- Преподавателю
- География
- Урок географии 9 класс Электроэнергетика России
Урок географии 9 класс Электроэнергетика России
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чудина Е.В. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Рыбинская средняя общеобразовательная школа
Ольховского муниципального района Волгоградской области
ул. Центральная 52, с. Рыбинка Ольховский район, Волгоградская область, 403661.
Тел. (факс)8 - (84456) - 5 - 82 -01
E-mail: [email protected]
Методическая разработка урока географии в 9 классе
«Электроэнергетика России»
Работу выполнила
учитель географии
Чудина Елена Владимировна
2015
БЛАНК УЧАСТНИКА
Конкурса методических разработок
ФИО
Чудина Елена Владимировна
Контактные данные
(телефон, электронная почта)
8- 927-502-18-15
Chydina2yandex.ru
Место работы
МКОУ Рыбинская СОШ
Должность, стаж работы
Учитель географии, стаж работы 10 лет.
Предмет
География
Класс
9 класс
Тема и номер урока в теме
Раздел программы: «Топливно-энергетический комплекс России» Номер урока в теме: 3
Базовый учебник
В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. Население и хозяйство. Издательство Дрофа, Москва 2013.
Учебно-методический комплект
В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. Население и хозяйство. Издательство Дрофа, Москва 2013. Поурочные разработки по географии 9 класс, Рабочая тетрадь по географии для 9 класса, по теме «Население. Хозяйство. Районы России».
Цели урока: сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системе нашей страны. Знать типы электростанций и понимать, что такое единая энергетическая система России. Определять преимущества и недостатки каждого типа электростанций. Уметь определять факторы размещения электростанций.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: актуализация новых знаний и умений.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, проект презентации «Электроэнергетика России» для учащихся.
Этапы урока
(время)
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивационно-целевой этап
(1 мин)
Создание благоприятного климата на уроке
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание обучающихся.
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение
-
Актуализация знаний предыдущего урока и формулировка темы и целей урока (6 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий
Предлагает тест по теме:
«Топливная промышленность»
(слайд 1)
Проблемный вопрос урока: Возможно ли в современном обществе жизнь без электроэнергии?
Мы можем приводить множество примеров и подтверждений того, что без электроэнергии жизнь практически невозможна
Сегодняшний урок позволит нам систематизировать наши знания о ТЭК России, сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системе страны (ЕЭС России).
Тема урока: «Электроэнергетика России»
Выполняют тест
Ответы учащихся (Сейчас в эпоху НТР жизнь без электроэнергии невозможна. Прекратила свое развитие промышленность, строительство, даже в школах и наших домах без электроэнергии мы не сможем жить. Не нагреем чайник, не погладим одежду. Не сможем сохранить продукты питания.
Учащиеся записывают тему урока.
Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
-развитие умения формулировать тему и цель урока
Коммуникативные:
Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать
Личностные:
развитие логического мышления.
-
Усвоение новых знаний (12 мин.)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы
На прошлом уроке мы с вами говорили о ТЭК России, в его состав входит и электроэнергетика страны.
Электроэнергетика относится к одной из самых главных отраслей НТР и очень широко используется во всех сферах человеческой деятельности.
(слайд 2)
Вопросы: Где же производится энергия и как она поступает в наши дома, школы, больницы и предприятия?
Вопрос: Какие энергоресурсы требуются для производства электроэнергии?
(слайд 3)
Электроэнергетика - отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).
Вывод: Электроэнергетика - производит энергию на электростанциях, энергоресурсами для которых являются - топливо (это может быть природный газ, мазут, уголь), энергия воды, энергия ядерного топлива. И сейчас во всем мире строят электростанции, которые используют возобновляемые виды энергии: энергия солнца, ветра, приливов и т.д.
Типы электростанций: (слайд 4)
Вопрос: Давайте с Вами определим преимущества и недостатки ТЭС (слайд 5 - 6)
- Преимущества и недостатки ГЭС, АЭС. Особенности их размещения (слайд 7 - 12)
(слайд 11)
- Как вы понимаете нетрадиционные возобновляемые источники энергии?
