Творческая работа «Использование компьютерных технологий в преподавании географии»

Часто ученик боится признаться, что не понял или не знает какого-то материала, в результате резко снижается успеваемость.Из вышесказанного возникают "противоречия:  между большим количеством получаемой школьниками информации и малым количеством времени на её усвоение;  между постоянно обновляющейся информацией и статичными школьными учебниками;  между большой наполняемостью класса и необходимостью учёта индивидуальных особенностей каждого ученика. "Управляющий располагает ограниченным бюджетом и...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«Использование компьютерных технологий

в преподавании географии»








Выполнила: учитель географии

МАОУ «Гимназия №1»

Салий Е.В.














г. Саратов

2013г


Содержание

Введение 2

  1. Информационные технологии в обучении. 4



  1. Опыт использования компьютерных технологий на уроках 8

географии. Методические рекомендации.

Заключение 15

Литература 18

Приложение 19




















Введение

Фундаментальные изменения, которые начались в последней трети 20 века, поставили на повестку дня вопрос о разработке и использовании новых технологий приобретения знаний, навыков и умений. В эпоху развития информационного общества, образование должно помочь каждому человеку в формировании навыков использования информации, её отбора, систематизации и управления информационными потоками.

Изменения в технологии образования является не только технической необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос.

Считаю, что выбранная мною тема «Использование компьютерных технологий на уроках географии» актуальна, так как современная информационная эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения.

Большая часть учеников сегодня, достаточно хорошо разбирается в компьютерных сетях и любит работать в них. Часто ученику при подготовке домашнего задания легче найти необходимый материал в Интернете, чем в фондах школьных библиотек. Время на поиск информации затрачивается намного меньше, так как не надо его тратить на транспорт, стояние в очереди в гардероб, поиск названий по каталогу, ожидание заказанной книги. Время всегда было, а сегодня особенно стало одним из основных ограничителей школьной жизни.

Учителя, особенно в старших классах, вынуждены постоянно решать дилемму: как «уложить» растущий объем изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. Таким образом, педагог вынужден или пытаться «объять необъятное», или отбирать отдельные статьи для урока.

Часто ученик боится признаться, что не понял или не знает какого-то материала, в результате резко снижается успеваемость.

Из вышесказанного возникают противоречия:

- между большим количеством получаемой школьниками информации и малым количеством времени на её усвоение;

- между постоянно обновляющейся информацией и статичными школьными учебниками;

- между большой наполняемостью класса и необходимостью учёта индивидуальных особенностей каждого ученика.

Разрешение данных противоречий я вижу в применении компьютерных технологий на уроках.

Основной целью моей работы является: раскрытие возможности использования компьютерных технологий в школьной географии.

В связи с этим, возникли задачи:

1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме использования компьютерных технологий на уроках.

2. Определить основные виды компьютерных программ.

3. Дать методические рекомендации по применению компьютерных средств обучения.

В основу гипотезы легла следующая формулировка: выявление возможности и целесообразности применения компьютерных технологий в преподавании географии.




  1. Информационные технологии в обучении.

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

Информационные технологии - это способ передачи сведений, оформленных особым образом посредством компьютера, когда предъявление информации превращается в её представление: содержащий ее текст «оживает», теряя привычную статичность.

При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы. Среди дидактических принципов можно отметить лишь те, которые являются наиболее характерными для процесса преподавания географии и имеют специфические способы реализации и особые функции при компьютерной форме обучения. К ним относятся следующие принципы: научности, сознательности, доступности, активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, наглядности.

Принцип наглядности реализуется при компьютерном обучении географии в нескольких аспектах, один из которых заключается в повышении эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения.

Важное достоинство компьютера как инструмента деятельности преподавателя заключается в том, что благодаря постоянной регистрации параметров учебного процесса он позволяет выявить характер и подвергнуть анализу деятельность обучаемого, построив на этой основе индивидуальную систему гибкого управления обучением для каждого учащегося.

Принцип сознательности в условиях компьютеризированного учебного процесса обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, а также предоставлением обучаемому широкого спектра программного обеспечения, использование которого способствует повышению осознанности в действиях обучаемых и улучшению качества усвоения материала.

Преимуществом компьютера является то, что он предоставляет новую информацию по запросу учащегося именно в тот момент, когда обучаемый осознает ее необходимость. Поскольку такая информация вычленяется в качестве промежуточной цели в действиях учащегося, ее усвоение происходит сознательно и характеризуется наиболее высокими показателями.

