Всероссийский съезд учителей географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья в Брянскую учительскую газету

Делегат Всероссийского съезда учителей географии (Учитель географии, директор МОУ «Домашовская СОШ» Брянского района ) Корягина Наталья Павловна

Всероссийский съезд учителей географии

В МГУ имени М.В. Ломоносова

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова возрождает традиции проведения Всероссийских съездов школьных учителей. В октябре 2010 г. в стенах МГУ прошел съезд учителей математики, в марте - июне 2011 г. проводились съезды учителей информатики, физики и биологии.

28-29 октября 2011 г. в МГУ состоялся Всероссийский съезд учителей географии, на котором обсуждалось состояние и перспективы развития школьного географического образования в контексте основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Съезд проводился в тесном сотрудничестве Московского университета, Русского географического общества (РГО), Всероссийской ассоциации учителей географии (РАУГ).

Торжественное открытие съезда состоялось 28 октября 2011 г. в Доме культуры МГУ на Ленинских горах. В торжественном открытии съезда приняли участие президент Русского географического общества, глава МЧС Сергей Кужугетович Шойгу, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, вице- президент РАН, академик РАН Садовничий Виктор Антонович, декан географического факультета, академик РАН, первый вице-президент РГО Касимов Николай Сергеевич, директор института географии Российской академии наук (ИГРАН), вице- президент РГО Котляков Владимир Михайлович, профессор МГПУ , президент Российской ассоциации учителей географии Лобжанидзе Николай Николаевич и др.

С приветственным словом выступил президент РГО, министр МЧС РФ

ШОЙГУ С.К.:

- На этом съезде могут и должны быть выработаны, как минимум, новые стандарты в области географической науки, преподавания географической науки. Это первое. Второе: у нас масса проектов, которые мы предполагаем делать вместе с учительским сообществом, с учителями географии в области популяризации этой науки. Он напомнил, что когда-то на географию в школах отводилось по 17 часов, сегодня преподавание сократилось почти в два раза. Согласно стандартам ЮНЕСКО, география входит в пятерку обязательных предметов, которые несут основные знания, необходимые для жизни школьников, уточнил глава РГО. "Все это надо возродить. И когда мы понимаем, что для других предметов устанавливаются образовательные стандарты, нам это тоже надо делать", - заключил Шойгу, добавив, что в этом должны помочь Русское географическое общество и Министерство образования.

Далее выступил ректор МГУ Садовничий В.А. с докладом «О географии и её преподавании в школе», в котором подчеркнул роль современной географии в жизни общества. Остановил внимание делегатов и участников съезда на злободневных вопросах - как поддержать пошатнувшийся престиж эколого-географического образования, что представляет собой учебник 21 века, что думают о школьном географическом образовании ученые, стоящие на передовых рубежах наук о земле, чем университет может помочь школе. Вот те проблемы, которые будут обсуждаться на съезде.

В. Садовничий зачитал приветствие делегатам и участникам Всероссийского съезда учителей географии от имени председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина:

«Возрождение подобных съездов - востребованная инициатива. Такие встречи должны способствовать росту престижа профессии учителя географии. Наставническая и просветительская миссия школьных педагогов заслуживает большого уважения. Нынешний съезд станет авторитетной площадкой для дискуссий делегаций с ведущими учеными и аналитиками, с членами Русского географического общества, с руководителями профильных учреждений и ведомств. Такой серьезный диалог позволит учителям, приехавшим из разных регионов России, обменяться накопленным опытом, приобщиться к последним достижениям науки и современной образовательной системы», - говорится в приветствии.

Приветственное слово от лица министра образования А.А. Фурсенко произнес заместитель министра М.В. Дулинов. Он отметил, что «съезд объединяет тех, кто все свои силы и энергию вкладывает в воспитание молодого поколения, а значит в будущее нашей страны. От учителей во многом зависит то, какими станут наши дети, какие знания они приобретут», добавив, что «предложения и рекомендации, которые будут разработаны в ходе глубокого и детального обсуждения вопросов географического образования, поспособствуют повышению уровня географической науки».

