Классный час «Добрые сердца»

Классный час «Добрые сердца» рассчитан на учащихся 3-4 классов. Цель классного часа:воспитывать в детях чувство доброты, гуманного отношения к людям. В разработке использованы разные приёмы: «шкала ценностей», составление кластера, работа в группах и т.д.  В век компьютеризации, когда человеческое общение и гуманные отношения отошли на задний план, данная тема, на мой взгляд, очень актуальна. На данном занятии дети смогут оценить не только роль доброты в жизни другихлюдей, но и «примерить» на се...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макарова Екатерина Васильевна

Учитель начальных классов МОУ ООШ д.Байситово

Малопургинского района Удмуртской Республики


Классный час «Добрые сердца».

Цель: Формирование у детей представления о добре, добрых поступках; определение роли доброты в жизни каждого человека.

Ход занятия

- Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие начнём с отрывка красивой старинной сказки. Вы должны узнать это произведение:

«Ай! - вскрикнул вдруг мальчик. - Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз!<…> Это были осколки заколдованного зеркала. Теперь сердце его должно было превратиться в кусок льда!» («Снежная королева»).

- Давайте вспомним сюжет и героев сказки. (Герда, Кай, Снежная Королева, разбойница, олень, колдунья, принц).

- А теперь разделимся на 2 группы и сделаем шкалу ценностей: распределим героев сказки по шкале от отрицательных героев до положительных героев. Отрицательных героев вы поместите с левой стороны от центра, положительных - с правой стороны. Причём, чем больше отрицательных качеств проявляется у героя (или одно отрицательное качество может перечеркнуть все остальные), тем левее он должен располагаться на шкале, чем положительнее - тем правее. В середину шкалы поместим героев нейтральных, у которых, как вам, возможно, кажется, не проявляются в сказке ни положительные, ни отрицательные качества.

l____________________________________l_______________________________________l

- У кого в данной сказке самое большое сердце? Почему вы так считаете?

- Про какого человека говорят «человек с большим сердцем»? (про доброго)

- Вот я нарисовала большое доброе сердце маленькой девочки Герды. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия … (доброта).

Люди издавна ценят в человеке это качество - доброту. В старой русской азбуке даже одна буква называлась этим словом. Какая? (…) Правильно, буква «Д» называлась «добро».

- Что же такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (….)

В словаре Ожегова слово «доброта» определяется так: «Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Правильно определили?

Сейчас я вам прочитаю притчу (Что такое притча?). Называется она «В больнице». Вы послушайте и подумайте, чему же нас учит эта притча?

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

- О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день человек, лежащий у окна, рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, молодых людей, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, - думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу видеть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену!Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же мог он всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще ничего не мог видеть: ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он?.. Зачем он рассказывал мне всё это?

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…

(Добрый человек видит всё вокруг светлым, красивым, дружелюбным. Злой человек видит только плохое, он завидует окружающим. И от этого ему жить на свете хорошо или плохо? Плохо. Так чему же учит притча? Будь добр к окружающим, и мир станет светлее и добрее). В одной очень мудрой книге сказано: мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. Значит, если человеку постоянно что-то не нравится, значит, это он способен видеть только плохое. А если человек умеет видеть красивое, светлое, доброе, значит и сердце у него доброе.

- Давайте вспомним героев и других произведений. Назовите доброго героя и обоснуйте своё мнение. (………….)

Доброта очень ценилась на Руси. Людям, известным своей добротой, давали соответствующие клички. Позднее они превратились в фамилии и имена. Одно из них знаете, наверняка, и вы. (Добрыня Никитич.) А ещё есть на свете такие добрые фамилии как ……. Вы сложите их из букв, которые я вам напечатала.

(Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Добросмехов, Добрынин, Добреньких)

Законы складывались из мудрости человеческих сердец и превратились в пословицы. Слова в них перепутались. Восстановите законы Доброты. Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить, в чём её смысл, а затем всем рассказать ваше общее мнение. (Работа в группах).

Готовые пословицы:

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Что худо, того бегай, что добро, тому следуй.

  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

  • Добрым сердцем мир держится.

  • Добрые умирают, а дела их живут.

  • Злой плачет от зависти, а добрый - от жалости.

«Добрые мысли - это прекрасно, а добрые дела - божественно» - говорил Манн.

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- А вы что вчера доброго сделали? Вспомните свой день. Если есть что-то хорошее, приклеим своё доброе сердце к большому сердцу и станем её частичкой (Дети называют добрые поступки вчерашнего дня и приклеивают вокруг «большого сердца Герды» подготовленные маленькие сердечки).

Посмотрите, сколько добрых сердец. Ваши маленькие добрые поступки, я надеюсь, вырастут в большие добрые поступки, а ваши маленькие светлые сердца - в большие добрые сердца, и про вас могут сказать «человек с большим сердцем».

В заключение, давайте вспомним песню «Дорогою добра», и пусть наша жизнь тоже идёт дорогою добра:

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

А если с другом худо -

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

А если с другом худо -

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь -

Не детская игра!

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг всегда иди

Дорогою добра!

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг всегда иди

Дорогою добра!



© 2010-2022