- Преподавателю
- География
- Рабочая программа 6 кл. линия Сферы
Рабочая программа 6 кл. линия Сферы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бон Д.А. |
Дата | 01.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа»№ 66 г. Хабаровска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО зам.директора школы по УВР директор МБОУ СОШ № 66:
естествознания _________ О.В.Асмус ___________О.В.Приспешкин
«__»__________2014г. «__»______________2014г. «__»_____________2014г.
Руководитель МО:
______/Е.Л. Ходжер
Рабочая программа по курсу «География. Планета земля. 6 кл.»
Автор: А.А. Лобжанидзе
Рабочая программа составлена на основ: примерной программы по географии. - М.: Дрофа, 2008; рабочая программа 5-9 кассы. УМК «География. Планета земля. 6 класс», авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е., М.: Изд. Просвещение, 2011.
Количество часов: в год - 68ч.; в неделю - 2ч.
Контрольные работы: 8
Количество практических работ в год: 11
Курс обеспечен учебно-методическим комплектом:
1. Лобжанидзе А.А.. География: планета Земля. Учебник. М.: Просвещение, 2009.
2. Мишняяева Е.Ю., Котляр. О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. М.: Просвещение, 2011.
3. Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Атлас. М.: Просвещение, 2013.
4 Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Контурные карты. М.: Просвещение, 2013.
5. Дронов В.П. . География. Планета Земля. Электронное приложение. М.: Просвещение, 2009.
Учитель: Бон Д.А.
2014-2015 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы; требования к уровню подготовки учащихся; тематическое планирование учебного материала.
Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Цель курса:
Курс «География. Планета Земля» в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание».
Цель курса - заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических
особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов.
Задачами курса являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимания неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений, а именно:
1. Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер; показать особенности их взаимодействия на планетарном. Региональном и локальном уровнях.
2. Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
3. Сформировать практические умения работать с глобусом, картой. Планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.
4. Развить правильное отношение к окружающей среде - природной, городской.
5. Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
-
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - практических работ, экскурсий.
-
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
-
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов
по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических
работ.
2. Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 1 год.
Количество часов: всего - 68; в неделю - 2 .
Практических работ - 11.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению школьной программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.
В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Для изучения курса «География» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина, экскурсия.
Контроль и учёт достижения учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые виды и формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся ( согласно уставу и локальному акту образовательного учреждения):
-
текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
-
аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы)
Одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей. Позволяющих с достаточной
эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Результаты изучения курса «География», уровень подготовки обучающихся и выпускников на конец учебного года приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует ФГОС, образовательной программе ОУ. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Программа реализуется с помощью учебника: А.А. Лобжанидзе. География: Планета Земля. Учебник. М.: Просвещение, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных учебных заведений и соответствует федеральному перечню учебников на текущий учебный год.
3. Основное содержание
ВВЕДЕНИЕ - 1 ч
Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.
-
Практическая работа №1 Организация и обучение приемам учебной работы: Наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу
Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ - 10 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта - особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте. Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.
-
Практическая работа №2 Топографический диктант
-
Практическая работа №3 Обучение определению направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте.
-
Практическая работа №4 Ориентирование на местности
-
Практическая работа №5 Построение плана местности
Учащиеся должны:
Знать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения,
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу.
Уметь: объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведение съёмок её участников; наблюдения за погодой, состоянием воздуха.
Тема 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ-6 ч
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон - основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий. Географические открытия в ХVII-XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Учащиеся должны:
Знать: эпохи великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
Тема 3. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ - 6 ч
Солнечная система. Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Учащиеся должны:
Знать: солнечную систему, движение Земли вокруг Солнца, смену времен года как следствие наклона земной оси, Луна, её воздействие на Землю, называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли.
Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека. Тема 4. ЛИТОСФЕРА -
Тема 4. ЛИТОСФЕРА - КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 8 ч
Минералы, горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические
породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера - каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
-
Практическая работа №6 Обозначение на контурной карте названных объектов
Учащиеся должны:
Знать: возникновение и геологическую историю Земли, формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара. Свойства минералов, горных пород, полезные ископаемые, основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, главные формы рельефа: горы и равнины, особенности их образования. Крупнейшие равнины и горы мира и России. Различия гор по высоте, возрасту, основные формы рельефа дна океана, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними.
