- Преподавателю
- География
- Внеклассное мероприятие по географии Берегите природу
Внеклассное мероприятие по географии Берегите природу
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хапаева Н.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие по географии «Берегите природу»
для учащихся 5-6 классов
Пояснительная записка:
2013 год объявлен в России годом охраны окружающей среды. Его цель - повысить экологическую грамотность самых широких слоев населения и, в первую очередь, учащихся образовательных учреждений разного уровня.
Цели:
- показать особенности природы своей местности;
- выявить экологические проблемы родного края;
- развивать познавательный интерес и доброе отношение к природе;
- научить применять свои знания для оценки деятельности человека на примере своей местности.
Задачи:
- показать влияние антропогенных факторов на окружающую среду;
- пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.
Практическая направленность материала:
Данная разработка может быть использована в рамках «Недели географии» .
Предполагаемые результаты:
- Осознание учащимися того, от отношения каждого из нас зависит благополучие родной природы.
Оборудование:
- набор карточек для 2 задания;
- картинки растений Костромской области;
- свеча;
- мяч;
- аудиосопровождение (звуки леса)
Ход мероприятия:
1: Вступление:
Ведущий:
- Ребята, вы, наверно, знаете, что 2013 год в России объявлен годом экологии. Всем нам хочется дышать свежим воздухом, окунуться в мир красок и звуков, которые создала сама природа. И я предлагаю вам совершить заочную прогулку в лес, а именно - отправиться на пикник. Для начала я предлагаю выбрать время года, которое по вашему мнению больше подходит для пикника. Слайд 1
2: «Давай отдохнём»
Ведущий:
- Я с вами согласна, ребята, на пикник лучше всего отправляться летом. И вот представьте себе, мы в лесу.
Выбрали поляну для пикника (сели в кружок) , определили место для костра ( поставили в центре круга незажжённую свечу). А теперь давайте посмотрим, как обычно ведут себя отдыхающие на природе? Чем такой отдых может обернуться для леса, и сделаем для себя выводы.
( Вокруг «костра» раскладываем карточки лицевой стороной вверх. Сидящие, по очереди, берут карточку, зачитывают лицевую сторону, затем переворачивают и зачитывают обратную сторону, где написано, чем это может обернуться для природы). Учащиеся обсуждают, делают свои выводы.
3: «Правила отдыха на природе»
Ведущий:
- Ребята, а теперь, обобщив всё высказанное, давайте составим правила поведения на природе.
(учащимся даётся 5-7 минут на размышление, затем они зачитывают составленные ими правила).
- Ведущий:
- Я тоже составляла правила, и вот что у меня получилось: слайд 2
Слайд 3 ( стихотворение читает ведущий или кто-то из учащихся)
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую -
Нас много, а она одна»
В. Н. Седых
4: «Мозговой штурм»
Ведущий:
- Когда вы воочию увидели, во что может превратиться «кусочек природы», что вы почувствовали? (высказывания ребят)
- А теперь, давайте, разожжём костёр. ( зажигаем свечу)
- Ребята, а как называется наука, которая занимается охраной окружающей среды? (экология)
- Глядя на огонь, попробуйте придумать ассоциации со словом экология. (называют по очереди)
(например: чистота, природа, заводы, охрана, загрязнение, сточные воды, жизнь, защита, «Гринпис», голубое небо, катастрофа, птицы, животные и т.д.)
- А теперь обратите внимание, что все эти слова можно рассматривать попарно. Например: чистота - жизнь, природа - защита и т. д., т.е. можно сделать вывод о взаимосвязи жизни человека и окружающей среды.
- Вы называли слова не только с положительными, но и с отрицательными значениями. Это говорит о том, что сфере экологии существуют проблемы. А как вы думаете, в нашей области есть экологические проблемы? Если есть, то какие?
( учащимся даётся время на обдумывание и составление списка экологических проблем области, зачитываются варианты. Затем показывается соответствующий слайд 4
5: «Знайка - незнайка»
- Сейчас вы немного больше знаете об экологии, а мне интересно, насколько хорошо вы знаете природу родного края. Пришло время отдохнуть и поиграть.( Гасим свечу. Дети встают в кружок, выбирается ведущий, который стоит в центре круга. Включается музыка. Во время звучания музыки по кругу передаётся мяч. Как только музыка смолкла, ведущий называет слова: птица, рыба, зверь или растение, а тот, у кого остался мяч, должен назвать представителя объявленной группы.)
- Следующий конкурс: у меня на стенде представлены фотографии растений Костромской области. Я прошу вас убрать лишние, оставив только лекарственные. (Те, кто знает, могут назвать лекарственные свойства растений)
- Неделю назад, я попросила вас принести фотографии родного края. У нас получился замечательный фотоальбом, который я и предлагаю рассмотреть, сидя у костра. (Можно сделать слайд-шоу. Затем учащиеся читают стихи:)
1: На нашем шаре на Земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
2: По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк,
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
3: Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
4: Ты - тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Ведущий:
- Ребята, сегодня мы говорили с вами о бережном отношении к природе. И не только к природе родного края, а в целом к окружающему нас миру. Давайте ещё раз вспомним правила поведения в природе. Слайд 2
- Постараемся их запомнить и применять в жизни.
- Солнце садится, костёр догорел, пора в обратный путь. И чтобы воспоминания о нашем пикнике были ещё ярче, давайте, сидя у костра, споём под гитару. (Можно просто стоя в кругу спеть любую песню)
Список литературы:
Н. М. Клюшникова «Предметная неделя географии в школе» - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006г.
В. Н. Иванова и др. «География: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты» - Волгоград: Учитель, 2009г.
Приложение:
Карточки для «Давай отдохнём».
Лицевая сторона карточки
Обратная сторона карточки.
-
Поедем на машине.
Пролили мазут, сломали кустарники.
-
Включим магнитофон.
Шумовое загрязнение.
-
Разведём костёр.
Содрали кору с берёзы, дерево погибнет.
-
Будем ловить рыбу.
Сетью, куда попала мелкая рыба и погибла.
-
Соберём ягоды.
Выдрали землянику вместе с корнем.
-
Соберём букет цветов для мамы.
Уничтожили цветы.
-
Купаться.
Разрушили нору бобра.
-
Играть в бадминтон.
Наступили на гнездо жаворонка полевого.
-
Накроем стол.
Остался мусор.
-
Уберём мусор в укромное место.
Загрязнение природы отходами.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4