- Преподавателю
- География
- «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коробова Т.И. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Для реализации нового подхода на основе личностно - ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Основная дидактическая идея данной технологии предусматривает развитие личности, самостоятельно добывающей знания и приобретающей умения. Вместе с тем, в этой технологии активно формируется опыт творческой деятельности учащихся и их эмоционально - ценностное отношение к миру.
Уникальное положение школьной географии "мостик" между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные интеграционные возможности. География формирует комплексное и системное представление о Земле, формирует у школьников умения и навыки ориентации и социально - ответственного поведения в окружающем мире.
Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. В классно - урочной системе обучение осуществляется обычно путем проблемных заданий, ситуаций. Потепление климата - проблемы и пути решения, Туризм в Антарктиде - 7-й класс; Экологические проблемы озера Байкал, Герб природных зон - 8-й класс; Туризм Волгоградской области - 9-й класс; Демография мира и т.д.
Проекты чаще всего решаются с помощью групповой формой работы - ролевая игра, но имеется и персональные проекты. Персональный проект - это творческая работа, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Потребность - мотив - цель - задачи - действия.
Начиная уже с педагогической практики в университете, мне стала интересна данная технология. Проектная деятельность не имеет возрастных ограничений, и доступна каждому из обучающихся, это и вошло в основу реализации данной технологии в классно - урочную систему.
Любая проектная деятельность, будь то на уроке или вне класса, осуществляется согласно разработанному плану.
-
Диагностика и определение проблемы для решения
-
Формирование идеи и создание образа - эскиза проекта
-
Программа реализации проекта
-
Определение условий реализации проекта и обратная связь
-
Завершение проекта и его экспертиза
Общая схема подготовки и проведение учебной ролевой игры по защите проекта.
Подготовка: 1-й этап
Определение темы проекта
Постановка учебной проблемы для обсуждения
Определение ролей и правил ролевого поведения участников игры
Определение сюжета предстоящей игры
Подготовка: 2-й этап
Совместная подготовка всех учеников
Индивидуальная и групповая подготовка всех участников
Окончательная обработка сюжета
Введение новых ролей (если возникла необходимость)
Проведение и подведение итогов: 3-й этап
Проведение защиты и обсуждение проектов
Подведение итогов
В качестве примера проектной деятельности на уроке географии, я предлагаю рассмотреть довольно актуальную тему на краеведческой основе.
Развитие туризма в Волгограде
Среди представленных населению услуг, особое место принадлежит рекреации - деятельности, направленной на укрепление здоровье человека, удовлетворение его эмоциональных и духовных, культурных потребностей.
Рекреация должна способствовать и созданию благоприятной сферы обитания человека. К основным видам рекреационной деятельности относится: туризм и экскурсии, санаторно-курортное лечение, организация места отдыха населения, формирования зон отдыха. В Волгограде есть все необходимые предпосылки для развития данных услуг. Это в первую очередь городские парки, целебные минеральные воды и водные объекты, памятники и живописная архитектура. Но в тоже время, туризм в Волгограде занимает весьма скромное место на общероссийском рынке туристических услуг.
Таким образом, сегодня мы попробуем с вами привлечь туристов из других городов и даже стран.
Вы должны создать экскурсионный маршрут " Проспект туристу", в котором вы расскажите о созданном маршруте из 3-7 объектов, заинтересовав потенциальных туристов. Проспект должен соблюдать определенную тематику: "Памятники города", "История Волгограда", " Архитектура Волгограда", "Отдых в Волгограде" и т.д.
Программа реализации проекта:
-
Выберите тематику вашей экскурсии
-
Выберите по данной тематике 3 объекта посещения
-
Расскажите особенности выбранных объектов
-
Создайте проспект своей экскурсии
-
Включите свою фантазию и заинтересуйте потенциального туриста
Условия реализации проекта
За 3 минуты защитите свою экскурсию. После всех выступлений, каждый потенциальный турист выберет понравившуюся экскурсию и купит ваш проспект.
Обсуждение проектов
-
Какой проект вам больше понравился?
-
Насколько удачным оказался ваш проект?
-
Интересно ли было работать над данной проблемой?
-
Хотелось бы продолжить работу над данным проектом?
-
Хотелось бы изменить процесс работы? Почему?
Спасибо за работу.
Одно из достоинств проектной деятельности - создание в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.
Для обобщения на уроке и выяснение общего представления о полученных знаниях учащихся я использую следующий прием синквей - пятистишье.
-
Первая строчка - существительное, определяющее тему.
-
Вторая строчка - два прилагательных определяющий признак.
-
Третья строчка - три глагола действия.
-
Четвертая строчка - фраза, отражающая суть явления.
-
Пятая строчка - существительное - резюме.