• Преподавателю
  • География
  • Разработка урока по учебному предмету Человек и мир 5 класс по теме Земная кора и недра Земли с использованием технологии разноуровневого обучения (ТРО)

Разработка урока по учебному предмету Человек и мир 5 класс по теме Земная кора и недра Земли с использованием технологии разноуровневого обучения (ТРО)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Земная кора и недра Земли.

Цель: формирование знаний о формах и размерах Земли, образовании и внутреннем строении Земли; начало формирования мировоззренческой идеи о целостности всех земных оболочек ; привитие навыков самостоятельной работы.

Задачи обучающие -

  • Введение понятий «внутреннее строение Земли - ядро, мантия, земная кора»; развитие пространственных преставлений о шарообразности Земли, о глобусе как модели Земли;

воспитательные --

  • Содействовать в ходе урока формированию и воспитанию мировоззренческих понятий (единство происхождения и целостность оболочек Земли);

  • трудолюбия

развивающие -

  • для решения задачи развития у учащихся самостоятельность мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную работу с учебником и атласом

  • Для развития познавательного интереса к предмету человек и мир обеспечить в ходе урока содержание информации вызывающей удивление, изумление, восторг.

  • В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации обеспечить наличие заданий разного уровня обучающего, конструктивного, творческого.

Тип урока: Изучение новых знаний

Технология: технология разноуровневого обучения (ТРО)

Средства обучения: глобусы учебные, атласы, учебник, уровневые карточки.

План урока.

1. Оргмомент

2. Проверка дом задания

3. Мотивация

4.Актуализация опорных знаний

5. Изучение нового материала

6. Первичное закрепление

7. Коррекция

8. Выбор учениками целей урока

9. Отработка материала по уровневым карточкам

10. Контрольный тест

11. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие. Проверьте, вы приготовили все необходимое для работы на уроке: учебники, тетради, атласы, линейки, простые карандаши, ручки?

Надеюсь, что у вас хорошее настроение и наш труд сегодня на уроке будет успешным. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы " Земная кора и недра Земли ". (запись темы в тетради)

2. Проверка дом задания.

3. Мотивация. Сегодня на уроке вы сможете получить такие знания о нашей планете, которые помогут вам лучше усвоить в старших классах географию, астрономию, а также уже теперь дадут возможность больше понимать научно-популярные фильмы о нашей уникальной планете.

4.Актуализация опорных знаний (Сообщения учащихся сведений известных о Земле)

5. Изучение нового материала.

Отгадайте загадку: На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

Глобус. Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели, которая называется земным глобусом. На его поверхности изображены материки и острова, океаны и моря. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.

Точными измерениями установлено, что форма Земли несколько отличается от шара: расстояние от центра Земли экватора составляет 6377 км, а от центра до полюсов на 21 км меньше. Это объясняется вращением планеты вокруг воображаемой оси. Места выхода этой оси на поверхность, называют полюсами. (показ на глобусе) Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. (Демонстрация рисунка). Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно пять лет.

Земля начала образовываться 5,5 млрд. лет назад из газопылевого облака, которое вращалось вокруг Солнца. Скорость вращения была невелика, пылинки слипались, глыбы сталкивались и объединялись. С возрастанием массы Земли её недра сжимались и разогревались. Со временем они разогрелись до температуры, при которой стали плавиться. Тогда и стала от вращения Земля сплюснутая у полюсов.

В разогретых недрах тяжёлые вещества опускались к центру под действием силы тяжести и образовали ядро, состоящее из атомов тяжёлых металлов железа и никеля. Внешнее ядро жидкое, а внутренне твёрдое. Вещества, состоящие из атомов кремния, кислорода и магния образуют мантию. Она разогрета до 2500°С, но не расплавляется так как высокое давление слоёв , которые лежат выше «уплотняет» расположение атомов. При образовании Земли лёгкие вещества поднимались на поверхность и затвердевали. Так образовалась земная кора, состоящая из атомов кремния, кислорода и алюминия. Земная кора тоньше под океанами 40 км и толще под материками до 75 км. Она состоит из горных пород - тел, которые имеют постоянный состав, отличаются свойствами и происхождением.

Физкультминутка. ( по схеме на оборотной стороне доски)

6. Первичное закрепление

Тест на зону ближайшего и актуального развития

Вариант 1

Вариант 2

1. Почему реальная форма Земли отличается о модели глобуса?

1. Почему радиус от центра Земли до полюса на 21 км меньше?

2. Наибольший радиус Земли равен:

а) 6377 км; б)40 000 км; в) 40 км.

2.Длина окружности Земли по экватору равна :

а) 6377 км; б)40 000 км; в) 40 км.

3. Как называется оболочка в центре Земли?

а)ядро; б)мантия; в)земная кора

3. Как называется оболочка Земли на которой расположены океаны и материки?

а)ядро; б)мантия; в)земная кора

4. Какая оболочка состоит из атомов кремния, кислорода и лёгкого метала алюминия?

