- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 8-9 класс
Рабочая программа по географии 8-9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самутина Н.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы - «География России 8-9 класс». Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев «Дрофа» 2007год.
Обоснованием необходимости написания данной программы является деление курса на два года обучения 8-9 классы, 136 учебных часов, перераспределения количества часов по темам, выделения оценочных практических работ.
Изучение географии данного курса направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населении и хозяйства разных территорий, о своей родине - России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• выделять, описывать и объяснять, находить в разных источниках и анализировать информацию, обходимую для изучения географических объектов и явлений, территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние формирование культуры народов; районов разной специализации центров производства важнейших видов продукции, основ коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположения географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы представлять результаты измерений в разной форме; выявлять этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в ев местности; определения комфортных и дискомфортных парам ров природных компонентов своей местности с помощью при ров и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
о своей родине - России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Тематическое распределение часов.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная программа
Рабочая
программа
8 класс
1.
Особенности географического положения
10
10
Введение
4
История освоения и изучения территории России
6
2
Природа России
30
44
Природные условия и ресурсы
7
Климат и климатические ресурсы
6
Внутренние воды и водные ресурсы
4
Почва и почвенные ресурсы
4
Растительный и животный мир
3
Природно-хозяйственное районирование
20
Природно-хозяйственное районирование.
6
Характеристика природных зон.
6
Природные ресурсы природных зон, их использование.
8
3
Население России
10
14
Человеческий потенциал страны.
3
Половой и возрастной состав населения страны.
2
Народы и религии России
5
Языковой состав населения.
4
9 класс
4
Хозяйство России
30
26
Тема 1.Общая характеристика хозяйства
5
Тема 2 География отраслей и межотраслевых комплексов
21
Машиностроительный комплекс
5
Топливно-энергетический комплекс
3
Система отраслей производящих конструкционные материалы и химические вещества
7
Агропромышленный комплекс
3
Инфраструктурный комплекс
3
5
Регионы России
42
40
Экономическое районирование территории.
2
Тема 1.Европейская часть России Общая характеристика
1
Тема 2.Европейский Север
3
Тема 3.Центральная Россия
5
Тема 4.Европейский Северо-Запад
3
Тема 5.Поволжье
3
Тема 6.Европейский Юг
8
Тема 7.Урал
3
Тема 8.Азиатская часть России
1
Тема 9.Сибирь Западная Сибирь
4
Тема 10.Восточная Сибирь
4
Тема 11.Дальний Восток
3
6
Россия в современном мире
4
2
Резерв времени
14
Наличие практических работ
8 класс
7
9 класс
8
Раздел 7 География своей республики (края, области) темы распределены по региональному курсу.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Примерная программа: «География России» 8-9 класс. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.
В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География 8 класс
В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География 9 класс
И.И. Баринова. География. Природа России.8 класс.
В.П. Дронов, В.Я. Ром География. Население и хозяйство России.9 класс.
В.В. Николина А.И. Алексеев География населения и хозяйства России.9 класс.
Терская Терский. География Краснодарского края.
Атлас География. Природа России.8 класс.
Атлас География. Население и хозяйство России.9 класс.
Содержание обучения
Количество часов
География России VIII класс
Р А 3 Д Е Л I. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ
Введение.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств.
Границы России. Государственные границы России: виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа.
РАЗДЕЛ2. ПРИРОДА РОССИИ
Тема 1.Природные условия и ресурсы.
Понятие о природных условиях и ресурсах. Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры. Рельеф: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Тема 2.Климат и климатические ресурсы.
Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Тема 3. В нутренние воды и водные ресурсы.
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов, рост их потребления, загрязнение. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Тема 4.Почва и почвенные ресурсы.
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5.Растительный и животный мир.
Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие и факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Тема 6. Природно-хозяйственное районирование.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов.
Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.
Природные ресурсы природных зон, их использование. Экологические проблемы. Высотная поясность. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
РАЗДЕЛ3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ .
Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды населения России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.
Языковой состав населения. География религий в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства России.
География России IX класс
РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
Место и роль хозяйства России в мировой экономике.
Особенности структуры хозяйства. Основные этапы развития хозяйства
Географический рисунок индустриализации. Распад СССР и его географические следствия.
Тема 2. География отраслей и межотрослевых комплексов
Машиностроительный комплекс.
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав.
Факторы размещения машиностроительных предприятий.
География машиностроения. Главные районные центры
Особенности географии ВПК.
