Краеведческий подход в географии

Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Изучая учебный материал, школьники знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами.  Поэтому  необходимо большее внимание уделять краеведческой работе, изучению природных и экономических условий родного края.Школьная программа по географии п...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краеведческий подход в обучении географии.



«… Познать свой край изучить его - значить полюбить его еще более глубоко…».

А.С. Барков

Важная задача школы - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Детские годы - школа мышления, а учитель - человек, формирующий духовный мир своих воспитанников.

Задача учителя в том, чтобы понять детям связи в явлениях окружающего мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие острого и наблюдательного ума. Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.

Краеведению способствует чувство любви к своим родным местам, уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - селу, городу, где человек родился и вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край - Волгоградская область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и корнями уходит в старину. Волгоградская земля свидетель исторических событий прошлого и настоящего.

Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще и яснее, чем далёкое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальности. География - это предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащихся природы и хозяйственной деятельности человека. В новых условиях развития нашего государства и общества, федеральный компонент стандарта по географии включает содержание национально-регионального компонента - изучение географии своей области, района. Изучение «малой» Родины позволяет раскрыть любовь к своему району, своей местности, своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде, конструктивный географический подход.

Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники, начиная с 6 класса и заканчивая 9 классом, изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30% изучаемого материала. Географическое краеведение «мостик» между теорией и практикой.

Школьное краеведение осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, учитель определяет объекты исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Для этого надо хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Краеведение приносит большую пользу не только учащимся, но и самому учителю. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. «Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности».

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют образовательные знания. Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. Оба эти направления тесно связаны между собой. На краеведческом принципе должны строиться как обычные уроки, так и уроки- экскурсии (походы).

Главным фактором краеведения является активизация познавательного интереса учащихся, что способствует пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах. Проблемные ситуации, связанные с решением учебно-практических задач краеведческого содержания являются источником мыслительной деятельности человека. Краеведческие исследования могут быть индивидуальные и групповые, в виде докладов, отчетов, рефератов, альбомов, презентаций. Краеведение соединяет обучение и воспитание в единый процесс. Велико значение краеведения в осуществлении политехнического и природоохранного обучения. Связь с местными предприятиями требует ознакомления учащихся с техникой и технологией производства. Также учителя знакомят учащихся с примерами преобразования природы родного края, а учащиеся активно включаются в работу по её охране; с рациональным использованием природных богатств. Краеведение имеет различный характер содержания и многообразие форм осуществления, позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. Экскурсии (походы), обычные уроки и внеклассные занятия способствуют накоплению краеведческого материала. После экскурсий (походов) дети дают её описание, делают зарисовки, изготовляют коллекции, гербарии растений, пишут доклады на самые различные темы. Краеведческий материал используется на тех уроках, где он необходим.

При изучении начального курса (6 классе) знакомясь с целью и задачами курса, вспоминают методику организации метеорологических и фенологических наблюдений и выполняют её. При изучении формы и строения рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшей реки, пруда, источника. По теме «План и карта» привлекается план родного поселка Таловка. Учащиеся ориентируются на местности, учатся выполнять съемку местности. Также краеведческий материал используется по теме «Гидросфера» при описании реки (пруда), учащиеся узнают о методах гидрологических исследований. По теме «Погода и климат» учащиеся умеют составлять отчеты по месяцам, сезонам года, диаграммы и графики температур, влажности. Устанавливают связь между направлением ветра и характером погоды.

Краеведческие знания учащихся, полученные при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы являются определяющими при рассмотрении в дальнейшем природных комплексов и взаимосвязей между отдельными компонентами.

При изучении курса физической географии России (8 классе) также используется краеведческий подход. Учебный материал по теме «Климат России» является относительно сложным для учащихся. Основными элементами здесь являются: преобладающие сезонные ветры, характер влияния океанов на климат данной местности, преобладающая погода по временам года, количество осадков своей местности и коэффициент увлажнения. По теме «Внутренние воды» выясняется связь между характером строения рельефа и климатом, которые являются определяющими в формировании внутренних вод. Аналогично широко используется краеведческий материал при изучении почв, растительности и животного мира. Основное значение краеведческого материала здесь - помочь учащимся понять причинно-следственные связи в природной среде. Краеведческий подход в курсе географии 8 класса сохраняется и при изучении населения и хозяйства (первичного сектора экономики).

В курсе экономической географии (9 классе) после изучения темы «Поволжье» несколько уроков отводится географии своего региона. Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи в отношении природной среды и отношении хозяйства своего региона.

В современном мире сельская школа стала важным фактором жизни, сохранения села. Воспитывая и обучая подрастающее поколение, школа оказывает влияние на повышение как образовательного, так и культурного уровня населения. Выпускник сельской школы должен обладать не только теоретическими знаниями о системе понятий географии, объяснять структур, законы развития, функционирования и размещения на Земле природных и хозяйственных объектов, но и уметь применять их на практике: вести наблюдения за природными и хозяйственными явлениями и процессами, фиксировать, обрабатывать их результаты, анализировать.

Внеклассная краеведческая работа в нашем образовательном учреждении ведется давно и вызывает большой интерес у учащихся. Вместе с учащимися мы выполнили такие работы как «Национальные традиции и обычаи нашего края», «Тихая моя Родина», «Страницы истории быта нашего села», «Изучение влияния загрязнений атмосферы на здоровье человека» которые на региональном уровне имеют социальное, эстетическое и патриотическое значения. Чем больше учащиеся будут знать о своем крае, тем богаче будет история края, и будущее поколение всегда будет чтить память о прошлом во имя будущего нашего края, района.

© 2010-2022