В рамках первого дня работы съезда прошли пленарные заседание «Современная география и географическое образование» и «Современное состояние географической науки». Во время съезда была организована кинопрограмма - участники съезда смогли увидеть документальные фильмы «Олимпийский дневник», посвященный ХХ Всероссийской олимпиаде школьников по географии, и «Неизвестный Хейердал».
В фойе прошла тематическая выставка, где были представлены материалы ведущих издательств, периодической литературы ( журнал «География», журнал «География и экология в школе XXI века», Научно-популярный и образовательный журнал "Экология и жизнь", журнал "География в школе", журнал «Живописная Россия», Учительская газета и др).

Работа второго дня съезда была организована в виде тематических секций, посвященных различным аспектам современного школьного географического образования.

1 секция: «Новые государственные образовательные стандарты: проблемы и условия реализации»

2 секция: «Содержание и методы школьного географического образования»
3 секция: «Практическая составляющая школьного географического образования»
4 секция: «Современный учебно-методический комплекс по географии»
5 секция: «Информатизация школьного географического образования»

6 секция: «Педагогическое образование и повышение квалификации учителей географии»

7 секция: «Качество географического образования»
8 секция «Профессиональные сообщества учителей географии»

На съезде обсуждались и очевидные больные темы, дискуссия по которым в рамках съезда идёт и в разных аудиториях, и в кулуарах. Например, в нынешнем обилии и разнобое географической обучающей литературы бывает сложно ориентироваться. Этому способствует и новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в рамках которого уже идёт подготовка учебников по девяти линиям, причём их количество может расти.

Говорилось также о том, что нужна профессиональная экспертиза ЕГЭ со стороны профессионалов - учителей, пока недостаточно вовлечённых в этот процесс, хотя формы их участия в этом процессе остались спорным вопросом.

Отсутствие достаточно строгих критериев оценки качества образования также привели к тому, что учителя и другие эксперты в области образования сейчас говорят о необходимости введения поправок в закон об образовании, с тем, чтобы прописать ряд конкретных методических рекомендаций непосредственно в текст закона.

Другая проблема, связанная с географической и, в целом, естественнонаучной подготовкой школьников - падения качества знаний, начиная с 4-го класса. В начале обучения у школьников и выше интерес, и лучше усвоение знаний, чем в преддверии выпускных экзаменов.

Отчасти это связано именно с ними: «Зачем мне учить вашу географию, если надо готовиться к ГИА и ЕГЭ» - обычная и вполне объяснимая позиция. А ЕГЭ по географии выбирают очень немногие по целому ряду причин, о которых мы уже не раз писали, в том числе и в материалах по Съезду.

Также «привычно» было сказано о том, что 1 час географии в неделю в 6-м классе - недостаточно, и что второй - «региональный» час, у географов обычно забирают в пользу других предметов.

Наконец, «вечный» вопрос, который тоже был поднят: когда мы говорим о качестве географических знаний и оцениваем его качественно («высокое» или «низкое») и, далее - количественно (в баллах или как-либо ещё), какие у нас для этого основания? Необходимое качество любого предмета определяется его назначением. Так, вряд ли при изготовлении мебели требуется точность до микрометров и, если она не соблюдена, нельзя говорить о плохом качестве изделия.

Вопрос в том, для чего именно нужна география и определённый набор географических знаний (вместе с умением ими пользоваться) даже тем, кто не собирается быть профессиональным географом. Если мы не встаём на позицию фонвизинского Митрофанушки с его знаменитым «зачем география, коли извозчики есть», то желательно было бы сформулировать, зачем именно она нужна. Дело в том, что человеку необходимо обладать определённым набором и «бесполезных» знаний. Помимо морального удовлетворения и репутации культурного и образованного человека определённая сумма «бесполезных» знаний в разных отраслях даёт синергетический эффект и помогает человеку в решении, в том числе, и его профессиональных задач, где бы он ни работал.

