Публикация на тему Креативность учителя и ученика в преподавании географии

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Креативность учителя и ученика в преподавании географии

Полиектова Людмила Львовна

учитель географии первой квалификационной категории МБОУ «Лицей №159» Советского района города Казань

В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения россиян приобретают приоритетное значение как для системы образования, так и для общества в целом, для исторической судьбы России в ближайшие десятилетия.

Реализация идей личностно-ориентированного обучения в географии с учётом развития творческого потенциала означает создание каждым учеником личностно-значимого мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.

Уникальность щкольного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении подростка, а значит, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка.

Творческие задания можно рассматривать как средство, позволяющее формировать знания на более высоком уровне. Процесс решения таких заданий потребует от школьников не простого воспроизведения знаний по географии, а способности творчески использовать свои знания и умения внутрипредметного и межпредметного характера. Творческий процесс предполагает самостоятельный перенос и переформирование известных знаний и способов деятельности в новую ситуацию. В процессе познания ученик переходит от имеющихся знаний к индивидуально новым. На уроках географии можно и нужно учить: развивать способность свертывать и развертывать информацию; развивать способность моделировать; прогнозировать полноценные интерпретации.

Для развития творческого потенциала учащихся на уроках географии определяющую роль играют частично-поисковый и исследовательский творческие методы. Основным критерием творчества рассматривается возникновение внутриличностного переживания, связанного с желанием решить поставленную проблему и осознания отсутствия в личном опыте готовых средств для ее решения.

При изучении географии Республики Татарстан учащиеся 8-9 классов получают творческие задания: «Мой любимый уголок природы», «Река в моей жизни», «Лес в моей жизни», «Топонимы родного края». Используя исследовательский и частично-поисковый творческие методы, школьники создают замечательные творческие проекты.

Географию, основу которой составляют путешествия и исследования, трудно представить без креативности учителя и ученика. Учитель предлагает творческое задание, а учащиеся, применяя творческое решение, оформляют это задание. Каждый первый урок после летних каникул у нас, у учителей географии, это урок впечатлений, воспоминаний, удивлений, открытий от посещенных мест учителем и учащимися. Стоит умело направить, предложить ученику оформить свои переживания и творческий проект готов.

Ежегодно в нашем лицее в рамках месячника географии проводится конкурс творческих работ. В последние годы он проходил под названиями: «География и мы», «Земля - наш дом», «Моя малая родина -Казань», «Как прекрасен этот мир». Каждая работа поражает своим воображением, масштабностью мышления, изобретательностью, идейным содержанием. Тот богатый материал творческих работ учащихся, который имеется у нас в кабинете, приведён в систему в связи с оформлением его под девизом: «Я - исследователь, я - путешественник». Творческие работы старшеклассников по исследованию стран привели последних к оформлению их в виде контура страны, изображения государственного флага.

Пятиклассники в конце учебного года оформляют экологическую книгу, в которую включают рисунки, сказки, стихи, советы, эссе на экологическую тему, опираясь на полученные знания по окружающему миру, используя свои творческие способности рисовать, сочинять, комбинировать.

Идея создания географического портфолио - конек нашего кабинета. Над формированием творческих копилок учащиеся начинают работать в 5 классе. Ребята, собирая портфолио, видят результаты своего труда, совершенствуют его, конкурируя друг с другом. В 11 классе на последнем уроке географии мы подводим итоги географического творчества. Сколько радости, эмоций, впечатлений, волнительного состояния переживают учащиеся в тот момент!!!

Согласна с коллегами, которые определяют обучение как передачу опыта с последующим творческим наполнением его учеником. Творческие задания как кружева вплетаются в преподавание географии, являясь стремлением к совершенству, склонностью к самостоятельности, углубленной работе учителя и учащихся. И в заключении хочется сказать, что только креативность учителя может способствовать креативности и развитию творческого потенциала ученика в преподавании географии.

© 2010-2022