Урок с использованием технологии критического мышления Тема урока «Ветер»

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок с использованием технологии критического мышления



Тема урока «Ветер».

Цель урока: сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров, научить чертить розу ветров и анализировать её.

Задачи:

образовательные: формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения; знакомство с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: информационные, критического мышления, дифференциации.

Оборудование: раздаточный материал (лист №1, лист №2, шкала Бофорта), воздушные шары, флюгер, анемометр, таблицы «Постоянные ветры», «Типы ветров», «Циклоны и антициклоны», компьютер, проектор.

План урока

Этапы урока

Время

Приёмы и методы

1.

Организационный момент

1 мин.

Приветствие, оценка эмоционального состояния учащихся в начале урока.

2.

Проверка домашнего задания (повторение пройденного материала)

4 мин.

Фронтальный опрос учащихся.

3.

Стадия вызова

4 мин.

Демонстрация с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист 1).

4.

Стадия осмысления

22 мин.

Демонстрация таблиц; эксперимент, использование отрывков из литературных произведений, знакомство с флюгером и анемометром;

практическая работа (построение розы ветров, с использованием раздаточного материала лист №2).

5.

Стадия рефлексии

8 мин.

Работа с листом №2 (заполнение третьей колонки); восстановление перепутанной логической цепочки.

6.

Домашнее задание

1 мин.

Дифференцированно с учётом интереса обучаемых.



Ход урока



  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята!

Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята?

Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

  1. Фронтальный опрос учащихся.

- Что такое атмосферное давление?

- Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?

- Как изменяется давление с высотой?

- Подчеркните значения пониженного давления волнистой линией, а повышенного - сплошной чертой: 740, 778, 732, 773, 749.

- Как называется прибор для измерения атмосферного давления?

3. Стадия вызова.

Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?

Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное явление.

Вопросы.

- Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

- Какого явления недостаёт?

Ветер - это тема урока. С ветром вы встречались в повседневной жизни, имеете личный опыт.

Задание.

  • Впишите в первую колонку всё, что знаете о ветре, используя только ключевые слова.

Заполнение таблицы.

Лист № 1.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

- движение

- сила

- скорость

- направление



Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверим с информацией на слайдах.

Вторую колонку учащиеся заполняют самостоятельно.

Задание.

  • На основе содержания колонки (хочу знать) сформулируйте цели урока:

- выявить причины возникновения ветра;

- узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра;

- выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают полученные результаты.

4. Стадия осмысления.

Попытаемся сформулировать определение ветра.

Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Выделим ключевое слово и признаки.

Вопросы.

- Какие причины могут вызывать это движение?

Опираясь на жизненный опыт, продемонстрированные слайды, учащиеся делают вывод:

- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление;

- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).

Рассмотрение образования ветра днём.

Задание.

  • Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также, почему дует ветер ночью?

Формируем понятие «бриз» (дневной, ночной).

  • Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?

Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер.

Из шара, который больше надут, воздух выходит с большой скоростью (большая разница в атмосферном давлении). В → Н.

Наиболее важные вопросы темы фиксируются на доске.

В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос. - О какой характеристике ветра идёт речь?

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

(А.С.Пушкин)

Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

(С.Я.Маршак)

(Сила, скорость ветра).

Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя шкалу Бофорта (раздаточный материал).

Формулировка вывода.

Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.

Ветер может быть разрушителем и созидателем.

Знакомство с флюгером и анемометром.

Физкультминутка для глаз (музыкальное сопровождение).

Практическая работа.

На листе №2 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в пос. Кировский (январь 2009г). По этим данным будем учиться строить графическое изображение (розу ветров).

Работа организована по инструкции учителя.

Лист №2.

Задание: построить розу ветров для пос. Кировский (данные-январь 2009 г).

Направление

ветра

с

с-з

с-в

ю

ю-з

ю-в

з

в

Без

ветра

Количество

дней

3

1

4

8

4

4

5

2

-



1 клетка - 1 день.

5. Стадия рефлексии.

  • В листе №1 заполняется третья колонка (узнал).

  • Восстановление перепутанной логической цепочки.

(Правильный ответ: 2-1-4-3-5).



Смена дня и ночи

1

Вращение Земли вокруг

оси

2

Различия

в давлении

3



Различия

в нагревании

4

Ветер

5

6. Домашнее задание.

  • § 39, с.120, вопрос 3, 4.

  • По выбору:

- написать эссе на тему «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

- подготовить сообщение о видах ветра.

Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Ребята, благодарю вас за работу.



© 2010-2022