Уметь: объяснять понятия : литосфера, внутренние строение Земли, образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека, прогнозировать их изменения в результате деятельности человека; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, Различать равнины и горы по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Находить на географической карте горы и равнины, объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Работать с контурной картой.
Тема 5. ГИДРОСФЕРА - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 9 ч
Гидросфера - водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища - искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
-
Практическая работа №7 Определение географического положения реки
Учащиеся должны:
Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины её происхождения определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины её происхождения
Тема 6. АТМОСФЕРА - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ -10 ч
Атмосфера - воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки. Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
-
Практическая работа №8 Построение графика температуры, розы ветров своей местности
-
Практическая работа №9 Описание климата своей местности
-
Практическая работа №10 Обобщение данных дневника погоды
Учащиеся должны:
Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи
между ними, их изменения в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.
Уметь: объяснять основные причины, влияющие на климат; понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат; смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра; определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур; вести календарь погоды; описывать погоду и климат своей местности.
Тема 7. БИОСФЕРА - ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ - 6 ч
Биосфера - оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек - часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Учащиеся должны:
Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменения врезультате деятельности человека, географическую зональность и поясность.
Уметь: объяснять распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптаций растений и животных к среде обитания.
Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 12 ч
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни. Природные комплексы Мирового океана.
-
Практическая работа №11 Описание природного комплекса своей местности
Учащиеся должны
Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменения в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.
Уметь: объяснять понятия: географическая оболочка, почва, природный комплекс, приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. называть меры по охране природы, уметь описывать отдельные природные комплексы.
Учебно - тематический план
Название тем
Количество уроков
Практические работы
ВВЕДЕНИЕ
1
1
Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
10
4
Тема 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ
6
0
Тема 3. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
6
0
Тема 4. Литосфера - каменная оболочка Земли
8
1
Тема 5. ГИДРОСФЕРА - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
9
1
Тема 6. АТМОСФЕРА - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
10
3
Тема 7. БИОСФЕРА - ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ
6
0
Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
12
1
4. Календарно-тематическое планирование
6 «А» класс
№ урока
Тема урока
Цели урока
Дата
Корректировка
общий
по теме
план
факт
Введение (1 ч)
1
1
Введение
Познакомить с курсом географии. Ввести понятие «география»
1.09
Тема 1. Изображение земной поверхности и их использование (10 ч)
2
1
Изображения земной поверхности
Познакомить с основными видами изображений земной поверхности.
6.09
3
2
Условные знаки и масштаб карты.
Познакомить с условными знаками применяемых в географии, дать понятия масштаб, познакомить с видами масштабов.
8.09
4
3
Условные знаки и масштаб карты.
Показать на практике применение масштабов и условных знаков.
13.09
5
4
Географические координаты.
Познакомить с понятием «географические координаты», объяснить, как правильно находить необходимые координаты.
15.09
6
5
Географические координаты.
Применение на практике знаний и умений по определению географических координат.
20.09
7
6
Ориентирование.
Познакомить с понятием «ориентирование» и его применением.
22.09
8
7
Построение плана местности.
Познакомить с понятием «план местности», объяснить его применение.
27.09
9
8
Построение плана местности.
Отработать принцип построения плана местности с учениками.
29.09
10
9
Карта - «язык» географии.
Дать понятье «карта», познакомить с видами карт.
4.10
11
10
Повторение изученного раздела. Контрольная работа.
Проверить знания и умения, навыки, полученных во время уроков.
6.10
Тема 2. Развитие географических знаний на Земле (6 ч)
12
1
География в древности.
Познакомить с виденьем науки географии людьми в древние века.
11.10
13
2
География в эпоху Средневековья
Познакомить с основными открытиями и исследователями Средневековья.
13.10
14
3
Эпоха Великих географических открытий.
Познакомить с первооткрывателями и с их географическими открытиями.
