимися по раскрытию содержания новых, или частично незнакомых для них понятий, встречающихся на данном уроке, а именно:, приватизация, либерализация экономики, рыночная инфраструктура, рыночные цены, отрасль, сырьевая направленность и т.п. Это позволило провести урок динамично и целенаправленно на решение общеобразовательных задач данного урока.

Использование дополнительной литературы дало возможность полно реализовать воспитательный потенциал изучаемого материала.

Содержание материала урока тесно переплетается с материалом предмета история Казахстана, что позволило учащимся на этапе мотивации и актуализации знаний выдвинуть предположения о значении экономики и её зависимости от политического устройства государства на том, или ином историческом отрезке времени.

Организация работы с дополнительными текстами позволила:

- расширить знания учащихся о прошлом и настоящем экономики Казахстана и

нацелить их на самостоятельное получение дополнительных знаний по данной теме;

- совершенствовать навыки работы с текстами;

- развивать устную речь, составлять развёрнутые высказывания, устанавливать дефицит

в ответе и дополнять по существу и т.д.

Содержание и организация деятельности учащихся решили поставленные задачи:

Этап урока

Деятельность

урока


Деятельность

учащихся

Результат

1.Мотивация и актуализация

знаний

учащихся.

1.Подготовка вопросов.

2.Организация

обсуждения.

1.Участие в беседе.

2.Составление развёрнутых

высказываний.

3.Выдвижение предположений и их обоснование.

1.Развитие монологической и

диалогической речи.

2.Развитие навыков

коммуникативного общения.

2.Новый материал. Экономика-

типы

экономических

систем.

1.Рассказ.

2.Организация работы с дополнительным

текстом и текстом

учебника.

1.Слушание.

2.Чтение и анализ

текста:

-поиск конкретной

информации,

необходимой для

ответа на вопрос;

-выделение главного;

-определение формы

записи в тетрадь;

3.Участие в

обсуждении;

1.Развитие навыков

Работы с текстом.

2.Овладение навыками

составления авторских

текстов на основе

полученной

информации.

3.Экономика

Казахстана-

четыре этапа

становления

экономики.

1.Организация работы

с текстом учебника.

2.Рассказ.

3.Организация работы

с дополнительным

текстом.

1.Работа с текстом:

выделение главного.

2.Составление

авторского текста по

результатам анализа

информации.

1.Приобретение опыта

написания авторского

текста (записи) на

основе полученной

информации.

2.Закрепление навыков

работы с текстом.

4.Работа с географической картой,

руководство

деятельностью

учащихся.

3.Работа с

дополнительным

текстом:

-интеграция

информации;

-достраивание

информации по

контексту;

4.Работа с

географической

картой.

5.Участие в

обсуждении

(формулирование

собственного

мнения на основе

полученной

информации).

3.Развитие

монологической и

диалогической речи.

4.Развитие навыков

считывания

информации с карты.

5.Формулирование

развёрнутого

высказывания.

1.Организация работы

с текстом учебника.

2.Организация

работы с картой.

1.Работа с текстом:

Выделение

смысловых блоков,

установление

последовательности.

2.Работа с

географической

картой.

1.Закрепление навыков

работы с текстом

2.Закрепление навыков

работы с картой.

3.Приобретение опыта

составления авторского текста

(записи) в соответствии с

поставленной задачей.

Вывод: результаты урока- знания, усвоенные учащимися на уроке, умения и навыки,

на развитие которых было ориентировано содержание, в целом соответствуют

запланированному. Воспитательный эффект урока состоялся благодаря

использованию дополнительных текстов и организации обсуждения.


© 2010-2022