Принцип доступности при компьютерном обучении реализуется благодаря широким возможностям компьютера по предоставлению учащимся вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержки.

Принцип активности обучаемого изначально заложен в процесс компьютерного обучения, так как инициатором работы за компьютером всегда является пользователь. В данном случае принцип активности будет иметь название принцип интерактивности.

Принцип систематичности и последовательности воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи порций системно организованного учебного материала, подлежащего усвоению.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в условиях компьютеризованного учебного процесса приобретает практически гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях.

Принцип наглядности в условиях компьютеризированного учебного процесса реализуется в перекрестно- связанной форме представления материала, построенной на символических системах формы, цвета и текста.

Компьютер позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования:

- статических визуальных средств (тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы);

- динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);

- аудитивных средств (музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение);

- их сочетаний (озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм).

Кроме этого компьютеризированное обучение позволяет осуществлять индивидуальный подход, где одним из главных факторов учебного процесса является возможность выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучаемого с компьютером).

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить такие виды компьютерных программ:

-Учебные программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

- Программы - тренажёры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

- Контролирующие программы - предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

- Демонстрационные программы - предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

Демонстрационные программы учащиеся используют при подготовке сообщений, рефератов. Красивые слайды, эффектные видеофрагменты и анимации расширяют кругозор, повышают интерес к предмету.

- Имитационные и моделирующие программы - предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

Например, моделирование экологических систем. Она позволяет ученикам выступить в роли управляющего Национальным парком. Управляющий располагает ограниченным бюджетом и должен решать проблемы подержания экологического равновесия и борьбы с эрозией, позволяя при этом посетить парк максимально возможному числу людей. Ученики получают отчет из которого видно, сколько людей отдыхало в парке, в каком состоянии находится экологическая система и сколько денег они истратили.

Одной из проблем, которую должны решать ученики, является эрозия склонов холмов вследствие того, что в парке слишком много туристов. Управляющий парком может изменить туристские маршруты, но это потребует больших затрат. Он может ограничить число посетителей парка, но это уменьшит доход. Он может также высадить кустарник или посеять траву, чтобы попытаться уменьшить эрозию склонов, или закрыть некоторые маршруты на определенное время года, когда развивается особенно активно.

- Информационно - справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

- Мультимедиа - учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Благодаря мультимедиа - технологиями учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

Кроме базового учебного материала, в мультимедиа - учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углубленного или межпредметного характера, выход в Интернет.

Мною разрабатываются уроки с использованием мультимедиа-учебника 8 класс «География России». Один из таких уроков представлен в работе. (Приложение 1)


  1. Опыт использования компьютерных технологий на уроках географии. Методические рекомендации.


Предлагаю рассмотреть последовательность подготовки и проведения занятий с помощью компьютерных технологий при изучении географии.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

подготовка учителя

подготовка ученика

проведение занятий

- план курса, темы, занятия

- содержание занятия (конспект)

- подготовка дидактического материала

- домашние задания

- творческие задания

- подготовка дидактического материала

- обучающие программы

- игры

- тесты

Методику использования персонального компьютера (ПК) можно представить в следующем виде:

- Определение тем, уроков, семинаров, практических занятий и других форм обучения, в которых возможно использование ПК в соответствии с требованиями стандарта образования.

- Определение программного обеспечения, которое планируется использовать на конкретном занятии. При этом надо помнить, что время непосредственной работы учащихся с компьютерной техникой по санитарно-гигиеническим нормам ограничено и составляет 10 - 15 минут (в среднем), а следующий «компьютерный сеанс» можно осуществлять только по истечении 30 минут.

Представляю технологию разработки урока с использованием компьютерных технологий в следующем виде:


  1. Анализ учебной программы. Выбор тем и конкретных уроков, на которых наиболее целесообразно использование компьютерных технологий.

  2. Анализ выбранного урока. Выбор средств обучения. Определение последовательности их использования. Формулировка заданий для учащихся по использованию средств обучения.

  3. Требования к подготовке дидактического материала. Отбор информации. Выбор программного обеспечения для создания дидактического материала.

  4. Разработка структуры урока. Последовательное разложение материала на смысловые блоки. Выделение блоков, при изучении которых планируется использование компьютерных технологий.

