Рабочая программа 6 кл. линия Сферы

Рабочая программа по курсу «География. Планета земля. 6 кл.»Автор: А.А. Лобжанидзе                                                                                                    Рабочая программа составлена на основ:  примерной программы по географии. – М.: Дрофа, 2008; рабочая программа 5-9 кассы. УМК «География. Планета земля. 6 класс», авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е., М.: Изд. Просвещение, 2011.Количество часов:  в год – 68ч.;  в неделю – 2ч.Контрольные работы: 8 Количество практических ...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа»№ 66 г. Хабаровска


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО зам.директора школы по УВР директор МБОУ СОШ № 66:

естествознания _________ О.В.Асмус ___________О.В.Приспешкин

«__»__________2014г. «__»______________2014г. «__»_____________2014г.

Руководитель МО:

______/Е.Л. Ходжер

Рабочая программа по курсу «География. Планета земля. 6 кл.»

Автор: А.А. Лобжанидзе

Рабочая программа составлена на основ: примерной программы по географии. - М.: Дрофа, 2008; рабочая программа 5-9 кассы. УМК «География. Планета земля. 6 класс», авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е., М.: Изд. Просвещение, 2011.

Количество часов: в год - 68ч.; в неделю - 2ч.

Контрольные работы: 8

Количество практических работ в год: 11

Курс обеспечен учебно-методическим комплектом:

1. Лобжанидзе А.А.. География: планета Земля. Учебник. М.: Просвещение, 2009.

2. Мишняяева Е.Ю., Котляр. О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. М.: Просвещение, 2011.

3. Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Атлас. М.: Просвещение, 2013.

4 Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Контурные карты. М.: Просвещение, 2013.

5. Дронов В.П. . География. Планета Земля. Электронное приложение. М.: Просвещение, 2009.

Учитель: Бон Д.А.



2014-2015 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы; требования к уровню подготовки учащихся; тематическое планирование учебного материала.

Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Цель курса:

Курс «География. Планета Земля» в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание».

Цель курса - заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических

особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов.

Задачами курса являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимания неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений, а именно:

1. Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер; показать особенности их взаимодействия на планетарном. Региональном и локальном уровнях.

2. Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).

3. Сформировать практические умения работать с глобусом, картой. Планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.

4. Развить правильное отношение к окружающей среде - природной, городской.

5. Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

  • Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - практических работ, экскурсий.

  • Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

  • Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов

по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических

работ.

2. Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 1 год.

Количество часов: всего - 68; в неделю - 2 .

Практических работ - 11.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению школьной программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.

В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Для изучения курса «География» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина, экскурсия.

Контроль и учёт достижения учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые виды и формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся ( согласно уставу и локальному акту образовательного учреждения):

  • текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

  • аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы)

Одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей. Позволяющих с достаточной

эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Результаты изучения курса «География», уровень подготовки обучающихся и выпускников на конец учебного года приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует ФГОС, образовательной программе ОУ. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Программа реализуется с помощью учебника: А.А. Лобжанидзе. География: Планета Земля. Учебник. М.: Просвещение, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных учебных заведений и соответствует федеральному перечню учебников на текущий учебный год.

3. Основное содержание

ВВЕДЕНИЕ - 1 ч

Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.

  • Практическая работа №1 Организация и обучение приемам учебной работы: Наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу

Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ - 10 ч

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта - особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте. Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.

  • Практическая работа №2 Топографический диктант

  • Практическая работа №3 Обучение определению направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте.

  • Практическая работа №4 Ориентирование на местности

  • Практическая работа №5 Построение плана местности

Учащиеся должны:

Знать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения,

различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу.

Уметь: объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведение съёмок её участников; наблюдения за погодой, состоянием воздуха.

Тема 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ-6 ч

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон - основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий. Географические открытия в ХVII-XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.

Учащиеся должны:

Знать: эпохи великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Тема 3. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ - 6 ч

Солнечная система. Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.

Учащиеся должны:

Знать: солнечную систему, движение Земли вокруг Солнца, смену времен года как следствие наклона земной оси, Луна, её воздействие на Землю, называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли.

Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека. Тема 4. ЛИТОСФЕРА -

Тема 4. ЛИТОСФЕРА - КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 8 ч

Минералы, горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические

породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера - каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.

  • Практическая работа №6 Обозначение на контурной карте названных объектов

Учащиеся должны:

Знать: возникновение и геологическую историю Земли, формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара. Свойства минералов, горных пород, полезные ископаемые, основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, главные формы рельефа: горы и равнины, особенности их образования. Крупнейшие равнины и горы мира и России. Различия гор по высоте, возрасту, основные формы рельефа дна океана, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними.

Уметь: объяснять понятия : литосфера, внутренние строение Земли, образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека, прогнозировать их изменения в результате деятельности человека; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, Различать равнины и горы по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Находить на географической карте горы и равнины, объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Работать с контурной картой.

Тема 5. ГИДРОСФЕРА - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 9 ч

Гидросфера - водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища - искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.

  • Практическая работа №7 Определение географического положения реки

Учащиеся должны:

Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины её происхождения определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины её происхождения

Тема 6. АТМОСФЕРА - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ -10 ч

Атмосфера - воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки. Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.

  • Практическая работа №8 Построение графика температуры, розы ветров своей местности

  • Практическая работа №9 Описание климата своей местности

  • Практическая работа №10 Обобщение данных дневника погоды

Учащиеся должны:

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи

между ними, их изменения в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.

Уметь: объяснять основные причины, влияющие на климат; понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат; смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра; определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур; вести календарь погоды; описывать погоду и климат своей местности.

Тема 7. БИОСФЕРА - ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ - 6 ч

Биосфера - оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек - часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.

Учащиеся должны:

Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменения врезультате деятельности человека, географическую зональность и поясность.

Уметь: объяснять распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптаций растений и животных к среде обитания.

Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 12 ч

Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни. Природные комплексы Мирового океана.

  • Практическая работа №11 Описание природного комплекса своей местности

Учащиеся должны

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи

между ними, их изменения в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.

Уметь: объяснять понятия: географическая оболочка, почва, природный комплекс, приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. называть меры по охране природы, уметь описывать отдельные природные комплексы.

Учебно - тематический план

Название тем


Количество уроков


Практические работы


ВВЕДЕНИЕ

1

1

Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

10

4

Тема 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ

6

0

Тема 3. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

6

0

Тема 4. Литосфера - каменная оболочка Земли

8

1

Тема 5. ГИДРОСФЕРА - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

9

1

Тема 6. АТМОСФЕРА - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

10

3

Тема 7. БИОСФЕРА - ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ

6

0

Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

12

1



4. Календарно-тематическое планирование

6 «А» класс

№ урока


Тема урока

Цели урока

Дата

Корректировка

общий

по теме

план

факт

Введение (1 ч)

1

1

Введение

Познакомить с курсом географии. Ввести понятие «география»

1.09

Тема 1. Изображение земной поверхности и их использование (10 ч)

2

1

Изображения земной поверхности

Познакомить с основными видами изображений земной поверхности.

6.09

3

2

Условные знаки и масштаб карты.

Познакомить с условными знаками применяемых в географии, дать понятия масштаб, познакомить с видами масштабов.

8.09


4

3

Условные знаки и масштаб карты.

Показать на практике применение масштабов и условных знаков.

13.09


5

4

Географические координаты.

Познакомить с понятием «географические координаты», объяснить, как правильно находить необходимые координаты.

15.09

6

5

Географические координаты.

Применение на практике знаний и умений по определению географических координат.

20.09

7

6

Ориентирование.

Познакомить с понятием «ориентирование» и его применением.

22.09

8

7

Построение плана местности.

Познакомить с понятием «план местности», объяснить его применение.

27.09


9

8

Построение плана местности.

Отработать принцип построения плана местности с учениками.

29.09

10

9

Карта - «язык» географии.

Дать понятье «карта», познакомить с видами карт.

4.10

11

10

Повторение изученного раздела. Контрольная работа.

Проверить знания и умения, навыки, полученных во время уроков.

6.10

Тема 2. Развитие географических знаний на Земле (6 ч)

12

1

География в древности.

