Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Рыбинская средняя общеобразовательная школа

Ольховского муниципального района Волгоградской области

ул. Центральная 52, с. Рыбинка Ольховский район, Волгоградская область, 403661.

Тел. (факс)8 - (84456) - 5 - 82 -01

E-mail: [email protected]






Методическая разработка урока географии в 9 классе

«Электроэнергетика России»









Работу выполнила

учитель географии

Чудина Елена Владимировна







2015

БЛАНК УЧАСТНИКА

Конкурса методических разработок


ФИО

Чудина Елена Владимировна

Контактные данные

(телефон, электронная почта)

8- 927-502-18-15

Chydina2yandex.ru

Место работы

МКОУ Рыбинская СОШ

Должность, стаж работы

Учитель географии, стаж работы 10 лет.

Предмет

География

Класс

9 класс

Тема и номер урока в теме

Раздел программы: «Топливно-энергетический комплекс России» Номер урока в теме: 3

Базовый учебник

В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. Население и хозяйство. Издательство Дрофа, Москва 2013.

Учебно-методический комплект

В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. Население и хозяйство. Издательство Дрофа, Москва 2013. Поурочные разработки по географии 9 класс, Рабочая тетрадь по географии для 9 класса, по теме «Население. Хозяйство. Районы России».







Цели урока: сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системе нашей страны. Знать типы электростанций и понимать, что такое единая энергетическая система России. Определять преимущества и недостатки каждого типа электростанций. Уметь определять факторы размещения электростанций.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: актуализация новых знаний и умений.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, проект презентации «Электроэнергетика России» для учащихся.





Этапы урока

(время)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационно-целевой этап

(1 мин)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание обучающихся.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Актуализация знаний предыдущего урока и формулировка темы и целей урока (6 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Предлагает тест по теме:

«Топливная промышленность»

(слайд 1)

Проблемный вопрос урока: Возможно ли в современном обществе жизнь без электроэнергии?




Мы можем приводить множество примеров и подтверждений того, что без электроэнергии жизнь практически невозможна

Сегодняшний урок позволит нам систематизировать наши знания о ТЭК России, сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системе страны (ЕЭС России).

Тема урока: «Электроэнергетика России»

Выполняют тест


Ответы учащихся (Сейчас в эпоху НТР жизнь без электроэнергии невозможна. Прекратила свое развитие промышленность, строительство, даже в школах и наших домах без электроэнергии мы не сможем жить. Не нагреем чайник, не погладим одежду. Не сможем сохранить продукты питания.





Учащиеся записывают тему урока.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления.

  1. Усвоение новых знаний (12 мин.)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

На прошлом уроке мы с вами говорили о ТЭК России, в его состав входит и электроэнергетика страны.

Электроэнергетика относится к одной из самых главных отраслей НТР и очень широко используется во всех сферах человеческой деятельности.

(слайд 2)

Вопросы: Где же производится энергия и как она поступает в наши дома, школы, больницы и предприятия?

Вопрос: Какие энергоресурсы требуются для производства электроэнергии?

(слайд 3)

Электроэнергетика - отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).

Вывод: Электроэнергетика - производит энергию на электростанциях, энергоресурсами для которых являются - топливо (это может быть природный газ, мазут, уголь), энергия воды, энергия ядерного топлива. И сейчас во всем мире строят электростанции, которые используют возобновляемые виды энергии: энергия солнца, ветра, приливов и т.д.

Типы электростанций: (слайд 4)

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

Вопрос: Давайте с Вами определим преимущества и недостатки ТЭС (слайд 5 - 6)

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

- Преимущества и недостатки ГЭС, АЭС. Особенности их размещения (слайд 7 - 12)

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

(слайд 11)

- Как вы понимаете нетрадиционные возобновляемые источники энергии?

Возобновляемые источники энергии у нас в стране используются ограниченно. На Камчатке и Курильских островах построены 3 геотермальные электростанции - Верхнемутновская, Мутновская и Паужетская. В губе Кислая Баренцева моря создана и работает приливная электростанция - Кислогубская. Электроэнергия, которая вырабатывается на этих электростанциях очень дорогая.

Вот поэтому для того что бы потребитель был надежно снабжен электроэнергией и не допустить ее перепроизводства, все электростанции соединяют линиями электропередачи (ЛЭП) в единую енергетическую систему.

- Что включает в себя ЕЭС России? (слайд 12 )





- Что включает в себя электроэнергетика Волгоградской области?

(слайд 13)

- Как электростанции разных типов влияют на окружающую среду? (слайд 14 - 15)





Вспоминают состав ТЭК России.

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

Отвечают на вопросы (Электроэнергия производится на электростанциях и по ЛЭП поступает к нам)

Энергоресурсы - топливо, энергия воды, энергия ветра, солнца, ядерного топлива.

Определение электроэнергетики.




определяют преимущества и недостатки каждого типа электростанций.

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

Определяют преимущества и недостатки ГЭС

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России


АЭС

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

Ответы учащихся (энергия солнца, ветра, приливов, термальных вод)







ЕЭС России объединяет более 700 крупных электростанций, в которых сосредоточено более 84% мощности электростанций страны. ЕЭС страны действует на большей части ее территории в пределах Главной полосы расселения (кроме Дальнего Востока и зоны севера).

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

навыки самоанализа и самооценки.

Коммуникативные:

развитие монологической речи

  1. Первичное закрепление материала (5 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает выполнить задание. Построить круговую диаграмму «Структура энергетического баланса России».



Составить схему «Типы электростанций». Из учебника и атласа выбрать главные ТЭС, ГЭС, АЭС страны и подписать под схемой.





Самостоятельно выполняют задание 1

(слайд 16)

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

В тетради рисуют схему «Типы электростанций».

Урок географии 9 класс Электроэнергетика России

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

навыки самоанализа и самооценки;


  1. Практическое задание (10мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Практическое задание: найти на карте атласа и нанести на контурную карту крупнейшие ТЭС России (не менее 5 крупных); ГЭС (на реках Енисей, Ангара, Волга); АЭС России.

В группах по два человека выполняют практическое задание.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

навыки самоанализа и самооценки;


  1. Итоги урока, рефлексия

(5 мин)

Дать качественную оценку работы класса

Задает вопросы:

- Какова структура современной электроэнергетики России

- Как же уменьшить риск проблемы, связанные с производством электроэнергии?

-Какие вы видите перспективы развития электроэнергетики России?

- Каковы экологические, экономические и социальные последствия строительства ГЭС?

- Как электроэнергетика влияет на окружающую среду?

- И в заключение урока, я предлагаю вам составить мини - сочинение рассуждение на тему: Без энергетики нет будущего.


Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  1. Информация о домашнем задании (1 мин)

Дома читать §23, работа с атласом найти крупные ТЭС, ГЭС, АЭС.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации







Используемая литература

  1. Учебник для общеобразовательных учебных заведений География России. Население и хозяйство. В.П. Дронов, В.Я. Ром. Дрофа. Москва, 2013.

  2. Настольная книга учителя географии. 6 - 11 классы /Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. - М.: Эксмо, 2009.

  3. Домашний репетитор. Готовимся к экзаменам в вузы и ЕГЭ по географии. Физическая и экономическая география России. А.И. Даньшин, Н.А. Марченко. Москва, Айрис,2006.

  4. География учительского мастерства. 6 - 11 классы. Н.В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т.К. Торопова. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

  5. Рабочая тетрадь по географии для 9 класса, по теме «Население. Хозяйство. Районы России». Саратов, издательство «Лицей», 2010.

  6. Интернет ресурсы.

15


© 2010-2022