- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)
Конспект урока по географии на тему: Горные породы и минералы (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова Н.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Горные породы и минералы, слагающие земную кору».
Цели: дать знания учащимся о горных породах; формировать умения различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.
Оборудование: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема залегания горных пород.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Приветствие
-
Подготовка к работе
-
Наличие учащихся
-
Повторение пройденного материала (Фронтальный опрос)
- Как устроена Земля?
- Для чего изучают земные глубины?
- Какие горные породы вы знаете?
- С какими горными породами вы познакомились на экскурсии?
Вывод: минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с горными породами, слагающие земную кору. А урок сегодня будет не совсем обычный. В течение урока я вам буду рассказывать сказку, а вы должны будете внимательно меня слушать и по ходу выполнять предложенные мною задания.
Итак, слушаем меня внимательно.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать, да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а коли найдешь - будешь ты царем».
Отправился Иван, Закиров сын, в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с Золотой крышей, а над ним надпись - «ЛИТОСФЕРА». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «Литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть в вашей стране таковой?» - отвечает Иван. «Есть - то он есть, но найти его не просто. Хранится он глубоко под Землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Для этого тебе нужно вырыть глубокий колодец», - ответил ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату, и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на доске можно нарисовать условные знаки эти полезных ископаемых)
- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану в виде таблицы:
Происхожде
ние
Название
Цвет
Твердость
Пачкает ли руки?
Где применяется
осадочные
- песок
- глина
- мел
- соль каменная
магматические
- бурый железняк
- магнитный железняк
- руды полезных металлов
метаморфические
- кварц
- мрамор
- гнейс
- алмаз
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.
- Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому их называют магматическими. Ребята, найдите эти породы в коллекции и опишите их.
Совсем глубоко опустился Иван-Царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
песок песчаник кварцит кварц;
известняк мрамор;
гранит гнейс;
графит алмаз.
Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала, на троне, сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
- Ребята, давайте поможем Ивану отгадать загадки.
1. Черен, как ворон,
а греет, как солнце. (Уголь)
2. Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел)
3. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ открывают любые замки и двери», - сказала царевна.
Поклонился Иван царевне и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем уме вспомнить путь обратно.
4. Закрепление
Работа с текстом учебника.
- Дайте определение осадочные горные породы.
- Где можно встретить осадочные горные породы?
- Где и как образуются химические горные породы?
- Рассмотрите рисунок «Образование органических пород»
- Какие породы называют магматическими горными породами?
- Прочитайте, как они образуются.
- Что такое метаморфические горные породы?
5. Итог, оценивание.
6. Домашнее задание
§ 17, зад.5 стр. 44 (заполнить таблицу):
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Магматические
Осадочные
Метамор-фические
глубинные
излившиеся
неорганические
органические
обломочные
химические
гранит
диорит
габбро
пемза
базальт
андезит
липарит
песок
глина
песчаник
поваренная соль
калийная соль
гипс
горючие сланцы
известняк
уголь
нефть
гнейс
мрамор
кварцит