Урок географии по теме Китай (11 класс)

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 11

Предмет: география

Тема: "КИТАЙ"

Цели:

- Сформировать целостное представление о Китае.

- Продолжить развивать умение самостоятельно работать с различными источниками.

- Проверить качество усвоения знаний на уроке.

- Расширить знания учащихся о КНР, тем самым привить интерес к изучаемой теме.

Оборудование: карты Китая (физическая, экономическая), сообщения учащихся, раздаточный материал (приложение)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.

План:

1. Территория, границы, положение.

2. Государственная символика.

3. Государственное устройство. Политическая система.

4. Население.

5. Хозяйство:

- промышленность;

- транспорт;

- сельское хозяйство.

Ход урока:

І. Изучение нового материала.

1. Территория. Границы. Положение.

Китай, официальное название Китайская Народная Республика, сокращенно КНР- государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1 млрд.300млн. чел.), занимает третье место по размерам территории в мире.

Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. КНР омывается Бохайским заливом, Жёлтым, Восточно - Китайским и Южно - Китайским морями. В прибрежной зоне насчитывается более 5000 островов, среди которых самые крупные - Тайвань и тропический остров - Хайнань.

Рельеф Китая на западе высокогорный, а по мере приближения к морю постепенно понижается. Эта особенность рельефа благоприятна, т.к. позволяет влажным потокам морского воздуха проникать вглубь страны, с другой стороны, она обусловила течение большинства китайских рек с запада на восток. Крупнейшими реками являются Янцзы и Хуанхэ. Общая протяжённость рек в Китае - 220 тысяч км. Китай граничит с 4 государствами.

Задание: - пользуясь картой атласа, назовите эти страны;

- сравните Китай по числу стран - соседей с Россией;

- по карте Китая в атласе определите, с какими государствами эта

страна имеет сухопутные границы.

2. Государственная символика (Сообщение учащихся)

Герб КНР был принят в 1950г. Он состоит из изображения Ворот Небесного Спокойствия - входа в Запретный город с площади Таньаньмэнь в Пекине - в красном кругу.

Над изображением Ворот располагаются пять звёзд, как на гос. флаге КНР. Круг обрамляют колосья пшеницы, отражающие маоистскую философию аграрной революции. В центре нижней части обрамления расположено зубчатое колесо, символизирующее промышленных рабочих. В центре герба изображена площадь в городе Пекине, на которой возвышаются ворота Тяньаньмэнь, что в переводе означает "Ворота Небесного спокойствия". Эти ворота символизируют древние традиции китайского народа.

Флаг КНР ("Пятизвёздный Красный Флаг") был разработан Зен Лиансоном, экономистом и актёром из провинции Чжэцзян. Флаг был учреждён 1 октября 1949г. на Народном политическом консультативном совете. Его основной цвет - красный цвет коммунизма. В левом верхнем углу помещена пятиконечная жёлтая звезда, обрамлённая дугой из четырёх меньших звёзд. Крупная звезда олицетворяет лидерство коммунистической партии. 4 звезды символизируют 4 класса: рабочих, крестьян, мещан (интеллигенцию) и патриотических капиталистов.

3. Государственное устройство. Политическая система.

(Сообщение учащихся)

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. Её возраст составляет 5 тыс. лет. Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям извне, но большинство захватчиков рано или поздно подвергались китаизации и ассимилировались в китайский этнос.

После образования КНР в декабре 1949г. были приняты 4 Конституции (1954,1975, 1978 и 1982). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982г), КНР - социалистическое государство демократической диктатуры народа.

Высший законодательный орган гос. власти - Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Его постоянно действующий орган - Постоянный комитет. Глава государства - Председатель (или президент), избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5 лет.

Законодательный орган - однопалатное Всекитайское собрание народных представителей.

Исполнительная власть (правительство) - Государственный совет. Его состав и председатель (Премьер Госсовета) утверждаются ВСНП. С 1949г. правящей являлась Китайская коммунистическая партия. Согласно Конституции 1982 года, Китай - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.

В пределы территории Китая входит 22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин.

4. Население.

По этническому составу большинство населения Китая составляют китайцы (самоназвание - "хань") В китайском языке 7 основных диалектов, различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах. Китайская иероглифическая письменность насчитывает 50 тыс. знаков, в том числе наиболее употребительных 7 тыс. Оканчивающий начальную школу должен знать 3,5 тыс. иероглифов; количество чёрточек в каждом из них может доходить до 30. Каждый иероглиф китайского языка произносится под определённым музыкальным тоном. При этом в зависимости от тона многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, могут иметь совершенно различные значения. Слог "ма", произнесённый первым тоном, означает "мама", вторым - "конопля", третьим - "лошадь", четвёртым - "ругать"

Китай - многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей.

Китай занимает 1-е место в мире по численности населения (свыше 1 млрд 300млн чел.) Это страна с относительно низкой рождаемостью, низкой смертностью, низким естественным приростом. Тем не менее, Китай страдает от перенаселённости, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Если бы она не проводилась, численность населения Китая росла бы ещё более высокими темпами. Сначала официально разрешалось делать аборты и стерилизацию; затем были жёстко ограничены возраст вступления в брак (для женщин до 20, для мужчин до 22 лет), были продуманы материальные поощрения и наказания. Народ Китая живёт под демографическим девизом: один ребёнок в семье, одна супружеская пара - один ребёнок, народ без братьев и сестёр. Те супружеские пары, которые ограничиваются одним ребёнком, получают материальные льготы, пользуются преимуществом при получении жилья, места в садике и т.д. Если в семье более двух детей, на неё налагается штраф до 1,5 тыс. юаней, увольнение с работы, принудительная стерилизация и т.д.

Есть и ещё одна проблема: заводя одного ребёнка, многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться.

Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации в Китае, однако страна начала резко стареть. В скором времени молодёжи будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров, считают экономисты.

4. Экономика.

Хотя Китай называет себя социалистическим государством, его экономика развивается по рыночному пути, а мотором экономического роста являются частные предприятия. В соответствии с Конституцией Китая, частная собственность является "неприкосновенной", а государственная - "священной".

Начиная с 1980г. китайская экономика растёт в среднем на 15% в год.

Работа в группах:

Промышленность (1 группа)

Задание: на основании анализа атласа, таблиц Приложения учебника и дополнительного материала дайте характеристику промышленности Китая.

Транспорт (2 группа)

Задание: на основании анализа карты атласа "Транспорт" и дополнительного материала дайте характеристику транспорта Китая.

Сельское хозяйство (3 группа)

Задание: на основании анализа карты атласа "Сельское хозяйство", дополнительного материала и учебника дайте характеристику сельскому хозяйству КНР.

Выступления групп.

Выводы.

Домашнее задание:

1.Прочитать о Китае (с. 246-254)

2.Подготовить сообщения:

"Экологические проблемы Китая и Японии";

"Великий шёлковый путь (Китай)".


© 2010-2022