18.10
15
4
Географические открытия в 17-19 веках.
Познакомить с основными географическими открытиями в 17-19 в..
20.10
16
5
Географические исследования 20 века.
Познакомить с основными исследованиями 20 в..
25.10
17
6
Повторение изученного раздела. Контрольная работа.
Проверить знания учащихся по прошедшим темам.
27.10
Тема 3. Земля - планета солнечной системы (6 ч)
18
1
Земля в Солнечной системе.
Познакомить с понятием «Солнечная система», определить место планеты Земля в солнечной системе.
1.11
19
2
Форма и размеры Земли.
Познакомить учащихся с формой и размером планеты Земля.
10.11
20
3
Движение Земли.
Познакомить учащихся с принципом движения планеты Земля.
15.11
21
4
Движение Земли.
Объяснить закономерности смены дня и ночи, сезонов года., дать понятия «равноденствие» и «солнцестояния».
17.11
22
5
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Объяснить, как космос в целом влияет на повседневную жизнь людей на планете Земля.
22.11
23
6
Повторение изученной темы. Контрольная работа.
Проверить умения и знания учащихся. Выявить пробелы в знаниях и устранить их.
24.11
Тема 4. Литосфера - каменная оболочка Земли (8 ч)
24
1
Минералы и горные породы.
Дать понятие «минералы», дать характеристику и классификацию горных пород.
29.11
25
1
Литосфера
Дать понятие «литосфера». Рассказать строение литосферы.
1.12
26
1
Рельеф Земли.
Дать понятие «рельеф земли», характеристика и классификация рельефа земли.
6.12
27
2
Рельеф Земли.
Уметь находить и показывать на карте различные формы земной поверхности, уметь правильно различать различные формы рельефа.
8.12
28
1
Внутренние силы Земли.
Дать понятие «внутренние силы Земли», характеристику и классификацию внутреннем силам Земли.
13.12
29
1
Внешние силы Земли.
Дать понятие «внешние силы Земли», классификация и характеристика внешних сил Земли.
15.12
30
1
Человек и мир камня.
Дать представление о том, как человек применяет различные камни в повседневной жизни.
20.12
31
1
Повторение по теме: «Литосфера». Контрольная работа.
Проверить умения и знания по пройденному разделу.
22.12
Тема 5. Гидросфера - водная оболочка Земли (9 ч)
32
1
Гидросфера
Дать понятие «гидросфера», «круговорот воды в природе».
27.12
33
1
Мировой океан
Дать понятие «мировой океан», рассмотреть части мирового океана.
12.01
34
1
Движение воды в океане
Рассмотреть основные причины движения вод океана.
17.01
35
1
Реки
Дать определение «река», классификация рек, характеристика рек.
19.01
36
1
Озера и болота
Дать понятие «озеро», классификация озер и их характеристика. Понятие «болото».
24.01
37
1
Подземные воды
Дать понятие «подземные воды», классификация, характеристика.
26.01
38
1
Ледники и многолетняя мерзлота
Понятия «ледник» и «многолетняя мерзлота». Специфика и рассмотрение на карте самых крупных ледников.
31.01
39
1
Человек и гидросфера
Объяснить значение гидросферы для человечества в целом, выделить основные экологические проблемы.
2.02
40
1
Обобщение и повторение темы: «Гидросфера». Контрольная работа.
Проверка знаний и умений по пройденному разделу
7.02
Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 ч)
41
1
Атмосфера
Дать понятие «атмосфера».
9.02
42
1
Температура воздуха
Понятие «температура воздуха», научить правильно определять текущую температуру воздуха.
14.02
43
1
Влажность воздуха и атмосферные осадки
Дать определения «Влажность воздуха» и «атмосферные осадки», научить определять влажность воздуха, классификация влажности воздуха; классификация атмосферных осадков и их виды.
16.02
44
1
Атмосферное давление и ветер
Дать определение «атмосферное давление». Рассмотреть закономерности и распределение атмосферного давления по планете Земля.
21.02
45
2
Атмосферное давление и ветер
Дать определение «ветер», рассмотреть распределение ветров по планете Земля, виды и классификация ветров.