Познакомить с виденьем науки географии людьми в древние века.

11.10

13

2

География в эпоху Средневековья

Познакомить с основными открытиями и исследователями Средневековья.

13.10

14

3

Эпоха Великих географических открытий.

Познакомить с первооткрывателями и с их географическими открытиями.

18.10

15

4

Географические открытия в 17-19 веках.

Познакомить с основными географическими открытиями в 17-19 в..

20.10

16

5

Географические исследования 20 века.

Познакомить с основными исследованиями 20 в..

25.10

17

6

Повторение изученного раздела. Контрольная работа.

Проверить знания учащихся по прошедшим темам.

27.10

Тема 3. Земля - планета солнечной системы (6 ч)

18

1

Земля в Солнечной системе.

Познакомить с понятием «Солнечная система», определить место планеты Земля в солнечной системе.

1.11

19

2

Форма и размеры Земли.

Познакомить учащихся с формой и размером планеты Земля.

10.11

20

3

Движение Земли.

Познакомить учащихся с принципом движения планеты Земля.

15.11

21

4

Движение Земли.

Объяснить закономерности смены дня и ночи, сезонов года., дать понятия «равноденствие» и «солнцестояния».

17.11

22

5

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Объяснить, как космос в целом влияет на повседневную жизнь людей на планете Земля.

22.11

23

6

Повторение изученной темы. Контрольная работа.

Проверить умения и знания учащихся. Выявить пробелы в знаниях и устранить их.

24.11

Тема 4. Литосфера - каменная оболочка Земли (8 ч)

24

1

Минералы и горные породы.

Дать понятие «минералы», дать характеристику и классификацию горных пород.

29.11

25

1

Литосфера

Дать понятие «литосфера». Рассказать строение литосферы.

1.12

26

1

Рельеф Земли.

Дать понятие «рельеф земли», характеристика и классификация рельефа земли.

6.12


27

2

Рельеф Земли.

Уметь находить и показывать на карте различные формы земной поверхности, уметь правильно различать различные формы рельефа.

8.12

28

1

Внутренние силы Земли.

Дать понятие «внутренние силы Земли», характеристику и классификацию внутреннем силам Земли.

13.12

29

1

Внешние силы Земли.

Дать понятие «внешние силы Земли», классификация и характеристика внешних сил Земли.

15.12

30

1

Человек и мир камня.

Дать представление о том, как человек применяет различные камни в повседневной жизни.

20.12

31

1

Повторение по теме: «Литосфера». Контрольная работа.

Проверить умения и знания по пройденному разделу.

22.12

Тема 5. Гидросфера - водная оболочка Земли (9 ч)

32

1

Гидросфера

Дать понятие «гидросфера», «круговорот воды в природе».

27.12

33

1

Мировой океан

Дать понятие «мировой океан», рассмотреть части мирового океана.

12.01

34

1

Движение воды в океане

Рассмотреть основные причины движения вод океана.

17.01

35

1

Реки

Дать определение «река», классификация рек, характеристика рек.

19.01

36

1

Озера и болота

Дать понятие «озеро», классификация озер и их характеристика. Понятие «болото».

24.01

37

1

Подземные воды

Дать понятие «подземные воды», классификация, характеристика.

26.01

38

1

Ледники и многолетняя мерзлота

Понятия «ледник» и «многолетняя мерзлота». Специфика и рассмотрение на карте самых крупных ледников.

31.01

39

1

Человек и гидросфера

Объяснить значение гидросферы для человечества в целом, выделить основные экологические проблемы.

2.02

40

1

Обобщение и повторение темы: «Гидросфера». Контрольная работа.

Проверка знаний и умений по пройденному разделу

7.02

Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 ч)

41

1

Атмосфера

Дать понятие «атмосфера».

9.02

42

1

Температура воздуха

Понятие «температура воздуха», научить правильно определять текущую температуру воздуха.

14.02

43

1

Влажность воздуха и атмосферные осадки

Дать определения «Влажность воздуха» и «атмосферные осадки», научить определять влажность воздуха, классификация влажности воздуха; классификация атмосферных осадков и их виды.