Проанализируем некоторые уроки, выбранные в результате анализа учебной программы.

Примерное планирование уроков географии в 7 классе

с использованием компьютерных технологий.


Тема по учебному плану

Название урока

Область использования компьютерных технологий и программное обеспечение

Главные особенности природы Земли

Атмосфера и климаты Земли

Статистические данные, диаграммы, раздаточный материал (MS Excel, Internet)

Строение и свойства географической оболочки

Таблица, раздаточный материал (MS Word)

Океаны и материки

Тихий океан

Презентация (MS Power Point, Photoshop, Internet)

Африка

Раздаточный материал, презентации, контуры стран (MS Power Point, MS Word, MS Excel, Photoshop, Internet)

Географическая оболочка - наш Дом

Взаимодействие природы и общества

Презентация (MS Power Point)

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека

Статистические данные, раздаточный материал, презентация (MS Excel, MS Power Point, Internet)


Компьютерная презентация.

Одним из способов проведения такого урока является использование компьютерной презентации, созданной в MS Power Point

Помимо представления разнообразных данных, презентация завершается рядом вопросов, на которые ученик должен ответить. На основании его ответов выставляется оценка.

Очень важно, что подобные презентации можно создать по любой (!) теме. При этом каждый ученик по своему желанию может пройти курс обучения с помощью компьютерной презентации. Это особенно важно при работе с отстающими учениками, которым зачастую не хватает времени, отводимого на классном занятии. А самое главное, если, конечно, того желает учитель, такие программы можно размещать во внутренней сети школы или даже в Интернете. Тем самым, любой ученик сможет получить доступ к такой информации.

На просмотр презентации уходит не более 10 - 15 минут и ее не обязательно демонстрировать в ходе урока, а можно предложить изучить учащимся самостоятельно.

Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 6 и 7 классов:

- Реки (6 класс);

- Исследователи Северной Америки;

- Экзотические дары природы;

- Великая река Волга и другие. (Приложение 2)

Продолжается работа над созданием презентационных материалов для 8 классов.

Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки.

Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

Презентации, подготовленные учащимися в 2009-2010 учебном году:

  1. Болгария;

  2. Великие американские озера;

  3. Животные степей Саратовской области;

  4. Растительный и животный мир Антарктиды;

  5. Карнавалы Бразилии;

  6. Чудеса природы;

  7. Сумчатые животные;

  8. По дорогам Польши;

  9. Тайна Бермудских островов и другие. (Приложение 3)

Возможности компьютера для проведения тестового контроля.

Известно, что тест - наиболее объективная форма проверки знаний. Более того, большинство учителей географии используют тестовую форму как наиболее оперативную (она требует минимального количества времени от урока и охватывает значительный объем материала). Несомненно, что главной сложностью использования тестов, помимо их написания, является затрата времени на их проверку. Кроме этого, результаты тестирования ученики узнают, как правило, только на следующем занятии, что, несомненно, снижает их мотивацию.

На помощь учителю географии может прийти компьютер, причем как для подготовки проведения теста, так и для самого акта его проведения.

Что касается подготовки теста с помощью компьютера, то я предлагаю использовать MS Word - для составления и компоновки тестовых заданий, другие программы можно использовать по усмотрению учителя, например, Adobe Photoshop для сканирования изображений или Интернета.

В течение учебного года были разработаны тестовые работы по курсу «География материков и океанов» (Приложение 4).

Использование интерактивной доски на уроках географии.

В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.

Существует три основных вида работы с электронной картой:

- работа со слоями карты;

- работа с дополнительным материалом;

- использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Работа со слоями карты:

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты "Электроэнергетика России", "Топливные ресурсы" и "Плотность населения", ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

Работа с дополнительным материалом:

Важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды учащиеся обсуждают смысл каждого условного знака карты, дают развернутое описание объекта, сравнивают объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).

Использование дополнительных возможностей программы:

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане, возможность обозначения границ природных зон) и т. д.

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).

Мною разрабатываются уроки с использованием интерактивной доски для курса «География материков и океанов». Один из таких уроков представлен в работе. (Приложение 5)

Использование Интернета на уроках географии.

Школьный предмет география обладает уникальным содержанием для использования Интернета. Необходимо также отметить, что именно этот предмет состоит из статистики и графиков, которые систематически изменяются и школьные учебники не успевают за динамично изменяющейся географической и экономической картиной мира.

