Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите

Конспект урока по географии соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок изучения нового материала. Основан на проблемно-диалогической технологии. Для формулирования проблемы урока и темы урока было бы уместно использовать интернет, т.к. при интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ: стимулируется познавательный интерес к географии; создаются условия для мотивации учащихся к учению; развивается мышление и творческие способности ребёнка; формируется активная жизненная позиция в современном обществе. Обучающиеся смогут увидеть в реальном времени состояние погоды в Австралии и сравнить с состоянием погоды в России, что поможет им легко сформулировать проблему. Такой подход можно назвать деятельностным.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 5. Тема урока «Движения Земли по околосолнечной орбите»



Цели и задачи:

Создать условия для:

  • предметные: понимания и объяснения причин и следствий движений Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца; значения этих движений для жизни на Земле; понимания и объяснения понятий: тропики, полярные круги, полярный день, полярная ночь, равноденствие, день солнцестояние

  • метапредметные: развития мыслительной деятельности обучающихся, таких как, умений устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести её; умение; развития способности сравнивать, анализировать, делать умозаключения и выводы;

личностные: развития коммуникативных навыков и умений работать в группе: договариваться, приходить к общему мнению; формирования представлений обучающихся о целостности природы через использование стихов;

Универсальные учебные действия:

1) личностные: формирование картины целостности природы;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, осознавать конечный результат решения проблемы, оценивать достигнутые результаты;

3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести; развития способности сравнивать, анализировать, делать умозаключения и выводы;

4) коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).

Оборудование:

Теллурий, таблица «Годовое движение Земли», глобус, атлас, учебник.

Видеоролик « Годовое движение Земли», презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового материала

Урок

Этапы урока

Этап

Цель.

Задания

Деятельность обучающихся

Контроль

Источник информации

I. Постановка

проблемы

3 мин








Развитие учебной

мотивации обучающихся









Наш урок я хочу начать с отрывка стихотворения

Г. Усовой "Австралия"

Австралия - страна наоборот,

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето.

…..

Австралия - страна наоборот.

Почему Австралию автор называет «страна наоборот»?, где находится этот материк?

Когда я прочитала это стихотворение, то мне пришла в голову такая мысль - интересно, а что сейчас делают австралийцы, в то время, когда у нас стоят тридцатиградусные морозы. Я вошла в Интернет, и с помощью веб-камеры, оказалась на побережье Австралии. Хотели бы вы совершить такое перемещение за считанные секунды? Тогда я приглашаю вас побывать в Австралии всем вместе. А вы прокомментируйте всё, что увидите - какая погода в Австралии, чем занимаются люди. Итак, перемещаемся. Что вы видите?

- Какой логичный вопрос, в связи с этим фактом, возникает?

tvway.ru/index.php?file=10863

geocam.ru/view/cam396x1621_bondi_beach_webcam_australia.html

Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите

Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите











- Почему, сейчас у нас зима, а в Австралии лето?


Презентация

Слайд 1















Слайд 2

















Слайд 3






II. Актуализация знаний

3 мин

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала

- Для того, чтобы найти ответ на наш вопрос, нам понадобятся знания о движениях Земли, которые вы получили на уроках естествознания в начальной школе.



Беседа:

- Какие виды движений Земли вам известны?

- Что Вам уже известно об осевом движении Земли? Что происходит при этом на Земле?

- Что известно об орбитальном движении Земли?



- Что обозначает выражение «Солнце в зените»?


-О движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

- Земля делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа.

-на освещённой стороне Земли день.

- Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней и 6 часов. Один оборот вокруг Солнца равен одному году.

- Солнце в зените, т.е. угол падения его лучей 90 0 по отношению к поверхности Земли

Фронтальный

Слайд 4





Слайд 5

III. Изучение нового материала 13 мин

2. Изучение нового материала

Сформировать представления о видах движения Земли и их следствиях.

  1. Объяснение учителя

- Земля совершает всего одиннадцать различных движений, из которых для нее наиболее важными являются два: суточное вращение вокруг своей оси, годовое вращение по эллипсу вокруг Солнца. Эти движения Земли очень влияют на нашу жизнь.

- Прочитайте последний абзац на стр. 67 и расскажите, какие ещё особенности движения Земли вокруг своей оси Вы отметили?



- Как расположена ось Земли по отношению к орбите вращения?

- Как влияет такой наклон на количество тепла и света, получаемое Землёй

Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите



- Равномерно ли освещаются полушария? Почему?

Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите



- Когда Солнце будет освещать оба полушария одинаково?



2. Демонстрация (теллурий).

Проследите за изменением положения полушарий в разные времена года. Что вы заметили относительно их освещённости в разное время?

3. Работа с учебником.

- Прочитайте текст на странице 68-69 и ответе на вопросы:

- Когда бывает день летнего солнцестояния и что это за явление? В каком месте, относительно Земли, Солнце будет в зените? Что происходит в этот день?

- Что происходит при этом на полюсах Земли? Как обозначают границу полярной ночи?

Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите- Когда бывает день зимнего солнцестояния и что это за явление? В каком месте, относительно Земли, Солнце будет в зените? Что происходит в этот день?