Возобновляемые источники энергии у нас в стране используются ограниченно. На Камчатке и Курильских островах построены 3 геотермальные электростанции - Верхнемутновская, Мутновская и Паужетская. В губе Кислая Баренцева моря создана и работает приливная электростанция - Кислогубская. Электроэнергия, которая вырабатывается на этих электростанциях очень дорогая.
Вот поэтому для того что бы потребитель был надежно снабжен электроэнергией и не допустить ее перепроизводства, все электростанции соединяют линиями электропередачи (ЛЭП) в единую енергетическую систему.
- Что включает в себя ЕЭС России? (слайд 12 )
- Что включает в себя электроэнергетика Волгоградской области?
(слайд 13)
- Как электростанции разных типов влияют на окружающую среду? (слайд 14 - 15)
Вспоминают состав ТЭК России.
Отвечают на вопросы (Электроэнергия производится на электростанциях и по ЛЭП поступает к нам)
Энергоресурсы - топливо, энергия воды, энергия ветра, солнца, ядерного топлива.
Определение электроэнергетики.
определяют преимущества и недостатки каждого типа электростанций.
Определяют преимущества и недостатки ГЭС
АЭС
Ответы учащихся (энергия солнца, ветра, приливов, термальных вод)
ЕЭС России объединяет более 700 крупных электростанций, в которых сосредоточено более 84% мощности электростанций страны. ЕЭС страны действует на большей части ее территории в пределах Главной полосы расселения (кроме Дальнего Востока и зоны севера).
Познавательные:
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата
Личностные:
развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
навыки самоанализа и самооценки.
Коммуникативные:
развитие монологической речи
-
Первичное закрепление материала (5 мин)
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Предлагает выполнить задание. Построить круговую диаграмму «Структура энергетического баланса России».
Составить схему «Типы электростанций». Из учебника и атласа выбрать главные ТЭС, ГЭС, АЭС страны и подписать под схемой.
Самостоятельно выполняют задание 1
(слайд 16)
В тетради рисуют схему «Типы электростанций».
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов выполнения задания
Личностные:
навыки самоанализа и самооценки;
-
Практическое задание (10мин)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Практическое задание: найти на карте атласа и нанести на контурную карту крупнейшие ТЭС России (не менее 5 крупных); ГЭС (на реках Енисей, Ангара, Волга); АЭС России.
В группах по два человека выполняют практическое задание.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов выполнения задания
Личностные:
навыки самоанализа и самооценки;
-
Итоги урока, рефлексия
(5 мин)
Дать качественную оценку работы класса
Задает вопросы:
- Какова структура современной электроэнергетики России
- Как же уменьшить риск проблемы, связанные с производством электроэнергии?
-Какие вы видите перспективы развития электроэнергетики России?
- Каковы экологические, экономические и социальные последствия строительства ГЭС?
- Как электроэнергетика влияет на окружающую среду?
- И в заключение урока, я предлагаю вам составить мини - сочинение рассуждение на тему: Без энергетики нет будущего.
Отвечают на вопросы учителя
Познавательные:
Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения
Личностные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
-
Информация о домашнем задании (1 мин)
Дома читать §23, работа с атласом найти крупные ТЭС, ГЭС, АЭС.
Личностные:
формирование навыков самоорганизации
Используемая литература
-
Учебник для общеобразовательных учебных заведений География России. Население и хозяйство. В.П. Дронов, В.Я. Ром. Дрофа. Москва, 2013.
-
Настольная книга учителя географии. 6 - 11 классы /Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. - М.: Эксмо, 2009.
-
Домашний репетитор. Готовимся к экзаменам в вузы и ЕГЭ по географии. Физическая и экономическая география России. А.И. Даньшин, Н.А. Марченко. Москва, Айрис,2006.
-
География учительского мастерства. 6 - 11 классы. Н.В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т.К. Торопова. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
-
Рабочая тетрадь по географии для 9 класса, по теме «Население. Хозяйство. Районы России». Саратов, издательство «Лицей», 2010.
-
Интернет ресурсы.
15