Внедрение Интернет - технологий при изучении географии позволяет усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в географии имеет особое значение. Особую роль в повышении наглядности нужно отвести системе «живых камер», расположенных по всему миру, в самых обычных и в самых невероятных местах. Данные миниатюрные устройства бесстрастно транслируют в Интернет в режиме «прямого эфира» все, что происходит у них перед объективами. И так 365 дней в году.









Приложение № 5


Тема: Внутренние воды Северной Америки.

Цели и задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о внутренних водах Северной Америки: распределение по материку, характер режима питания, особенности течения.

  • Познакомить учащихся с крупнейшими реками, озерами и водопадами Северной Америки.

  • Продолжить формирование умения составлять характеристику рек, озер.

Оборудование: интерактивная доска; атласы 7 класс;

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

Задания на проверку понимания закономерностей

Перечислите основные климатообразующие факторы, формирующие климат Северной Америки.

Задания на проверку причинно-следственных связей

  • Какое влияние оказывают на климат Кордильеры?

  • Южную Чили и Южную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки, а есть ли подобные «мокрые углы» в Северной Америке? Ответ обоснуйте.

Блиц-опрос

  • Сколько климатических поясов в Северной Америке?

  • В каких климатических поясах есть сектора?

  • Какой климатический пояс занимает самую маленькую площадь?

  • Какие сектора получают наибольшее количество осадков?

  • В какой сезон года выпадают осадки в субэкваториальном поясе?

  • В каком секторе умеренного климатического пояса выпадает больше
    осадков?

  • На каком полуострове: Калифорния или Флорида - больше дней с
    ясной погодой?

  • В каких климатических поясах бывают торнадо?

Изучение нового материала.

- Начнём изучение новой темы с игры "Я знаю 5 названий..." рек и озер Северной Америки. Учащиеся называют те реки и озера, о которых они слышали.

- В Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 45 букв: Чаргоггагоггманчауггагоггчаубунагунгамаугг. (озеро в штате Масачусетс:
в переводе: вы ловите рыбу на том берегу, мы будем ловить рыбу на этом берегу, а посередине никто не будет ловить), т.е. переводе с индейского означает «нейтральная территория для ловли рыбы и проведения общих собраний индейских племен». По другому, это озеро ещё называют Вебстерсоке озеро (рядом с городом Вебстер)

Названия рек Северной Америки оригинальны, например, «Лошадь, которая не устает», «Первая в мире обманщица», «Грязная толстуха», «Отец вод».

На этом уроке мы познакомимся с удивительным миром рек и озер Северной Америки.

- В какие океаны впадают реки Северной Америки? (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.)

  • Определите, какие реки к бассейнам каких океанов относятся.

(На интерактивной доске ученик с помощью учителя наносит границы бассейнов океанов).

По ходу работы в тетради переносится схема и дополняется примерами рек, относящихся к бассейнам трех океанов.

Примеры рек учащиеся приводят сами, работая по рядам(каждый ряд - бассейн одного из океанов), используя географические атласы.

(На интерактивной доске ручкой пишутся названия рек и озер Северной Америки.)

- Обратите внимание на характерные особенности рек, впадающих в разные океаны.

(учащиеся сравнивают длину, полноводность и скорость рек, впадающих в эти три океана. Учащиеся должны обратить внимание на то, что реки Атлантического океана более полноводные, более длинные, а реки Тихого океана более быстрые)

- Вспомните факторы, влияющие на характер рек. (Климат и рельеф.)

(Влияние климата на реки можно организовать в виде беседы, по ходу которой в тетрадях заполняется таблица).

Работа с картой. Главная цель - увидеть влияние рельефа на реки Северной Америки.

Доклады учащихся

Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о реках континента.

(Интерактивная доска служит экраном для презентаций учащихся)

Озера Северной Америки (происхождение)

Работа с книгой стр. 132.

- Где расположено основное количество озёр? Назовите их.

- Назовите основные типы происхождения озёр Северной Америки.

- тектонические в прогибах:

-ледниковые:

-вулканические:

-лагунные

На какие группы делятся озёра по уровню стока? (сточные и бессточные) Приведите примеры и покажите на карте.

Для того чтобы сформировать полное представление об особенностях озеp Северной Америки, учитель предлагает привести примеры бессточных и сточных озер, соленых и пресных.

Примеры озер ученики могут взять из таблицы «Озера Северной Америки» .