16.02

44

1

Атмосферное давление и ветер

Дать определение «атмосферное давление». Рассмотреть закономерности и распределение атмосферного давления по планете Земля.

21.02

45

2

Атмосферное давление и ветер

Дать определение «ветер», рассмотреть распределение ветров по планете Земля, виды и классификация ветров.

28.02

46

1

Погода

Дать понятие «погода»

2.03

47

1

Климат

Дать понятие «климат», рассмотреть размещение климатических поясов.

7.03

48

1

Оптические явления в атмосфере

Познакомить с основными и часто встречающимися оптическими явлениями в атмосфере.

9.03

49

1

Человек и атмосфера

Выяснить влияние человека на атмосферу, рассмотреть основные экологические проблемы.

14.03

50

1

Урок №50

Подведение итогов по теме: «Атмосфера» Контрольная работа. Контрольная работа.

Выявить умения и знания по пройденной главе.

16.03

Тема 7. Биосфера - оболочка жизни (6 ч)

51

1

Биосфера

Дать понятие «биосфера».

21.03


52

1

Жизнь в Океане и на суше

Познакомить с процентным соотношением жизни на суше и в океанах, объяснить закономерности распределения жизни на суше и в океане.

4.04

53

1

Значение биосферы

Выявить значение биосферы для человека.

6.04

54

1

Человек - часть биосферы

Узнать какое место занимает человек в биосфере.

11.04

55

1

Экологические проблемы в биосфере

Выделить основные экологические проблемы, касающиеся биосферы.

13.04

56

1

Подведение итогов по теме: «Биосфера». Контрольная работа.

Проверить умения и знания по пройденному разделу.

18.04

Тема 7. Географическая оболочка Земли (12 ч)

57

1

Географическая оболочка

Дать понятие «географическая оболочка».

20.04

58

1

Природные комплексы

Дать понятие «природные комплексы», характеристика и классификация природных комплексов.

25.04

59

1

Почва

Дать понятие «почва», классификация и характеристика почв, виды почв.

27.04

60

1

Полярные пустыни и тундры

Дать определение «полярные пустыни», рассмотреть размещение по земному шару, познакомится с животным и растительным миром.

2.05

61

1

Леса

Дать понятие «леса», характеристика и виды лесов на планете Земля.

4.05

62

2

Леса

Продолжить формировать знания о лесах планеты Земля, рассмотреть размещение видов лесов на планете Земля, кратко охарактеризовать каждый вид, познакомиться с растительным и животным миром

11.05

63

1

Степи и саванны

Дать определения «степи» и «саванны», рассмотреть размещение на планете Земля, характеристика степей и саванн, познакомиться с растительным и животным миром.

16.05

64

1

Засушливые области планеты

Дать определение «пустыня», выделить районы преобладания, краткая характеристика пустынь, познакомиться с растительным и животным миром, познакомиться с наиболее крупными пустынями мира.

18.05

65

1

Природные комплексы Мирового океана

Познакомиться с природным комплексом мирового океана.

23.05

66

1

Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие

Познакомиться с понятием «всемирное наследие человечества».

25.05

67

2

Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие

Познакомить с понятием «природное и культурное наследие», рассмотреть их размещение на планете, познакомиться с организациями ЮНЕСКО и ГринПис.

30.05

68

1

Урок №68

Подведение итогов по теме: «Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс». Итоговая годовая контрольная работа.

Проверить знания за весь курс географии 6 класса.


Календарно-тематическое планирование

6 «Б» класс

№ урока


Тема урока

Цели урока

Дата

Корректировка

общий

по теме

план

факт

Введение (1 ч)

1

1

Введение

Познакомить с курсом географии. Ввести понятие «география»

2.09

Тема 1. Изображение земной поверхности и их использование (10 ч)

2

1

Изображения земной поверхности

Познакомить с основными видами изображений земной поверхности.

4.09

3

2

Условные знаки и масштаб карты.

Познакомить с условными знаками применяемых в географии, дать понятия масштаб, познакомить с видами масштабов.

9.09

4

3

Условные знаки и масштаб карты.

Показать на практике применение масштабов и условных знаков.

11.09

5

4

Географические координаты.

Познакомить с понятием «географические координаты», объяснить, как правильно находить необходимые координаты.

