Рабочая программа 5 кл. география

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География. Введение в географию.

(5 класс, 34 часа)

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Программа составлена на основе авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

Количество часов за год - 34, в неделю - 1 час

Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Данная программа отличается от авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. курсов «География» для 5 -9 классов тем, что в темы «Земля и её изображение», «История географических открытий» и «Природа Земли» добавлено по 1 часу из резерва, а количество практических работ в рабочей программе по сравнению с авторской сокращено с 10 до 8.

Тематическое планирование


РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

5

класс





АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1.

Наука география

2

2

2

2.

Земля и её изображение

5

6

6

3.

История географических открытий

12

13

13

4.

Путешествие по планете Земля

10

10

10

5.

Природа Земли

2

3

3


Резерв времени:

3




ВСЕГО ЧАСОВ:

34

34

34




Содержание учебного курса


Тема 1. Наука география (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.


Тема 2. Земля и её изображение (6 часов)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.


Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.


Перечень практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  4. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  5. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

  6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  7. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

  8. Организация фенологических наблюдений в природе


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  1. знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

  1. Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  5. Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

  8. Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы:


Программы, используемые в работе: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.


Учебник Е.М. Домогацких Э.Л. Введенский А.А. Плешаков, Введение в географию. 5 класс / М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

УМК: Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. География. Введение в географию. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.











© 2010-2022