Конспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Горные породы и минералы, слагающие земную кору».

Цели: дать знания учащимся о горных породах; формировать умения различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.

Оборудование: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема залегания горных пород.

Ход урока

  1. Организационный момент

  • Приветствие

  • Подготовка к работе

  • Наличие учащихся


  1. Повторение пройденного материала (Фронтальный опрос)

- Как устроена Земля?

- Для чего изучают земные глубины?

- Какие горные породы вы знаете?

- С какими горными породами вы познакомились на экскурсии?

Вывод: минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с горными породами, слагающие земную кору. А урок сегодня будет не совсем обычный. В течение урока я вам буду рассказывать сказку, а вы должны будете внимательно меня слушать и по ходу выполнять предложенные мною задания.

Итак, слушаем меня внимательно.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать, да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а коли найдешь - будешь ты царем».

Отправился Иван, Закиров сын, в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с Золотой крышей, а над ним надпись - «ЛИТОСФЕРА». Прочитал Иван надпись и призадумался.

- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «Литосфера».

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть в вашей стране таковой?» - отвечает Иван. «Есть - то он есть, но найти его не просто. Хранится он глубоко под Землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Для этого тебе нужно вырыть глубокий колодец», - ответил ему старик.

Взял Иван Закиров сын в руки лопату, и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на доске можно нарисовать условные знаки эти полезных ископаемых)

- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану в виде таблицы:

Происхожде

ние


Название


Цвет


Твердость

Пачкает ли руки?


Где применяется

осадочные

- песок

- глина

- мел

- соль каменная


магматические

- бурый железняк

- магнитный железняк

- руды полезных металлов


метаморфические

- кварц

- мрамор

- гнейс

- алмаз


Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.

Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.

- Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому их называют магматическими. Ребята, найдите эти породы в коллекции и опишите их.

Совсем глубоко опустился Иван-Царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:

пКонспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)Конспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)Конспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)есок песчаник кварцит кварц;

иКонспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)звестняк мрамор;

гранит гнейс;

гКонспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)Конспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)рафит алмаз.

Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.

Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала, на троне, сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»

- Ребята, давайте поможем Ивану отгадать загадки.

1. Черен, как ворон,

а греет, как солнце. (Уголь)

2. Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберешься. (Мел)

3. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (Соль)

«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ открывают любые замки и двери», - сказала царевна.

Поклонился Иван царевне и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем уме вспомнить путь обратно.

4. Закрепление

Работа с текстом учебника.

- Дайте определение осадочные горные породы.

- Где можно встретить осадочные горные породы?

- Где и как образуются химические горные породы?

- Рассмотрите рисунок «Образование органических пород»

- Какие породы называют магматическими горными породами?

- Прочитайте, как они образуются.

- Что такое метаморфические горные породы?

5. Итог, оценивание.

6. Домашнее задание

§ 17, зад.5 стр. 44 (заполнить таблицу):

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Магматические

Осадочные

Метамор-фические

глубинные

излившиеся

неорганические

органические

обломочные

химические

гранит

диорит

габбро

пемза

базальт

андезит

липарит

песок

глина

песчаник


поваренная соль

калийная соль

гипс

горючие сланцы

известняк

уголь

нефть

гнейс

мрамор

кварцит


© 2010-2022