16.09

6

5

Географические координаты.

Применение на практике знаний и умений по определению географических координат.

18.09

7

6

Ориентирование.

Познакомить с понятием «ориентирование» и его применением.

23.09

8

7

Построение плана местности.

Познакомить с понятием «план местности», объяснить его применение.

25.09

9

8

Построение плана местности.

Отработать принцип построения плана местности с учениками.

30.09

10

9

Карта - «язык» географии.

Дать понятье «карта», познакомить с видами карт.

2.10

11

10

Повторение изученного раздела. Контрольная работа.

Проверить знания и умения, навыки, полученных во время уроков.

7.10

Тема 2. Развитие географических знаний на Земле (6 ч)

12

1

География в древности.

Познакомить с виденьем науки географии людьми в древние века.

9.10

13

2

География в эпоху Средневековья

Познакомить с основными открытиями и исследователями Средневековья.

14.10

14

3

Эпоха Великих географических открытий.

Познакомить с первооткрывателями и с их географическими открытиями.

16.10

15

4

Географические открытия в 17-19 веках.

Познакомить с основными географическими открытиями в 17-19 в..

21.10

16

5

Географические исследования 20 века.

Познакомить с основными исследованиями 20 в..

23.10

17

6

Повторение изученного раздела. Контрольная работа.

Проверить знания учащихся по прошедшим темам.

28.10

Тема 3. Земля - планета солнечной системы (6 ч)

18

1

Земля в Солнечной системе.

Познакомить с понятием «Солнечная система», определить место планеты Земля в солнечной системе.

30.10

19

2

Форма и размеры Земли.

Познакомить учащихся с формой и размером планеты Земля.

11.11

20

3

Движение Земли.

Познакомить учащихся с принципом движения планеты Земля.

13.11


21

4

Движение Земли.

Объяснить закономерности смены дня и ночи, сезонов года., дать понятия «равноденствие» и «солнцестояния».

18.11

22

5

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Объяснить, как космос в целом влияет на повседневную жизнь людей на планете Земля.

20.11

23

6

Повторение изученной темы. Контрольная работа.

Проверить умения и знания учащихся. Выявить пробелы в знаниях и устранить их.

25.11

Тема 4. Литосфера - каменная оболочка Земли (8 ч)

24

1

Минералы и горные породы.

Дать понятие «минералы», дать характеристику и классификацию горных пород.

27.11

25

1

Литосфера

Дать понятие «литосфера». Рассказать строение литосферы.

2.12

26

1

Рельеф Земли.

Дать понятие «рельеф земли», характеристика и классификация рельефа земли.

4.12

27

2

Рельеф Земли.

Уметь находить и показывать на карте различные формы земной поверхности, уметь правильно различать различные формы рельефа.

9.12

28

1

Внутренние силы Земли.

Дать понятие «внутренние силы Земли», характеристику и классификацию внутреннем силам Земли.

11.12

29

1

Внешние силы Земли.

Дать понятие «внешние силы Земли», классификация и характеристика внешних сил Земли.

16.12

30

1

Человек и мир камня.

Дать представление о том, как человек применяет различные камни в повседневной жизни.

18.12

31

1

Повторение по теме: «Литосфера». Контрольная работа.

Проверить умения и знания по пройденному разделу.

23.12

Тема 5. Гидросфера - водная оболочка Земли (9 ч)

32

1

Гидросфера

Дать понятие «гидросфера», «круговорот воды в природе».

25.12

33

1

Мировой океан

Дать понятие «мировой океан», рассмотреть части мирового океана.

13.01

34

1

Движение воды в океане

Рассмотреть основные причины движения вод океана.

15.01

35

1

Реки

Дать определение «река», классификация рек, характеристика рек.

20.01

36

1

Озера и болота

Дать понятие «озеро», классификация озер и их характеристика. Понятие «болото».

22.01

37

1

Подземные воды

Дать понятие «подземные воды», классификация, характеристика.

27.01

38

1

Ледники и многолетняя мерзлота

Понятия «ледник» и «многолетняя мерзлота». Специфика и рассмотрение на карте самых крупных ледников.

