Представление работы на конкурс Учитель Года Моя педагогическая концепция

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

приложение №1 протокола №2

заседания МО естественных наук

от

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Я впервые представляю, мою педагогическую концепцию на конкурсе "Учитель года - 2012". ( слайд 2)

Лучшим учителем для человека является время. Все 8лет, что проработала в школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников .

В настоящее время у меня более 200 учащихся. Все они очень разные. Как сделать так, чтобы заинтересовать их моим предметом?

Как сделать так, чтобы в течение 40 минут они все работали?

Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневности?

Дать ответ на эти вопросы не легко. Прежде всего существенную роль играет урок.

И как говорит педагог Михаил Николаевича Скаткин ( слайд 3): «Урок - клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания география - наука богатая, обществоведческая…

Как много значит при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо - видеть в своем ученике личность - индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками.

Я - учитель! Моя задача - связать предмет географии с реальной жизнью, заинтересовать ученика предметом, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.


Слайд 4

В основе моей работы является позиция, что роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником. Однако , мой опыт подтверждает, что есть ещё ситуации, когда я, учитель, нахожусь в позиции обучения и НАД учеником, и ПОД учеником… Ян Амос Коменский говорил: « Что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое»

Для себя я определила, что прогнозирование положительного результата является одним из ведущих принципов педагогической деятельности учителя, но для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание предмета и широта кругозора, серьезное, уважительное, партнерское отношение к ученику, честность и искренность во взаимоотношениях, всё то, что было близко Константину Дмитриевичу Ушинскому.

Начиная с "мелочи" и "детали", я рассуждаю, ищу, спорю, ошибаюсь и исправляюсь, доходя до больших обобщений: от детали - через поиск - к обобщениям. И иногда поиск, начатый на уроке, продолжался за его пределами, а в некоторых вопросах продолжается и поныне…

Слайд 5

что будущее не только за интегрированными уроками, но и за метапредметностью. Иногда трудно определить, какой из школьных предметов - ведущий, ведь урок для нас, это кусочек прожитой жизни…

Моя позиция учителя - это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:

постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;

использование различных источников знаний - людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;

организация работы в группах разного состава;

игра, погружение в предмет.

Мои методы обучения:

Проблемное изложение Исследовательский Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Репродуктивный

И вместе с тем, немаловажную роль в моей работе играют современные технологии и компьютер.

Слайд 6


Компьютер является инструментом учителя для подготовки к уроку.

С его помощью учитель:

создаёт дидактический материал

готовит наглядный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, презентации)

использует информационные ресурсы сети Интернет

пользуется электронной почтой и участвует в сетевых педагогических сообществах,

но я не настолько наивна, чтобы считать наличие компьютера или мультимедийной доски признаком современного учителя или урока 21 века!!!!

Слайд 7

Всё это позволяет сделать уроки интереснее и разнообразнее( слайд 8-9), пробуждает в школьниках интерес к изучаемому предмету, любовь и бережное отношение к своей стране.


Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Глобальная информационная сеть таит в себе множество возможностей, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе.

И для этого педагогу нужно научиться самому ориентироваться в бескрайних глубинах сети, то есть находить нужное, отбрасывать лишнее. Кроме этого, компьютер, подключенный к Интернету или информация, предварительно взятая в сети и необходимым образом подготовленная и адаптированная к учебному материалу, может быть использована при моделировании инновационных уроков.

Отныне моя педагогическая концепция включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование - это очень эффективно!!


Обобщён опыт работы по проблемам: «Проблемное обучение на уроках географии», « Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеклассной образовательной деятельности»; Проведены мастер-классы «Интернет-ресурсы на уроках географии», «ИКТ и интернет-ресурсы как средство для успешной сдачи ГИА по географии», «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В КУРСЕ «КУБАНОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ».

С 2007 года меня интересует интеграция географии с краеведением, биологией, экологией, в которой ведущее место занимает повышение мотивации учащихся к изучению родного края. С этой целью мною разработаны и проведены циклы уроков, посвящённые географическим названиям, красной книге, памятникам природы, качеству товаров и услуг края.

ОВЛАДЕНИЕ ГЕОГРАФИЕЙ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ!!

Слайд 10

В своей работе я использую различные формы воспитательной работы, особое место среди них занимают тематические классные часы, результаты которых публикуются в школьной газете «Наша гимназия». Являясь классным руководителем 8 класса, я провожу родительские собрания в виде совместной экскурсии родителей и их детей по интереснейшим местам нашего края, .