Озера Северной Америки

Название

Площадь, тыс. км2

Наибольшая глубина, м

Верхнее

84130

393

Гурон

59700

208

Мичиган

5810

281

Большое Медвежье

31329

137

Большое невольничье

28570

614

Эри

25667

64

Виннипег

24390

18

Онтарио

19554

236

Никарагуа

8430

70

Атабаска

7936

60

Оленье

6651

Виннепегос

5374

12

Манитоба

4646

28

Большое Соленое

4144



14

После выполнения работы в тетрадях составляется цепочка из озер (по мере падения уровня воды в озерах). Верхнее -Мичиган, Гурон -Эри - Онтарио

Работа в контурных картах: подписать реки и озера Северной Америки, с которыми познакомились на уроке.

Закрепление материала.

1. К БАССЕЙНУ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА ОТНОСИТСЯ РЕКА:

А) МАКЕНЗИ;

Б) МИССИСИПИ;

В) КОЛОРАДО.

2. КРУПНЕЙШЕЙ РЕКОЙ МАТЕРИКА ЯВЛЯЕТСЯ:

А) МИССИСИПИ;

Б) ЮКОН;

В) СВ.ЛАВРЕНТИЯ

3. НАЗОВИТЕ ЛЕВЫЙ ПРИТОК МИССИСИПИ:

А) АРКАНЗАС;

Б) МИССУРИ;

В) ОГАЙО.

4. РЕКА НИАГАРА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ОЗЕРАМИ:

А) ВЕРХНЕЕ И МИЧИГАН;

Б) МИЧИГАН И ГУРОН;

В) ЭРИ И ОНТАРИО

5.. КАКАЯ РЕКА ОБРАЗОВАЛА БОЛЬШОЙ КАНЬОН:

А) КОЛОРАДО;

Б) КОЛУМБИЯ;

В) ЮКОН.

6. КАКАЯ РЕКА ТЕЧЕТ В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ:

А) СВ.ЛАВРЕНТИЯ;

Б) МИССИСИПИ;

В) МАКЕНЗИ.

Домашнее задание : §32

Задание: Определите географические координаты указанных объектов.

№1 -устье реки Миссисипи

№2 - Ниагарский водопад

№3 - озеро Гурон

№4 -исток реки Колорадо

Приложение № 1

Тема: Озера (6 класс)

Цели: 1) Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.

2) Сформировать понятия: « озеро», « озерная котловина», «болото».

3) Продолжить формирование умений определять ГП и описание озер по типовому плану.

Оборудование: Таблица «Воды суши»; интерактивное наглядное пособие « Физическая карта мира»; атласы; мультимедиа - учебник 8 класс «География России».

Урок- изучения нового материала:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать воды суши. Тема нашего урока-Озера. Что же такое озеро? Чем оно отличается от реки? (фото оз. Байкал)

Озеро - замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности

суши в природном углублении.

Площадь всех озер на земном шаре превышает 2 млн.кв. км, а объем воды равен 176.400 куб. км, но только примерно половина этого объема приходится на долю пресных вод.

Откройте, пожалуйста, атласы стр. 14. Как на карте обозначают озера?

Самое большое озеро на Земле - Каспийское (фото).В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем. Найдите его на карте России. Назовите наибольшую глубину (1025 м).

Байкал - самое глубокое озеро в мире: его глубина 1620 метров. А воды в нем больше, чем в Балтийском море.

Сибирский красавец Байкал стал ныне предметом пристального внимания ученых. Во-первых, потому что это озеро во многих отношениях уникальное. Во-вторых, оно таит в себе еще много загадок, начиная с вопроса о его происхождении и кончая населяющим его животным миром. В Байкале обитает 1700 видов живых организмов.

Более половины из них можно найти лишь здесь и нигде больше. Озеро Байкал содержит 1\10 запасов пресной воды Земли.

В Северной Америке находится гирлянда очень крупных пресных озер, протянувшаяся от Аляски до Атлантики. Гирлянда замыкается группой Великих озер ( Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио).

Севернее Аравийского п-ова расположено уникальное море-озеро Мертвое(270 0\00).

Итак, если озеро - это природное углубление, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?

Используя текст учебника стр.96-97, объясните происхождение озерных котловин:

1 вариант - тектонические озерные котловины;

2 вариант - ледниковые озерные котловины;

3 вариант - запрудные озерные котловины;

4 вариант - вулканические озерные котловины;

5 вариант - карстовые озерные котловины;

6 вариант - озера- старицы;

Заслушиваем ответы, сверяем с таблицей на экране.