28.02
46
1
Погода
Дать понятие «погода»
2.03
47
1
Климат
Дать понятие «климат», рассмотреть размещение климатических поясов.
7.03
48
1
Оптические явления в атмосфере
Познакомить с основными и часто встречающимися оптическими явлениями в атмосфере.
9.03
49
1
Человек и атмосфера
Выяснить влияние человека на атмосферу, рассмотреть основные экологические проблемы.
14.03
50
1
Урок №50
Подведение итогов по теме: «Атмосфера» Контрольная работа. Контрольная работа.
Выявить умения и знания по пройденной главе.
16.03
Тема 7. Биосфера - оболочка жизни (6 ч)
51
1
Биосфера
Дать понятие «биосфера».
21.03
52
1
Жизнь в Океане и на суше
Познакомить с процентным соотношением жизни на суше и в океанах, объяснить закономерности распределения жизни на суше и в океане.
4.04
53
1
Значение биосферы
Выявить значение биосферы для человека.
6.04
54
1
Человек - часть биосферы
Узнать какое место занимает человек в биосфере.
11.04
55
1
Экологические проблемы в биосфере
Выделить основные экологические проблемы, касающиеся биосферы.
13.04
56
1
Подведение итогов по теме: «Биосфера». Контрольная работа.
Проверить умения и знания по пройденному разделу.
18.04
Тема 7. Географическая оболочка Земли (12 ч)
57
1
Географическая оболочка
Дать понятие «географическая оболочка».
20.04
58
1
Природные комплексы
Дать понятие «природные комплексы», характеристика и классификация природных комплексов.
25.04
59
1
Почва
Дать понятие «почва», классификация и характеристика почв, виды почв.
27.04
60
1
Полярные пустыни и тундры
Дать определение «полярные пустыни», рассмотреть размещение по земному шару, познакомится с животным и растительным миром.
2.05
61
1
Леса
Дать понятие «леса», характеристика и виды лесов на планете Земля.
4.05
62
2
Леса
Продолжить формировать знания о лесах планеты Земля, рассмотреть размещение видов лесов на планете Земля, кратко охарактеризовать каждый вид, познакомиться с растительным и животным миром
11.05
63
1
Степи и саванны
Дать определения «степи» и «саванны», рассмотреть размещение на планете Земля, характеристика степей и саванн, познакомиться с растительным и животным миром.
16.05
64
1
Засушливые области планеты
Дать определение «пустыня», выделить районы преобладания, краткая характеристика пустынь, познакомиться с растительным и животным миром, познакомиться с наиболее крупными пустынями мира.
18.05
65
1
Природные комплексы Мирового океана
Познакомиться с природным комплексом мирового океана.
23.05
66
1
Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие
Познакомиться с понятием «всемирное наследие человечества».
25.05
67
2
Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие
Познакомить с понятием «природное и культурное наследие», рассмотреть их размещение на планете, познакомиться с организациями ЮНЕСКО и ГринПис.
30.05
68
1
Урок №68
Подведение итогов по теме: «Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс». Итоговая годовая контрольная работа.
Проверить знания за весь курс географии 6 класса.
Календарно-тематическое планирование
6 «Б» класс
№ урока
Тема урока
Цели урока
Дата
Корректировка
общий
по теме
план
факт
Введение (1 ч)
1
1
Введение
Познакомить с курсом географии. Ввести понятие «география»
2.09
Тема 1. Изображение земной поверхности и их использование (10 ч)
2
1
Изображения земной поверхности
Познакомить с основными видами изображений земной поверхности.
4.09
3
2
Условные знаки и масштаб карты.
Познакомить с условными знаками применяемых в географии, дать понятия масштаб, познакомить с видами масштабов.
9.09
4
3
Условные знаки и масштаб карты.
Показать на практике применение масштабов и условных знаков.
11.09
5
4
Географические координаты.
Познакомить с понятием «географические координаты», объяснить, как правильно находить необходимые координаты.
16.09
6
5
Географические координаты.
Применение на практике знаний и умений по определению географических координат.