Топливно-энергетический комплекс.
Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика России. Типы электростанций, факторы размещения.
Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества
Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества
Металлургический комплекс: состав, структура, связь с другими комплексами.
Цветная металлургия России. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых металлов.
Химико-лесной комраплекс. Состав. Место и значение в народном хозяйстве.
Главные факторы размещения химико-лесного комплекса.
Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс
Состав и значение АПК.
Земледелие и животноводство.
Пищевая и легкая промышленность.
Инфраструктурный комплекс Состав и значение комплекса
Транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Морские порты страны.
Связь. Социальная инфраструктура. Состав, значение, перспективы развития.
РАЗДЕЛ 5: РЕГИОНЫ РОССИИ.
Экономическое районирование территории
Районирование России: принципы, факторы, проблемы.
ТЕМА 1. Европейская часть России общая характеристикаОсобенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России.
ТЕМА 2. Европейский Север
Своеобразие географического положения на севере Восточно-Европейской равнины. Население.
Влияние географического положения и природных условий на освоение территории.
Специализация хозяйства.
ТЕМА 3. Центральная Россия. Преимущества ГП и состав территории. Ресурсы.
Центральная Россия-очаг русской национальной культуры
Специализация хозяйства на наукоемких отраслях
Проблемы регулирования и развития крупныхгородских агломераций.
Внутрирегиональные различия. Узловые районы Центральной России.
ТЕМА 4. Европейский Северо-Запад Особенности географического положения района. Природные особенности.
Санкт-Петербург -северная столица региона. Хозяйство.
ТЕМА 5. Поволжье Географическое положение. Роль Волги в развитии региона.
Население. Агропромышленный комплекс. Ведущая роль региона в производстве с/х продукции. Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Хозяйство.
ТЕМА 6. Европейский Юг
Особенности географического положения региона и его состав. Природные ресурсы и хозяйство. Агропромышленный комплекс Краснодарского края.
Инфраструктура края. Внешние связи.
Экономико-географическое положение Краснодарского края.
Административное устройство. Население края. Отраслевая структура промышленности
Краснодарского края.
ТЕМА 7. Урал.
Особенности географического положения Урала, природные ресурсы.
Проблемы населения и трудовых ресурсов.
Отрасли специализации хозяйства..
ТЕМА 8. Азиатская часть России. Географическое положение. Разнообразие природных условий и ресурсов.
ТЕМА 9. Сибирь Западная Сибирь,
Географическое положение. Разнообразие природных условий и ресурсов.
Население и особенности специализации региона
Природно-хозяйственные районы Западной Сибири.
ТЕМА 10. Восточная Сибирь.
Географическое положение.
TЭK-основа хозяйства территории. Транссибирская магистраль, ее значение
ТЕМА 11. Дальний Восток
Особенности географического положения и проблемы территории.
Отрасли специализации района
Перспективы развития Дальнего Востока.
РАЗДЕЛ 6 РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Россия и страны СНГ.
Взаимосвязи России с другими странами.
136 часов
68 часов
10 часов
4
6
44 часа
7
6
4
4
3
20
6
6
8
14 часов
3
2
5
4
68 часов
26 часов
5
21
5
3
7
3
3
40 часов
1
3
5
3
3
8
3
1
4
4
3
2 часа
Перечень практических работ 8 класс
Практическая работа
№ 1
Ознакомление с общими и тематическими картами атласа, планами города и района, туристическими схемами, атласами дорог: решение простейших задач определение расстояний, абсолютных и относительных высот.
№ 2
Определение по физической карте географических координат крайних точек, границ РФ, нанесение их на контурную карту.
№3
Решение задач на определение поясного времени.
№ 4
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа, полезными ископаемыми по тектонической и физической картам, на примере отдельных территорий.
№ 5
Определение по климатической карте суммарной радиации для отдельных географических объектов, определение состояния погоды по синоптической карте.
№ 6
Определение по тематическим картам режима питания, годового стока, падения реки, хозяйственного использования.
№ 7
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон.
Перечень практических работ 9 класс
Практическая работа
№ 1 Обозначение на контурной карте республик РФ.
№ 2 Составление характеристики одного из угольных бассейнов
№3 Составление характеристики одной из металлургических баз страны.
№ 4 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам
№ 5 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
№ 6 Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану
№ 7 Составление экономико-географической характеристики промышленного узла.
№ 8 Составление характеристики Норильского промышленного узла.