-Что происходит в этот день на полюсах Земли?

- Какие дни мы называем днями равноденствия? Почему эти дни имеют такое название?Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите



- Когда Земля вращается, то на стороне, обращённой к Солнцу день, а на противоположной стороне ночь. Северный полюс всегда направлен в сторону Полярной звезды

- Ось вращения наклонена под углом 66, 5 градусов.

-Одно полушарие получает больше тепла и света, чем другое.



-Нет, неравномерно.

Когда лучше освещено Северное полушарие, то Южное полушарие получает меньше света.

-Когда его лучи будут падать на экватор.

- Когда Земля меняет своё положение относительно Солнца, то солнечные лучи освещают лучше то одно, то другое полушарие.

22 июня, Солнце на 23,50 - на Северном тропике. Освещено лучше Северное полушарие. На Северном полюсе - полярный день, на Южном - полярная ночь. Граница - полярный круг.

22 декабря, Солнце на 23,50 - на Южном тропике. Освещено южное полушарие. На Северном полюсе - полярная ночь, на Южном - полярный день.

Фронтальный опрос







Слайд 6







Слайд 7











Слайд 8





Слайд 9

IV. Закрепление.

10 мин

Просмотр видеопрезентации. Заполнение таблицы (на доске и в тетрадях).

-Внимательно просмотрите видеоролик и заполните таблицу, распределившись по группам.

Положе-ние Земли

Называние дня

Где Солнце находится в зените

Время года в нашем крае

Время года в Австралии

Явления на полюсах

22 июня

Летнего солнцестояния

Северный тропик - 23,50с.ш.

лето

зима

На сев.пол.- поляр. день, на юж. - поляр. ночь

23 сентября

Осеннего равноденствия

Экватор - 00

осень

весна

Переходный период

21 декабря

Зимнего солнцестояния

Южный тропик -23,50ю.ш.

зима

лето

На юж.пол.- поляр. день, на сев. - поляр. ночь

21 марта

Весеннего равноденствия

Экватор - о0

весна

осень

Переходный период

- А теперь ответьте на проблемный вопрос, который мы поставили вначале урока: почему, когда в Северном полушарии зима, то в Южном - лето?

Проверка на доске

Каждый заполняет по 1 строке, остальные - контролируют.

Проверка: на доске заполняем по столбцам (1-5 группа), а 6 проверяет верность заполнения, сравниваем с таблицей презентации

Годовое вращение Земли - видеоролик

Слайд 11

V. Физпауза 3 мин

Вспомним стороны горизонта, сделайте три наклон, показав, где на карте север, три на восток, три на запад, вращение туловищем в сторону осевого вращения Земли

VI. Итоговый контроль

5 мин.



Работа на индивидуальных листах.

Вариант 1.

Выберите правильный ответ и запишите его около номера задания.



1. Точка, в которой Солнце бывает в зените только один раз в году

а) Северный или Южный тропик

б) экватор

в) Северный или Южный полярный круг

2.Самый длинный день в Южном полушарии

а) 22 июн я

б) 23 сентября

в) 22 декабря

г) 21 марта

3.Точка, в которой Солнце находится в зените 23 сентября

а) северный тропик

б) южный тропик

в) экватор

г) северный полярный круг

д) южный полярный круг

4. Выбери правильное утверждение

Смена времён года происходит благодаря

а) наклону оси Земли

б) осевому вращению Земли

в) орбитальному вращению Земли

г) наклону Земли и осевому вращению

д) наклону Земли и орбитальному вращению

5. Выбери положение Земли, в котором будете находиться Земля 21 марта. Запиши в ответе цифру, соответствующую этому положению.

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите

Вариант 2.

Выберите правильный ответ и запишите его около номера задания.



1.Точка, в которой Солнце бывает в зените два раза в году

а) Северный или Южный тропик

б) экватор

в) Северный или Южный полярный круг

2. Самый короткий день в Южном полушарии

а) 22 июня

б) 23 сентября

в) 22 декабря

г) 21 марта

3. Точка, в которой Солнце находится в зените 21 марта

а) северный тропик

б) южный тропик

в) экватор

г) северный полярный круг

д) южный полярный круг

4. Выбери правильное утверждение

Смена времён года происходит благодаря

а) наклону оси Земли

б) осевому вращению Земли

в) орбитальному вращению Земли

г) наклону Земли и осевому вращению

д) наклону Земли и орбитальному вращению

5. Выбери положение Земли, в котором будете находиться Земля 22 июня. Запиши в ответе цифру, соответствующую этому положению.

Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбите

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

Групповая работа.

Подведение общих итогов на доске, выявление ошибок, выставление оценок группам Самоанализ и самооценка обучающихся

















0 ошибки- «5»

1 ошибки - «4»

2 ошибки - «3»

3 ошибки - «2»

















Взаимопроверка:



Задание

Ответы 1 вариант

Ответы 2 вариант

1

2

3

1

3

3

5

5

4

3

Итог:

Максимум 5

Максимум 5













VII. Домашнее задание 2 мин

Стр. ответить на вопросы параграфа)





© 2010-2022