« Типы озерных котловин» - мультимедиа.

Так же как и реки, озера питаются дождевой, талой и подземной водой.

Сточные озера- озера из которых вытекают реки (оз. Байкал).

(По карте России определите какая река вытекает из озера?)

Бессточные озера- озера, из которых реки не вытекают.

( Каспийское море - озеро).

Выполним задание в учебнике на стр. 97.

Реки выносят в озера не только растворенные минеральные вещества, но и большое кол-во твердых частиц. Наносы отлагаются на дне озера, со временем мелеют, зарастают. Озеро превращается в болото.

Болото - участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

( фрагмент «Образование болота» (мультимедиа - учебник)- 1 минута)

Как обозначают болота на карте?

Откройте карту России. В чем различие изображения

Соленых и пресных озер на карте? Приведите примеры.

Чтобы закрепить изученный материал, дадим описание озера Байкал по плану:

  1. Название. На каком материке находится, и в какой его части?

  2. Между какими меридианами и параллелями располагается?

  3. Происхождение котловины.

  4. Соленое или пресное.

  5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

Домашнее задание: параграф 31, дать характеристику ГП озер:

1 вариант - Каспийское море; 2 вариант - оз. Верхнее.


Заключение.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Эффективность использования данной технологии в процессе получения знаний и формирования умений оценивалась при помощи анкетирования учащихся 7-х классов.

Анкета для учащихся.

  1. Считаете ли вы необходимым использование компьютерных технологий на уроках географии?

  2. Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса? В какую сторону (лучшую, худшую)?

В анкетировании приняли участие 123 ученика, что в расчетах составит 100%. Полученные результаты представлены в диаграмме:


Из общего числа опрошенных, 100% отмечают необходимость использования компьютерных технологий в учебном процессе. Ученики считают, что отношение к предмету улучшится, если на уроке будет применен компьютер. Очевидным является приоритетность компьютера по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит изменение познавательной мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые предоставляют компьютерные технологии, на взгляд учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации.

Применяя компьютерные технологии в течение двух лет, можно проследить динамику учебных достижений обучающихся в категории «качество знаний».

Качество знаний учащихся

Из диаграммы видно, что качество знаний повышается при использовании компьютера на уроках географии.

Исследование особенностей воздействия компьютерных технологий позволяет сделать вывод о том, что его систематическое использование оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность.

Повышая мотивацию к предмету за счет применения компьютерных технологий, можно ожидать высоких результатов. Эти результаты дают о себе знать, когда ученики выступают на олимпиадах, научных конференциях, сдают ЕГЭ.

Конечно, на каждом этапе при подготовке компьютерного урока, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Скорее всего, они связаны с психологическими барьерами при использовании компьютерных технологий учителем. Это так называемая компьютерная тревожность, страх, боязнь проявить некомпетентность, ощущение дефицита времени и т.п. Опыт показывает, что чем ближе новые технологии к уже используемым в учебном процессе, тем легче они «приживаются», поскольку не требуется перестройки сознания преподавателя.

В данной работе я рассмотрела возможности использования компьютерных технологий на уроках географии.

Исследования показывают, что учителям в ближайшие годы скучать не придется. Наука движется вперед семимильными шагами и ее проекция - школьный предмет география - должна, как минимум, поспевать за этими изменениями. Тогда можно быть уверенным за ее стабильное будущее как школьного курса.


Литература


  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004 .


  1. Булин - Соколова. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход. // Учитель, 2005 год, №3, с.63.


  1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Информационные технологии.


  1. Екшибарова Н.А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии. География в школе, 2006 год, с.42-50.


  1. Мылова Ирина Борисовна. Задачи учителя и способы их решения с использованием компьютера. //Естествознание в школе, 2006 год, №1,

6. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении.

// География в школе, 2004 год, №5.

// География в школе, 2004 год, №5.

7. Селеменов С. Информационные технологии в школе: проблемы и

поиски решения. //Информатика и образование, 2005 год, №5.

8. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования.

География в школе, 2004, №4.

9. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных

технологий в преподавании географии.// География в школе. 2003, №8.

10. Сайт: Все для учителя географии. Адрес: htt//geo.1september.ru/



© 2010-2022