- Преподавателю
- География
- Разработка обобщающего урока по географии Население России
Разработка обобщающего урока по географии Население России
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Авдеева М.Г. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КВЕСТ -ИГРА по географии
9 класс.
(Игра проводилась в сельской малокомплектной школе, где всего 6 учеников в 9 классе, каждый сумел показать свои знания по теме.)
Тема: «Население России»
Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Население России»
Задачи: проверить уровень усвоения знаний;
развивать память, наблюдательность, мышление, внимание;
развивать познавательный интерес и творческую активность.
Оборудование: политико-административная карта России, атласы, карточки с вопросами, листы с отпечатанными на них кроссвордами.
Ход игры
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок. Он будет в игровой форме. Называется игра квест. Что такое квест - игра. В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать - предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Квест предполагает выполнение какого-нибудь задания. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует пошевелить мозгами, чтобы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Учитель : Класс делится на 2 команды. Каждая команда получает маршрутный лист и начинает движение по станциям согласно своему маршрутному листу. На каждой станции выполняются задания, ответы записываются в маршрутный лист. Задания оцениваются в 5 баллов.
Маршрутный лист
Ф.И.О
Станции
1
2
3
4
5
6
7
Итоги
«Покажи»
«Дай»
«Найди»
«Узнай»
«Ответь»
«Назови»
«Реши»
Баллы
Учитель: На каждой станции 3 задания разного характера. Если команда выполняет все 3 задания правильно, получает 5 баллов, если 2, то 4 балла, если 1, то 3 балла. Если в ответах есть ошибки, то снижается еще на 1 или 2 балла. В итоге команда, набравшая наибольшее количество баллов считается победившей, все обучающиеся получают оценки «5. Следовательно, проигравшая команда может заработать за игру оценку «4» и соответственно «3», если допускает грубые ошибки в ответах.
Учитель: Итак, ребята, цель нашей игры обобщить знания по определенной теме, какой вы узнаете позже, проверить уровень усвоения знаний, развивать память, наблюдательность, мышление, внимание, развивать познавательный интерес и творческую активность. А главная задача закрепить знания и получить соответствующие оценки.
Разминка «РАЗГАДАЙ»
Задание: разгадав кроссворд, узнайте тему игры.
(Обучающиеся разгадывают кроссворд. Команда, выполнившая задание быстрее записывает тему игры на доске)
1. «ПОКАЖИ»
Задание: покажите на административной карте субъекты Российской Федерации
1) Республика Адыгея
2) Амурская область
3) Красноярский край
1) Камчатский край
2) Еврейская авт. область
3) Республика Бурятия
2. «ДАЙ»
Задание: дайте определения терминам
1) Урбанизация 1) Миграция
2) Рождаемость 2) Депопуляция,
3) Естественный прирост 3) Смертность,
3. «УЗНАЙ»
Задание: узнайте народ по описанию
1.. Верующие - православные. Религией были шаманство, промысловые и семейные культы (чукчи)
2. Язык с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. (русские)
3. Большая их часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов.(евреи)
1. Традиционным крестьянским жилищем была хата, глинобитным полом, соломенной крышей, как правило, внутри и снаружи побеленная.(украинцы)
2. Верующие - мусульмане-сунниты.( чеченцы»
3. Их язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи.(карелы)
4. «НАЙДИ»
Задание: найдите определение термина
1.Мегалополис 1. Городская агломерация
2. Инфраструктура 2. Эмиграция
3. Иммигранты 3. Депортация
Ответы:
-
Наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций.
-
Совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
-
Граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территории другого государства.
-
Компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями.
-
Выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам.
-
Насильственное переселение.
-
«ОТВЕТЬ»
Задание: ответьте на поставленные вопросы
1) Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему?
(В европейской части России проживает около 70% населения России, т. к. здесь - историческое ядро России, Россия - заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия).
2) Каковы причины миграции?
(Экономические - трудовая миграция, политические - беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные мигранты).
3) В чем экономическое значение миграции?
(Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий).
4) Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы?