29.01

39

1

Человек и гидросфера

Объяснить значение гидросферы для человечества в целом, выделить основные экологические проблемы.

3.02

40

1

Обобщение и повторение темы: «Гидросфера». Контрольная работа.

Проверка знаний и умений по пройденному разделу

5.02

Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 ч)

41

1

Атмосфера

Дать понятие «атмосфера».

10.02

42

1

Температура воздуха

Понятие «температура воздуха», научить правильно определять текущую температуру воздуха.

12.02

43

1

Влажность воздуха и атмосферные осадки

Дать определения «Влажность воздуха» и «атмосферные осадки», научить определять влажность воздуха, классификация влажности воздуха; классификация атмосферных осадков и их виды.

17.02

44

1

Атмосферное давление и ветер

Дать определение «атмосферное давление». Рассмотреть закономерности и распределение атмосферного давления по планете Земля.

19.02

45

2

Атмосферное давление и ветер

Дать определение «ветер», рассмотреть распределение ветров по планете Земля, виды и классификация ветров.

24.02

46

1

Погода

Дать понятие «погода»

26.02

47

1

Климат

Дать понятие «климат», рассмотреть размещение климатических поясов.

3.03

48

1

Оптические явления в атмосфере

Познакомить с основными и часто встречающимися оптическими явлениями в атмосфере.

5.03

49

1

Человек и атмосфера

Выяснить влияние человека на атмосферу, рассмотреть основные экологические проблемы.

10.03

50

1

Урок №50

Подведение итогов по теме: «Атмосфера» Контрольная работа. Контрольная работа.

Выявить умения и знания по пройденной главе.

12.03

Тема 7. Биосфера - оболочка жизни (6 ч)

51

1

Биосфера

Дать понятие «биосфера».

17.03

52

1

Жизнь в Океане и на суше

Познакомить с процентным соотношением жизни на суше и в океанах, объяснить закономерности распределения жизни на суше и в океане.


19.03

53

1

Значение биосферы

Выявить значение биосферы для человека.

2.04

54

1

Человек - часть биосферы

Узнать какое место занимает человек в биосфере.

7.04

55

1

Экологические проблемы в биосфере

Выделить основные экологические проблемы, касающиеся биосферы.

9.04

56

1

Подведение итогов по теме: «Биосфера». Контрольная работа.

Проверить умения и знания по пройденному разделу.

14.04

Тема 7. Географическая оболочка Земли (12 ч)

57

1

Географическая оболочка

Дать понятие «географическая оболочка».

16.04

58

1

Природные комплексы

Дать понятие «природные комплексы», характеристика и классификация природных комплексов.

21.04

59

1

Почва

Дать понятие «почва», классификация и характеристика почв, виды почв.

23.04

60

1

Полярные пустыни и тундры

Дать определение «полярные пустыни», рассмотреть размещение по земному шару, познакомится с животным и растительным миром.

28.04

61

1

Леса

Дать понятие «леса», характеристика и виды лесов на планете Земля.

30.04

62

2

Леса

Продолжить формировать знания о лесах планеты Земля, рассмотреть размещение видов лесов на планете Земля, кратко охарактеризовать каждый вид, познакомиться с растительным и животным миром

5.05

63

1

Степи и саванны

Дать определения «степи» и «саванны», рассмотреть размещение на планете Земля, характеристика степей и саванн, познакомиться с растительным и животным миром.

7.05

64

1

Засушливые области планеты

Дать определение «пустыня», выделить районы преобладания, краткая характеристика пустынь, познакомиться с растительным и животным миром, познакомиться с наиболее крупными пустынями мира.

12.05

65

1

Природные комплексы Мирового океана

Познакомиться с природным комплексом мирового океана.

14.05

66

1

Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие

Познакомиться с понятием «всемирное наследие человечества».

19.05

67

2

Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие

Познакомить с понятием «природное и культурное наследие», рассмотреть их размещение на планете, познакомиться с организациями ЮНЕСКО и Гринпис.

21.05

68

1

Урок №68

Подведение итогов по теме: «Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс». Итоговая годовая контрольная работа.

Проверить знания за весь курс географии 6 класса.

26.05

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и

местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


© 2010-2020