18.09
7
6
Ориентирование.
Познакомить с понятием «ориентирование» и его применением.
23.09
8
7
Построение плана местности.
Познакомить с понятием «план местности», объяснить его применение.
25.09
9
8
Построение плана местности.
Отработать принцип построения плана местности с учениками.
30.09
10
9
Карта - «язык» географии.
Дать понятье «карта», познакомить с видами карт.
2.10
11
10
Повторение изученного раздела. Контрольная работа.
Проверить знания и умения, навыки, полученных во время уроков.
7.10
Тема 2. Развитие географических знаний на Земле (6 ч)
12
1
География в древности.
Познакомить с виденьем науки географии людьми в древние века.
9.10
13
2
География в эпоху Средневековья
Познакомить с основными открытиями и исследователями Средневековья.
14.10
14
3
Эпоха Великих географических открытий.
Познакомить с первооткрывателями и с их географическими открытиями.
16.10
15
4
Географические открытия в 17-19 веках.
Познакомить с основными географическими открытиями в 17-19 в..
21.10
16
5
Географические исследования 20 века.
Познакомить с основными исследованиями 20 в..
23.10
17
6
Повторение изученного раздела. Контрольная работа.
Проверить знания учащихся по прошедшим темам.
28.10
Тема 3. Земля - планета солнечной системы (6 ч)
18
1
Земля в Солнечной системе.
Познакомить с понятием «Солнечная система», определить место планеты Земля в солнечной системе.
30.10
19
2
Форма и размеры Земли.
Познакомить учащихся с формой и размером планеты Земля.
11.11
20
3
Движение Земли.
Познакомить учащихся с принципом движения планеты Земля.
13.11
21
4
Движение Земли.
Объяснить закономерности смены дня и ночи, сезонов года., дать понятия «равноденствие» и «солнцестояния».
18.11
22
5
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Объяснить, как космос в целом влияет на повседневную жизнь людей на планете Земля.
20.11
23
6
Повторение изученной темы. Контрольная работа.
Проверить умения и знания учащихся. Выявить пробелы в знаниях и устранить их.
25.11
Тема 4. Литосфера - каменная оболочка Земли (8 ч)
24
1
Минералы и горные породы.
Дать понятие «минералы», дать характеристику и классификацию горных пород.
27.11
25
1
Литосфера
Дать понятие «литосфера». Рассказать строение литосферы.
2.12
26
1
Рельеф Земли.
Дать понятие «рельеф земли», характеристика и классификация рельефа земли.
4.12
27
2
Рельеф Земли.
Уметь находить и показывать на карте различные формы земной поверхности, уметь правильно различать различные формы рельефа.
9.12
28
1
Внутренние силы Земли.
Дать понятие «внутренние силы Земли», характеристику и классификацию внутреннем силам Земли.
11.12
29
1
Внешние силы Земли.
Дать понятие «внешние силы Земли», классификация и характеристика внешних сил Земли.
16.12
30
1
Человек и мир камня.
Дать представление о том, как человек применяет различные камни в повседневной жизни.
18.12
31
1
Повторение по теме: «Литосфера». Контрольная работа.
Проверить умения и знания по пройденному разделу.
23.12
Тема 5. Гидросфера - водная оболочка Земли (9 ч)
32
1
Гидросфера
Дать понятие «гидросфера», «круговорот воды в природе».
25.12
33
1
Мировой океан
Дать понятие «мировой океан», рассмотреть части мирового океана.
13.01
34
1
Движение воды в океане
Рассмотреть основные причины движения вод океана.
15.01
35
1
Реки
Дать определение «река», классификация рек, характеристика рек.
20.01
36
1
Озера и болота
Дать понятие «озеро», классификация озер и их характеристика. Понятие «болото».
22.01
37
1
Подземные воды
Дать понятие «подземные воды», классификация, характеристика.
27.01
38
1
Ледники и многолетняя мерзлота
Понятия «ледник» и «многолетняя мерзлота». Специфика и рассмотрение на карте самых крупных ледников.
29.01
39
1
Человек и гидросфера
Объяснить значение гидросферы для человечества в целом, выделить основные экологические проблемы.