Что съезд даст географии? Этот вопрос неоднократно задавался в ходе съезда, и его участники формулировали свои ожидания и предложения. Они у разных участников, оказались, в общем, сходными.

Первое - нужно упорядочить сами учебные материалы. Сейчас выпускается множество учебников - «клонов», кроме того - многие учебники расходятся концептуально. Это приводит в растерянность не только учеников, но и учителей. Отдельный вопрос - каким образом можно было бы решить эту проблему.

Следующая проблема - слишком мало часов в школе отводится обучению географии (об этом на съезде, как говорится, только ленивый не сказал). Одна из причин - в том, что почти не осталось вузов, где требуются результаты экзаменов по географии.

Суммируя высказывания всех участников съезда - если изложить самые больные вопросы понятным языком, то это будут:

1. Недостаточное количество часов, отводимое для географии в школе, и игнорирование географии вузами;

2. Слабая материально-техническая база, недостаток финансирования;

3. Беспорядок в программе школьной географии, разнородность учебных материалов.

Впервые с 1915 года Русское географическое общество провел Всероссийский съезд учителей географии. В двухдневной работе съезда приняли участие около 600 делегатов, представляющих 80-тясячную армию учителей географии России. Среди них - школьные учителя географии, специалисты по педагогике и методике преподавания географии, руководители образовательных учреждений, преподаватели вузов, представители органов управления образованием.

Делегаты (члены регионального отделения РГО- Заварзин Олег Владимирович, директор школы №56 г Брянска и директор МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Корягина Наталья Павловна ,учитель географии г.Брянск -Афиногенова Алла Викторовна, учитель географии г.Клинцы -Гарочкина Лидия Константиновна ) из Брянской области приняли активное участие в работе съезда.

Заварзин Олег Владимирович выступил в прениях на пленарном заседании, где высказал мнение о значимости практической составляющей предмета географии, о возрождении экскурсий, походов, полевых практик, экспедиций.

Корягина Н.П., Афиногенова А.В. приняли участие в работе 3-й секции, где обменялись опытом работы с коллегами из Хабаровского края, Адыгеи, г.Великого Новгорода, г.Энгельса и других регионов России. Лучшие учителя страны рассказали о своих уникальных наработках.

29 октября были подведены итоги съезда, общим голосованием принята резолюция, представлена на сайте: htt://geogr.msu.ru.

В торжественном закрытии делегаты и участники съезда исполнили гимн на музыку «Марш энтузиастов» (слова В.П. Максаковского, который написал его ещё будучи студентом МГУ).

Много хороших песен и слов на свете,

Каждый, кто юн и весел.

Пускай поет о наем факультете.

Как честь родного города,

Нам это слово дорого,

В нем столько сказано,

С ним столько связано,

Что только в песне передать.

Припев:

Разные пути питомцев геофака.

От южных гор до северных морей.

Но за скитаньями, за расстояньями

Мы никогда не забываем друзей.

Первый ( второй в современной истории) - после перерыва, длительностью почти в 100 лет - географический съезд состоялся! Это выдающееся событие в истории отечественного образования, тем более он состоялся в год 300-летия М.В.Ломоносова, чьи заслуги перед географией велики. Его имя присвоено многим географическим объектам на суше и в космосе.

Для меня, думаю, что и для всех участников, географический съезд тоже стал ярким событием в жизни. Это возможность обменяться мнением, обсудить наболевшие вопросы для всех географов, встретиться с интересными людьми и ведущими учеными, приобщиться к последним достижениям науки и современным образовательным технологиям, почувствовать, что ты не одинок и у тебя есть близкие по духу люди.

Приехав домой, делегаты и участники съезда должны попытаются реализовать главные идеи съезда.



© 2010-2022