Для меня НИКОГДА не вставал вопрос: Что выбрать - обучение или воспитание…. Исхожу из того, что воспитанный ребёнок НИКОГДА не допустит того, чтобы остаться необразованным, вот почему можно с уверенностью сказать, что моя педагогическая концепция - ВОСПИТАТЕЛЬНО))) - ОРИЕНТИРОВАННАЯ)))))))…


Систематическое использование ресурсов Интернет, изучение и апробация опыта коллег со всей России, позволили мне по-новому взглянуть на оформление разработок к урокам, содержанию и наполнению уроков. Учитель не должен стоять на месте, а должен развиваться, принимать участие в конкурсах, чтобы не только проявить себя, но и узнать что-то новое, ведь «принимаю участие» в создании нашей новой школы, ращу в себе НОВОГО учителя! Слайд 11


Теперь об исследовательской работе.

Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету и во внеурочной деятельности. Слайд 12


Мои исследования показали, что по решаемым педагогическим задачам образовательные средства ИКТ можно классифицировать на:

а) средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

б) средства практической подготовки (задачники, практикумы, тренажеры);

в) вспомогательные средства (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

г) комплексные средства (дистационные учебные курсы). Слайд 13


По функциям в организации образовательного процесса выделяют

информационно-обучающие , интерактивные и поисковые ресурсы,

А по типу информации считаю правильным разделить образовательные ресурсы на ресурсы с текстовой информацией ( учебники, тесты, словари, энциклопедии,);

б) ресурсы с визуальной информацией (коллекции фотографий, портретов, иллюстраций);

в) электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуки природных явлений). Слайд 14

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Мною апробированы учебные электронные мультимедиаиздания серии «1С - Образовательная коллекция» /Разработчик - Республиканский мультимедиацентр Министерства образования РФ:

Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:

· Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса

· Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса

· Интерактивный практикум

· Контрольные вопросы и тесты

· Словарь терминов и понятий, список персоналий

· Блок дистанционного обучения . слайд15


За время работы по данной проблеме самообразования у меня сложились направления применения ИТ в обучении географии, рассмотренные на схеме, когда мультимедиа-учебники служат для организации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, а также для проверки результатов обучения с помощью практических заданий и тестов.


А теперь о моих планах:

В проекте на 2010-2011 учебный год - апробация мультимедийного учебника «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»;

Учебников виртуальной школы Кирилла и Мефодия за курсы 6-10 классов и издательства «Дрофа», а также Электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и единого окна доступа к образовательным ресурсам.


Упомянутые мною электронные пособия, это усложнённые презентации, которые становятся все более актуальными в учебном процессе - как эффективный способ представления информации.

Они помогают сделать подачу нового материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Процесс обучения проходит более успешно, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включения видеофрагментов.

Работа с презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых элементов.

Я прекрасно понимаю, что технологический прорыв общества в последние годы нацелил современного ребенка на поглощение информации, поэтому и я всегда в сомнениях, всегда в поиске.

На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.

В результате использования на уроках мультимедийных учебников произошло повышение мотивации учащихся к изучению географии;

· увеличение количества учащихся 9-х классов, которые выбирают географию для сдачи профильного экзамена (с 7 человек в 2009-20010 учебном году до 15 человек в 2001-2012 учебном году);

· самостоятельное участие учащихся в Интернет-олимпиадах и Интернет-конкурсах по географии. Часто учащиеся сами ищут необходимую информацию в интернете.

Поисковый подход предполагает обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, создает возможность самостоятельно развивать учащимися свой новый опыт и они уже не просто «скачивают» рефераты из Интернета или с диска, а ведут избирательный поиск необходимой им информации с этих носителей, не переписывают чужую работу по заданной теме, выдавая ее за свой проект, а действительно работают над той темой, которая их интересует.

Поэтому мои ученики, участвуя в олимпиадах, по праву занимают призовые места и мне не приходится краснеть за них. Слайд18

Вот они, мои результаты, это успехи моих учеников:

Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.

Таким образом, моя педагогическая концепция имеет, на мой взгляд, убедительное подтверждение!!


Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыта для всего нового и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы, чтобы стать Новым Учителем Нашей Новой Школы.


© 2010-2022