Конспект урока «Воздух - смесь различных газов»

Данный урок посвящен изучению воздуха... Рассматривается газовый состав воздуха, химические и физические свойства воздуха. Урок может быть применен как при проведении урока природоведения в пятом  классе на тему «Состав воздуха», так и при изучении темы «Атмосфера- газовая оболочка земли» при проведении урока географии в шестом классе. Урок имеет метапредметные связи с неорганической химией (проведение различных химических опытов с воздухом). В ходе урока учениками выполняется практическая работ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме: «Воздух- смесь различных газов» (метапредметный подход в преподавании географии)

Учитель: Мищенко Л.И.

Цели урока:

  1. Сформировать знания учащихся о составе воздуха и его значении в природе, областях применения составных частей воздуха.

  2. Раскрыть влияние хозяйственной деятельности человека на изменение состава воздуха.

  3. Содействовать формированию экологического мышления.

  4. Развивать умение обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания из смежных учебных предметов, работать с таблицами.

  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование:

  1. Портрет А.Лавуазье.

  2. Выставка литературы по проблеме изучения состава и свойств воздуха.

  3. Полиэтиленовые пакеты, бутылки с минеральной водой, воздушные шары, зеркало, спиртовка, спички, лабораторный штатив, лучинка, гербарный образец бобового растения.

  4. Реактивы: перманганат калия, кусочки мела, соляная кислота.

  5. Таблицы «Состав воздуха» на каждую парту.

  6. Мультимедийная установка.

Используемая литература:

  1. Природоведение.

  2. И. А. Юсупова «Экологическое образование на уроках природоведения и во внеклассной работе в начальной школе». Изд. Благовещенск, 1993г.

Литература для учащихся:

  1. Энциклопедия «Я познаю мир. География»

  2. Энциклопедия «Всё обо всем» т.9

  3. Энциклопедия «Все обо всем» т.1

Предварительная подготовка: за неделю до урока учитель дает задание двум учащимся выучить стихотворения о воздухе.

План изучения нового материала:

  1. Значение воздуха.

  2. Вклад ученых-химиков в изучение состава воздуха.

  3. Состав воздуха.

А) Свойства кислорода, углекислого газа, азота.

Б) Опыты, демонстрирующие свойства и способы получения этих веществ.

4.Изменение состава воздуха под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя географии:

Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Каждый человек должен попытаться познать этот мир. И в этом нам помогут такие науки как природоведение и химия. А тему сегодняшнего урока нам поможет определить загадка.

Учитель: (загадывает загадку)

Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух).

Сегодня на уроке мы узнаем о свойствах воздуха, его составе. Значение воздуха для живых организмов очень велико. Вот, что говорится в древнеегипетской притче:

«Речь, Зрение, Слух, Мысль, Дыхание состязались друг с другом, говоря: «Я- песнь, я-песнь». Они сказали: «Хорошо, оставим этом тело, и пусть будет песней тот из нас, кто, выйдя из тела, заставит его упасть».

Речь вышла из тела, но тело продолжало существовать, лишенное речи, поглощая пищу и питье.

Зрение вышло из тела, но тело продолжало существовать, не видя, поглощая воду и питье.

Слух вышел и тела, но тело продолжало существовать, не слыша, поглощая воду и питье.

Мысль вышла из тела, но тело продолжало существовать, не мысля, поглощая воду и питье.

Дыхание вышло из тела. Тело упало. Оно разложилось. И о теле сказали: «тело стало телом»

Учитель обращается к учащимся: Как вы думаете, в чем смысл этой притчи?

Действительно, без пищи можно прожить более двух месяцев. Без воды- пару суток. А без воздуха не протянешь и пяти минут.

Эта притча говорит о том, что еще наши предки хорошо понимали, что без воздуха нет жизни. И всем известная поговорка: «Это нужно как воздух» отражает важное значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Воздух содержится буквально во всем, что нас окружает: в воде, твердых веществах, организмах. Живые организмы вдыхают и выдыхают воздух. Какими же свойствами обладает воздух? (Учащиеся берут полиэтиленовые пакетики и надувают их).

Вопросы к учащимся:

- Что находится в пакетике?

- Какими свойствами обладает воздух? (без цвета, вкуса, запаха)

Воздух является смесью различных веществ, в основном- газов. Воздух нужен всем: людям, животным, растениям.

Чем же объясняется такое важное значение воздуха? Оно объясняется его составом.

Учитель:

Шведский химик Кар Вильгельм Шееле, проводя опыты с воздухом в 1770 году, обнаружил газ, без которого не горит ни одно вещество.

Такое же открытие сделала Джосеф Пристли. Исследователи назвали его огненным газом. Позднее французский химик А. Лавуазье назвал этот газ кислородом.

Кислороду посвящено стихотворение. (Читает ученик)

Из атомов мир создавала природа.

Два атома легких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды.

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он вернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения…

Роль кислорода на нашей Земле

Понял ученый Лавуазье.

Учитель задает вопросы:

О каком газе речь шла в стихотворении?

Какие вещества образует кислород? (воду, песок, лед)

Какое значение имеет кислород в природе? (благодаря кислороду появилась жизнь на Земле).

Да, значение кислорода очень велико. Именно кислород, попадая в организм человека, делает жизнетворной кровь, питающую клетки и ткани. Один человек за сутки выпивает из воздушного океана 11 тыс. литров воздуха, в котором содержится кислород. Благодаря кислороду существует жизнь на Земле, им дышат все живые организмы. Запасы кислорода восполняются благодаря растениям, которые выделяют этот газ. Особенно много кислорода выделяют леса.

Сейчас мы получим этот газ с помощью опыта и посмотрим, какими свойствами он обладает.