3.02
40
1
Обобщение и повторение темы: «Гидросфера». Контрольная работа.
Проверка знаний и умений по пройденному разделу
5.02
Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 ч)
41
1
Атмосфера
Дать понятие «атмосфера».
10.02
42
1
Температура воздуха
Понятие «температура воздуха», научить правильно определять текущую температуру воздуха.
12.02
43
1
Влажность воздуха и атмосферные осадки
Дать определения «Влажность воздуха» и «атмосферные осадки», научить определять влажность воздуха, классификация влажности воздуха; классификация атмосферных осадков и их виды.
17.02
44
1
Атмосферное давление и ветер
Дать определение «атмосферное давление». Рассмотреть закономерности и распределение атмосферного давления по планете Земля.
19.02
45
2
Атмосферное давление и ветер
Дать определение «ветер», рассмотреть распределение ветров по планете Земля, виды и классификация ветров.
24.02
46
1
Погода
Дать понятие «погода»
26.02
47
1
Климат
Дать понятие «климат», рассмотреть размещение климатических поясов.
3.03
48
1
Оптические явления в атмосфере
Познакомить с основными и часто встречающимися оптическими явлениями в атмосфере.
5.03
49
1
Человек и атмосфера
Выяснить влияние человека на атмосферу, рассмотреть основные экологические проблемы.
10.03
50
1
Урок №50
Подведение итогов по теме: «Атмосфера» Контрольная работа. Контрольная работа.
Выявить умения и знания по пройденной главе.
12.03
Тема 7. Биосфера - оболочка жизни (6 ч)
51
1
Биосфера
Дать понятие «биосфера».
17.03
52
1
Жизнь в Океане и на суше
Познакомить с процентным соотношением жизни на суше и в океанах, объяснить закономерности распределения жизни на суше и в океане.
19.03
53
1
Значение биосферы
Выявить значение биосферы для человека.
2.04
54
1
Человек - часть биосферы
Узнать какое место занимает человек в биосфере.
7.04
55
1
Экологические проблемы в биосфере
Выделить основные экологические проблемы, касающиеся биосферы.
9.04
56
1
Подведение итогов по теме: «Биосфера». Контрольная работа.
Проверить умения и знания по пройденному разделу.
14.04
Тема 7. Географическая оболочка Земли (12 ч)
57
1
Географическая оболочка
Дать понятие «географическая оболочка».
16.04
58
1
Природные комплексы
Дать понятие «природные комплексы», характеристика и классификация природных комплексов.
21.04
59
1
Почва
Дать понятие «почва», классификация и характеристика почв, виды почв.
23.04
60
1
Полярные пустыни и тундры
Дать определение «полярные пустыни», рассмотреть размещение по земному шару, познакомится с животным и растительным миром.
28.04
61
1
Леса
Дать понятие «леса», характеристика и виды лесов на планете Земля.
30.04
62
2
Леса
Продолжить формировать знания о лесах планеты Земля, рассмотреть размещение видов лесов на планете Земля, кратко охарактеризовать каждый вид, познакомиться с растительным и животным миром
5.05
63
1
Степи и саванны
Дать определения «степи» и «саванны», рассмотреть размещение на планете Земля, характеристика степей и саванн, познакомиться с растительным и животным миром.
7.05
64
1
Засушливые области планеты
Дать определение «пустыня», выделить районы преобладания, краткая характеристика пустынь, познакомиться с растительным и животным миром, познакомиться с наиболее крупными пустынями мира.
12.05
65
1
Природные комплексы Мирового океана
Познакомиться с природным комплексом мирового океана.
14.05
66
1
Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие
Познакомиться с понятием «всемирное наследие человечества».
19.05
67
2
Всемирное наследие человечества Природное и культурное наследие
Познакомить с понятием «природное и культурное наследие», рассмотреть их размещение на планете, познакомиться с организациями ЮНЕСКО и Гринпис.
21.05
68
1
Урок №68
Подведение итогов по теме: «Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс». Итоговая годовая контрольная работа.
Проверить знания за весь курс географии 6 класса.
26.05
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.