Урок №46 Тема: Восточно-Европейская равнина

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 46: Восточно-Европейская равнина

Цель урока: 1) Сформировать знания о физико-географических особенностях Восточно-Европейской равнины; 2) Развивать умение выделять взаимосвязь между компонентами, ее слагающими; 3) Патриотическое воспитание.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана. 2. Атлас.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Полупустыни (переходная зона от Урала до Алтая на 2900 км шириной от 30 до 300 км; 14% территории - до 48° с. ш.; осадки 180-300 мм в год, больше всего в конце весны - начале лета, меньше всего летом и зимой; средняя температура июля +22+24°С, иногда +40°С; средняя температура января -15-17°С, самая низкая - на востоке -50°С; летом все реки пересыхают кроме Уила, Эмбы, Тургая, Сарысу, Аягуза; 3 тыс. озер; почвы светло-каштановые - 2-3% гумуса, солонцы; растения - типчак, ковыль, ромашка, полынь, кохия, эбелек, терескен, лебеда; в межгорных ложбинах Улытау и Чингизтау встречаются леса и кустарники - черемуха, боярышник, шиповник, смородина, малина; горный массив Кызылрай - оазис с сосновыми лесами; такыры; поймы рек - вейники, чий, камыш, тальник, жимолость; животные - суслики, тушканчики, зайцы-песчаники, хорьки, лисицы, орлы, жаворонки, джейраны, сайгаки, ящерицы, змеи; сельское хозяйство - овощеводство, бахчеводство, овцеводство, коневодство)

2. Пустынная зона (ширина 500-700 м от Каспия до Тарбагатая на 2800 км; площадь 117 млн. га - 44% территории; в основном песчаные и глинистые, щебнистые лишь на небольших участках; осадки 100-200 мм, морозы зимой до -40°С, средняя температура июля +24+26 на севере и +28+30°С на юге; поверхность песка +70°С; реки берут начало за пределами пустынной зоны - Урал, Эмба, Сырдарья, Чу, Сарысу, вода теряется при испарении и поливе; артезианские бассейны - Кызылкумский, Чу-Сарысуский, Южно-Балхашский, Сырдариинский, Бетпакдалинский, Мангыстауский, Прикаспийский; северная часть - север Устюрта, Туранской низменности, Бетпаклада, Мойынкум, Прибалхашье; южная часть - юг Туранской низменности - Устюрт, Кызылкум; на севере - бурые почвы на суглинках - 2,5% гумуса, на юге - серо-бурые почвы 1-2% гумуса, нот богаты минеральными веществами)

3. Песчаные пустыни (1/3 всей пустынной зоны - Кызылкум, Приаральские Каракумы, Мойынкум, Сарыесик-Атырау, Нарын (Прикаспий) - на месте бывших морей, озер и рек; рельеф - песчаные гряды, барханы; растения - полынь, Селин, кострец, типчак, житняк, мятлик, кумарчик, саксаул; в Каратау - цитварная полынь из которой делают лекарство сантонин, занесена в ККК)

4. Глинистые пустыни (среди песчаных или на окраинах - Устюрт, Бетпакдала, правобережье Сырдарьи; много солонцов, типичны боялыч, биюргун, полынь, саксаул, мятлик, эфемеры)

5. Каменистые, или щебнистые пустыни (небольшие площади на юге Сарыарки, востоке Бетпакдалы и на Устюрте; в речных долинах Сырдарьи, Чу, Или тугаи - густые заросли из разнообразных растений - камыша, тростника, чингила, ивы, лоха, облепихи, джигиды, тамариска, верблюжьей колючки; животные - агамы, гекконы, круглоголовки, вараны, удав, стрелка, щитомордник, черепахи, ежи, ядовитые пауки, курганники, соколы, кабаны, камышовые коты, кеклики, фазаны; заповедники - Устюртский и Барсакельмес)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)

2. Протерозойскую эру сменила (палеозойская)

3. Самая большая по площади природная зона (пустыня)

4. Заморозки на юге Казахстана бывают в период (начале осени, поздней весной)

5. Какую часть Казахстана знали и описали древнегреческие учёные? (Прикаспийская низменность, река Сырдарья)

6. Самое большое озеро Казахстанского Алтая (Зайсан)

7. В растительном покрове полупустыни преобладают (житняк и полынь)

8. Самый влажный район Казахстана (Западный Алтай)

9.Полное описание Аральского моря и Приаралья дал (Л.С. Берг)

10.Известняк образовался из (скелетов погибших животных)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какая взаимосвязь между компонентами природных комплексов? Какие последствия могут быть при изменении одного из компонентов?

V.Объяснение новой темы.

1. Природные комплексы (компоненты, географическая оболочка; экзогенные процессы; 9 ПТК; 4 - равнинных и 5 горных)

2. Географическое положение Восточно-Европейской равнины (Русская; границы - Мугоджары, Устюрт, Мангыстау; входят - Общий Сырт, Предуральское плато, Прикаспийская низменность)

3. Рельеф и геологическое строение (древняя платформа, осадочные отложения палеозоя, мезозоя и кайнозоя; Предуральское плато - в конце мела, Общий Сырт - в палеогене, Прикаспийская низменность - в эпоху оледенения; высшая точка - 300 м над уровнем моря; Общий Сырт - к Казахстану южная часть, реки Деркуль, Чаган, Елек, Ростошь - притоки Урала, сложен известняками, мелом, понижаются с севера на юг от 150 до 60 м; Предуральское плато - между Прикаспийской низменностью и Мугоджарами, северо-восточная часть 450 м, юго-западная - 100 м, реки Эмба, Кайнар, Сагыз, Уил, Елек, Орь, Большая Хобда; Прикаспийская низменность песчано-глинистые и глинистые отложения; соляные купола; реки - Урал и его притоки, озера Шалкар, Балыкты, Аралсор, Индер; пески Нарын, Тайсойган, Косдаулет, Мынтеке, Бозанай и др. - 60 тыс. км²)

4. Полезные ископаемые (нефть, газ - Карачаганак, Тенгиз, Жанажол; мел, поваренная соль, песок, глина)

5. Климат (в январе -15°С на севере и -8°С на юге, иногда до -40°С; летом средняя температура июля +22+24°С; осадки - на севере 350, на юге 140 мм)

6. Реки и озера (Каспий - площадь 390 тыс. км², длина 1200 км; реки - Урал (1082 км), Эмба (635 км), Уил (800 км))

7. Природные зоны. Растительный и животный мир (степь, полупустыня и пустыня; сложная экологическая обстановка)

VI.Усвоение новой темы.

Заполнить таблицу «Характеристика ландшафтных зон»:

Ландшафтная зона

ГП

Рельеф

Геологическое строение

Полезные ископаемые

Климат

Реки и озера

Природные зоны

Растительность

Животный мир

Экологические проблемы



VII.Домашнее задание. § 40, таб. «Ландшафтные зоны»

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Освоение нефтегазовых месторождений привело к осложнению экологической обстановки в регионе. Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать чистые технологии по добыче нефти и газа. Нельзя забывать, что все компоненты ПК тесно взаимосвязаны.












© 2010-2022