Конспект урока географии в 6 классе по теме Ветер

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Движение воздуха»

Цели: сформировать представление об образовании ветра;

выявить причины возникновения ветра;

установить от чего зависит скорость и сила ветра;

познакомить с понятием «бриз»;

выяснить какое значение ветер играет в природе и в жизни человека;

развивать мышление, речь;

воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний

Ход урока

І Организационный момент.

ІІАктуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала.

На этом уроке мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Мы будем изучать движение воздуха.

Отгадайте загадку

Хоть бескрылый, а летает.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде -

Миг - и нет его нигде.

(Ветер)

Какова тема урока?

Установим, какая существует связь между движением воздуха и ветром.

Ветер называют странником - невидимкой, скороходом. Он вездесущ и могуч. Ветер поднимает морскую волну, волнует пшеничное поле. Он, то нежно колышет былинку, то с корнем вырывает столетнее дерево.

С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт.

Скажите: «что вам известно о ветре?».

А что вы хотите узнать на уроке?

А теперь сформулируйте цели нашего урока.

Знакомство с целями урока:

- выяснить, что называют ветром,

- выявить причины образования ветра,

- узнать от чего зависит сила и скорость ветра,

А ещё мы будем учиться выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи

ІІІ Изучение нового материала (стадия осмысления)

  1. Подготовительная беседа

Что называют атмосферой?

Каков состав воздуха?

Какими свойствами обладает воздух?

Как связаны температура и давление воздуха? Раскрыть от чего зависит температура воздуха и от чего зависит давление

А ещё воздух обладает подвижностью.

Сейчас мы с вами установим, какая же существует зависимость между температурой, давлением и движением воздуха.

  1. Работа у доски (все работают в тетрадях)

Зависимость между температурой и давлением воздуха

Температура Давление

  1. Тёплый воздух (лёгкий, устремляется вверх) Низкое

  2. Холодный воздух (тяжёлый, опускается вниз) Высокое

  3. Увеличивается понижается

  4. Уменьшается повышается

Попова Вика и Сиволапов Женя проводили исследовательскую работу о зависимости температуры, давления и движения воздуха. Сейчас они расскажут и продемонстрируют что им удалось установить



  1. Проведение опыта, подтверждающего движение воздуха

Улица Помещение

Температура 0° + 22°

Давление выше ниже

Движение →

Вывод: установили, что воздух движется из области с высоким атмосферным давлением в область с низким атмосферным давлением, более холодный воздух вытесняет тёплый, следовательно, происходит движение воздуха.

На этом свойстве воздуха основан процесс проветривания. Согласно санитарным нормам, кабинет нужно проветривать до начала занятий (10 - 15 мин.), после занятий, и на переменах, при такой температуре воздуха, как сейчас на улице, на маленьких переменах необходимо открывать окно на 2 - 5 мин., на больших переменах - 15 - 25 мин.

Итак, расположите таблички с надписями явлений в правильном порядке

Движение воздуха, разница в нагреве воздуха, разница в атмосферном давлении

Ребята, а как по - другому можно сказать о движении воздуха? Каким словом можно заменить это выражение?

Подумайте, что такое ветер?

  1. Работа по учебнику (стр.135)

  1. Найдите в учебнике определение ветра и прочитайте.

Ветер - это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением.

  1. Напишите в тетради это определение.

  2. Назовите ключевое слово. Подчеркните его карандашом.

  3. Назовите признаки. ( движение чего?, движение воздуха откуда?, движение воздуха куда?)

  4. Что такое ветер?

  5. Почему дует ветер? Какова основная причина?

  6. Запомните, чем больше разница в давлении ветра, тем сильнее ветер, тем быстрее он будет двигаться.

  1. Определите, в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае ветер будет сильнее?

  2. А 740 мм рт ст Б 750 мм рт ст

  3. А 763 мм рт ст Б 758 мм рт ст

  4. А 754 мм рт ст Б 754 мм рт ст

  1. Итак, повторим. Что такое ветер? Главная причина образования ветра.

  1. Закрепление механизма возникновения ветра

А теперь давайте вспомним лето и себя на берегу моря или водоёма.

Формирование понятия «бриз». (Беседа)

- Вспомните лето и себя на берегу реки или моря.

- Откуда жарким летним днём веет прохладой? (конечно от воды)

- Почему?

- Как происходит нагревание и охлаждение поверхности суши и воды?

- Анализ рисунка 119 на стр. 136 Днём суша нагрета сильнее, чем водоём. Значит, над водоёмом будет более высокое давление, поэтому ветер дует с моря на сушу.