(В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи, которая входит в трудоспособный возраст. А экономика таких районов имеет низкий уровень развития. В этих районах преобладает сельское хозяйство. Рабочих мест не хватает, т. к. скорость создания новых рабочих мест низкая).
5) Почему села не должны быть очень крупными?
(Основное занятие жителей села - сельское хозяйство. Объектом труда является земля (пашни, пастбища). Расстояние до обрабатываемых земель не должно быть большим. Чем крупнее населенные пункты, тем дальше приходится добираться с места работы до дома).
6) Какой город Центрального района России «носит» мужское имя? Почему?
(Владимир)
-
«НАЗОВИ»
Задание: назовите столицы субъектов Российской Федерации
-
Республика Хакасия 1. Республика Тыва
-
Пермский край 2. Архангельская область
-
Ненецкий Автономный округ 3. Забайкальский край
-
«РЕШИ»
Задание: решите тесты
-
Численность населения России с 1897 г. увеличилась примерно на:
а) 15 млн. чел.; б) 30 млн. чел.; в) 50 млн. чел.; г) 80 млн. чел.
-
Максимальная численность населения России была зафиксирована в:
а) 1990 г.; б) 1991 г.; в) 1992 г.; г) 1993 г.
-
В настоящее время высокий естественный прирост населения наблюдается в республиках:
а) Саха (Якутия) и Ингушетии;
б) Карелии и Коми:
в) Северной Осетии и Удмуртии;
г) Кабардино-Балкарии и Мордовии.
-
В бассейне реки Оби живут:
а) тувинцы; б) якуты; в) ханты; г) калмыки.
-
Наименьшая плотность населения в России наблюдается в:
а) Архангельской области;
б) Красноярском крае;
в) Республике Коми;
г) Республике Саха (Якутия).
-
Какие миграции влияют на численность населения страны?
а) Внешние и внутренние;
б) только внешние;
в) только внутренние;
г) миграции не влияют на численность.
-
В какой строчке правильно названы города-миллионеры России?
а) Пермь, Челябинск, Харьков;
б) Иркутск, Хабаровск, Владивосток;
в) Омск, Казань, Челябинск;
г) Волгоград, Екатеринбург, Саратов.
-
На территории европейской части России проживают:
а) мордва, ненцы, карелы;
б) ненцы, юкагиры, якуты;
в) калмыки, башкиры, чукчи;
г) эвены, ительмены, алтайцы.
-
Доля трудовых ресурсов в населении страны составляет:
а) 40%; б)60%; в) 70%; г) 50%.
-
Численность населения России составляет:
а) 90-95 млн. чел.; б) 120-125 млн. чел.; в) 140-150 млн. чел.; г) 210-220 млн. чел.
-
Средняя плотность населения в России составляет:
а) 1-5 чел. на кв. км; б) 6-10 чел. на кв. км; в) 10-15 чел. на кв. км; г)15-20 чел. на кв. км.
-
Самая большая плотность населения в России наблюдается в:
а) Белгородской области; в) Республике Северной Осетии;
б) Мурманской области; г) Республике Бурятии.
-
Когда в России начался отток населения из сельской местности в города?
а) Во второй половине XVIII в.;
б) в первой половине XIX в.;
в) во второй половине XIX в.;
г) в первой половине XX в.
-
Для какой пары экономических районов характерна наименьшая доля городского населения?
а) Северо-Западный и Северо-Кавказский;
б) Северо-Западный и Центральный;
в) Северо-Кавказский и Центрально-Чернозёмный;
г) Центральный и Центрально-Чернозёмный.
-
Доля городского населения в России составляет:
а) 50-60%; б) 60-70%; в) 70-80%; г) 80-90%.
-
В какой строчке правильно названы народы России, численностью более 1 млн. чел.?
а) Мордва, белорусы, украинцы;
б) русские, татары, украинцы;
в) немцы, поляки, грузины;
г) литовцы, узбеки, башкиры.
-
Какая из перечисленных религий России идет после христианства?
а) Буддизм; б) ислам; в) иудаизм; г) индуизм.
-
Наиболее высокий уровень безработицы отмечен в:
а) Москве; б) Ханты-Мансийском АО; в) Курской области; г) Республике Дагестан.
Рефлексия
Подведение итогов
Награждение