Опыт№1.

В лабораторный штатив помещается пробирка с перманганатом калия. Нагревается на огне спиртовки. Кислород выделяется через отверстие пробирки по газоотводной трубке и собирается в химическом стакане. Тлеющая лучинка, помещенная в стакан с кислородом, вспыхивает.

Какой газ мы получили? (Ответ учащихся)

Какие свойства этого газа мы обнаружили? (Ответы учащихся)

Итак, кислород- газ, который:

-бесцветный, без вкуса и запаха, неядовит.

- кислород тяжелее воздуха.

- малорастворим в воде.

- поддерживает горение.

- химический знак его- О2

Значение кислорода:

-необходим для дыхания, горения

- применяется в медицине для облегчения

- кислородные маски необходимы при полетах в космос, при работе под водой.

Сейчас мы обнаружим газ, который тоже входит в состав воздуха.

Опыт№2. В пробирку помещаются кусочки мела, добавляется соляная кислота. Пробирка закрепляется в лапке штатива. Тлеющая лучинка, помещенная в атмосферу углекислого газа, гаснет.

Вопросы к учащимся:

-Какой газ мы получили?

- Какое свойство этого газа вы отметили бы? (не поддерживает горение, бесцветный, без вкуса и запаха, в больших количествах ядовит).

Значение углекислого газа в природе тоже очень велико. Из него растения создают крахмал- необходимое для них питательное вещество. (Показать)

Также его применяют для газирования напитков (показать- открыть бутылку с минеральной водой)

Свойство углекислого газа, не поддерживать горение, применяется в огнетушителях.

Углекислый газ, содержащийся в воздухе, растения очень быстро израсходовали бы полностью. Но обитатели животного мира являются его неисчерпаемой кладовой. Во время движения в их организмах сгорают питательные вещества, освобождая при этом свою скрытую энергию. Питательные вещества окисляются, соединяясь с кислородом, и в результате как продукт отхода, образуется углекислый газ. Он перенаправляется в легкие, а оттуда наружу, в воздух, так что его запас пополняется снова и снова.

Еще одной составной частью воздуха является азот. Он занимает самую большую часть воздуха. Воздушный азот растения и животные усваивать не умеют. Но существуют бактерии, которые могут поглощать его в земле. Вот какие клубеньки образуют бактерии на корнях гороха, фасоли. В них в виде соединений содержится азот. (Показать)

На землю азот попадает вместе с каплями дождя и пылью. Бактерии, соединяя азот с другими элементами, образуют минеральные азотистые соединения. Главным образом, соли, растворенные в воде, всасывающиеся растениями.

Из каких же газов состоит воздух?

Соотношение количеств газов в воздухе (по диаграмме).

Сейчас проверим, что вы запомнили.

Заполнение таблицы учащимися «СОСТАВ ВОЗДУХА».

Учитель контролирует выполнение задания.

Затем- проверка правильности заполнения таблицы.

Название вещества

Химический знак

Свойства

Значение

Кислород

О

Цвет- нет

Вкус- нет

Запах- нет

Поддерживает горение, Растворяется в воде

Необходим для дыхания

Углекислый газ

СО2

Цвет- нет

Вкус- нет

Запах- нет

Не поддерживает горение, Растворяется в воде,

Ядовит.

Образует крахмал в растениях

Азот

N

Цвет- нет

Вкус- нет

Запах- нет

Растворяется в воде,

Неядовит.

Образует в почве вещества,

Которые являются удобрениями для растений.

В воздухе могут содержаться и примеси, например, вода. Она может образовываться в результате дыхания. Проверим это. (Учащиеся берут зеркальце и дышат на него. Появляются капельки воды)

Учитель:

Состав трех основных газов в атмосфере неизменен, но и в результате природных явлений в воздухе можно обнаружить достаточное количество пыли, сажи. Главным источником пыли в нижних слоях атмосферы являются безводные пустыни и степи при суховеях, сопровождающихся ветрами.

Ученик:

Прозрачней стекла.

Был снег белоснежным

И дождь, как слеза,

Сияла на солнце небес бирюза.

Планету

Природы искусный резец

Мильонами лет

Превращал в образец.

Но… сейчас

Истыкали трубы просторы небес.

Отравлены воды, испакощен лес.

Плывут облака,

Точно черная ночь:

Дышать и животным, и людям невмочь…

Учитель:

Предприятия выбрасывают в атмосферу частицы пыли, которая соединяется с вредными веществами образует смог, становится трудно дышать. Смог можно наблюдать в больших городах.

Одна крупная электростанция выбрасывает ежедневно 1200 тонн золы, 600 тонн сернистого газа. Поэтому нужно принимать меры, что бы обеспечить чистоту воздуха и сохранить его газовый состав.

Нужно помнить, что в помещениях, где скапливается много народа, изменяется состав воздуха. Уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа. Появляется головокружение, слабость, головная боль. Становится трудно дышать. Что же нужно делать, что бы поддерживать нормальный состав воздуха в классе? (Ответы учащихся)

Учитель подводит итог сказанному:

  1. Необходимо проветривать класс.

  2. На перемене нужно выходить из класса.

  3. Проводить влажную уборку, что бы уменьшить количество пыли.

  4. Нельзя чистить одежду в помещении.

  5. В классе желательно иметь комнатные растения.

Учитель подводит итог:

Что интересного вы узнали на уроке?

Теперь проверим, как вы усвоили материал.

Учитель географии предлагает разгадать кроссворд.

Итоги урока. Учащиеся записывают вывод: воздух- смесь газов.

Далее- оценивание работы учащихся и домашнее задание.

© 2010-2022