Ночью всё будет выглядеть наоборот. Вода нагрета сильнее, следовательно, воздух над ней теплее, тогда давление над сушей выше и веете дует с суши на море.

Ветер, который меняет направление два раза в сутки, днём дует с моря на сушу. А ночью с суши на море, называют бризом.

- что такое бриз? Почему он образуется?

Физкультминутка

6. Значение ветра Поговорим о значении ветра. Что вы знаете?

Ветер великий в природе работник. Вспомните, ещё А.С.Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море…

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод -

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам, и

Громоздят они причудливые формы.

В.Гюго

Значение ветра в природе велико. Если бы не было ветра, то над сушей не выпадало бы ни капли дождя, так как именно ветер переносит влажный воздух с океанов на материки. Ветер уносит загрязнённый воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится

Ветер разрушает горы, создавая причудливые очертания, создаёт новые формы рельефа, например, барханы, дюны.

Ветром на большие расстояния переносятся семена растений.

Человек давно заставил ветер служить себе. Географические открытия были совершены мореплавателями, которые отправлялись в путь на парусных кораблях, подгоняемых ветром. С давних времён сила ветра использовалась на ветряных мельницах. Сейчас строят ветряные двигатели, которые превращают силу ветра в электричество.

Ветер- создатель. Он перегоняет тучи, очищает воздух, вырабатывает электроэнергию, полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла, люди ещё в древности поняли, что лодка может и без вёсел плыть, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

и кораблик подгоняет,

он бежит себе в волнах,

на раздутых парусах

А можно сказать о ветре - разрушителе

Ростовская область - один из самых ветреных районов страны. Из - за перепада давления между Чёрным морем и территориями, расположенными восточнее нашей области, на Дону наблюдаются сильные бури. При этом сильный продолжительный ветер срывает поверхностный слой почвы, поднимает её вверх и несёт. Так в 1969 году в некоторых местах ветер снёс 10 сантиметровый слой земли и перенёс это на большие расстояния. В отдельных районах отложил пыль валами высотой до 1,5 метра.

ветер - разрушитель (стр.137 учебника, рис. 121)

6. Демонстрация слайдов - примеры различных видов ветра

Υ Закрепление знаний

1.Беседа

1) Что такое ветер?

2) Главная причина образования ветра

3) Что вы узнали о бризе? Причина образования этого ветра? Где встречается? Сколько раз меняет своё направление?

4) Составление синквейна со словом «ветер» (работа в парах)

1. существительное (ветер)

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. фраза из четырёх слов или предложение

5. существительное (вывод)

5) Работа в группах. (по 4 человека). У вас есть карточки со значением давления, вам нужно

выбрать два географических объекта, расположенных рядом. Это могут быть, например, Индо - Ганская низменность и горы Гималаи, определить давление, и показать стрелкой направление ветра.

Например, Индо- ганская низменность - 750 мм рт.ст., Гималаи - 780 мм рт. ст. Берёте табличку и прикрепляете её к географическому объекту на карте и стрелкой указываете направление ветра. прикрепите табличку 750 мм рт.ст. к низменности, а 780 мм. Рт. ст. к Гималаям, а теперь стрелку. И один кто - то выйдет к доске к карте.

4) В чём заключается значение ветра?

2. Что вы узнали на уроке?

3. Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал.

Самостоятельная работа

ΥІ Итог урока

Что мы изучали? Каковы были цели? Оценки

ΥІІ Домашнее задание: пар.21, стр.135 -137

Можно написать эссе «Ветер», можно рисунок на тему «Ветер», можно стихотворение написать

Разноуровневые задания

Дополните

1. Ветер -это ______________________________________________________

2. Главная причина образования ветра____________________________

3.Ветер дует из областей _____________ давления в области ____________ давления

4. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем _________________

5.Бриз - это ___________________________________________

6. Человек использует силу ветра для ______________________

7. В природе ветер может создать _________________________________

8. Вычеркните лишнее слово:

Дождь, град, бриз

Бриз, дождь, ветер

Термометр, бриз, барометр

Вставьте пропущенные слова:

9. С высотой температура воздуха ________________ на каждый километр на ________градусов. Холодный воздух ______________ тёплого.

10. Составьте схему образования бриза.

День Ночь

11. В безветренную погоду дым от костра поднимается вверх. Почему?

Объясните:

12. Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?

ΥІ Итог урока

ΥІІ Домашнее задание:



© 2010-2022