а) ядро; б)мантия; в)земная кора

4. Какая оболочка состоит из атомов тяжёлых металлов железа и никеля ?

а) ядро; б)мантия; в)земная кора

Проверь ответы по ключу

Проверь ответы по ключу

Вариант 1

Вариант 2

1.Потому что благодаря вращению планеты вокруг воображаемой оси Земля слегка сплюснута с полюсов

2. а) 3. а) 4. в)

1.Потому что благодаря вращению планеты вокруг воображаемой оси Земля слегка сплюснута с полюсов

2. б) 3. в) 4. а)

7. Коррекция. Если больше 50% не усвоили, повторное объяснение на более низком уровне, если меньше 5

8. Выбор учениками целей урока.

I. Уровень:

Знать: 1. Форму Земли

2.Внутреннее строение Земли (оболочки).

3. Давать определение понятиям : глобус, полюса, горные породы.

Уметь: Использовать понятия при ответах, показывать полюса, Северное и Южное полушарие, моря и океаны на карте.

II. Уровень:

Цели I уровня +

Знать: 1.Оболочки Земли и их строение

2.Внутреннее строение Земли (оболочки).

3. Давать определение понятиям : глобус, полюса, горные породы.

Уметь: Уметь объяснять процесс образования Земли .

III. Цели IIуровня +

Уровень:

Уметь: Прогнозировать изменение формы и размеров Земли, состава и строения в будущем. Сравнивать оболочки между собой, находить сходства и отличия.

9. Отработка материала по уровневым карточкам

I уровень (жёлтая карточка)

1. Повтори текст на ст. 32 учебника, прочитай текст в атласе на стр. 12 . Повтори устно длину окружности Земли и наибольший радиус Земли.

2. Повтори текст на ст. 34 учебника, прочитай текст атласа на ст 13 (Основными сферами …), рассмотри рисунок «Строение Земли»

3.Запиши в тетрадь определения понятий

Глобус - это…. , Полюса - это …., Горные породы --- …..

4. Используя атлас ст. 18-19 выпиши в тетрадь название самого большого материка и самого большого океана.

5. Перечисли оболочки Земли.

Проверь себя. Спасибо за работу!

II уровень (синяя карточка)

1. Повтори текст на ст. 33- 34.

2. Прочитай текст атласа на ст.12-13, рассмотри рисунки.

3. Реши задачу. Самолёт летит со скоростью 1000 км в час вокруг Земли по окружности экватора. Сколько часов понадобится ему, чтобы облететь Землю.

4. Почему вещество мантии, разогретое до 2500°С не расплавляется, а остаётся в твёрдом состоянии?

5.Как процесс образования Земли оказал влияние на её состав?

Проверь себя. Спасибо за работу!


III уровень (зелёная карточка)

1.Используя знания об образовании Земли и внутреннем строении, составь прогноз изменения формы и состава Земли в будущем через миллионы лет.

2. Заполни таблицу:

Название слоёв Земли

Состояние

Состав атомов

1.

2.

3.

Или используя знания, полученные на уроке сочини стихотворение о форме, размерах и строении Земли.

Спасибо за работу!

10. Контрольный тест

Бал

Вариант 1

Вариант 2

1-2

Какую форму имеет Земля?

а) овала, б) круга в) шарообразная

Как называется модель Земли?

а) шар, б) глобус, в) полюс

    3-4

    Оболочка, на которой расположены моря и океаны.

    а) ядро, б) мантия в) земная кора

    Оболочка, которая расположена в центре Земли.

    а) ядро, б) мантия в) земная кора

      5-6

      Ядро сотоит из атомов

      А) кремний, кислород и алюминий, б) кремний, кислород и магния, в) железа и никель

      Земная кора состоит из атомов

      А) кремний, кислород и алюминий, б) кремний, кислород и магния, в) железа и никель

        7

        Почему радуис от центра Земли к полюсам на 21 км меньше

        А) потому, что Земля разделена на оболочки, б) потому, что Земля вращается вокруг Солнца в) потому, что Земля сплюснута с полюсов в результате вращения вокруг своей оси

        Чем объяснить что Земля не является идеальным шаром.

        А) потому, что Земля вращается вокруг Солнца, б) потому что при образовании Земля расплавленная вращалась вокруг своей оси в) потому, что Земля разделена на оболочки

          8

          Как вы могли бы доказать, что земля имеет шарообразную форму?

          Как изменяется состояние вещества при продвижении в глубь Земли?

            9-10

            Подумайте оказало ли влияние ,расплавленное вещество земных недр на современный облик Земли, образование воздушной и водной оболочек. Если -- да, то какое?

            Подумайте оказало ли влияние расплавленное вещество земных недр на современный облик Земли, образование воздушной и водной оболочек.

            Если -- да, то какое?

            Поставьте отметки себе за работу на уроке

            11. Рефлексия. Подведение итогов урока

            - Поднимите руки, кому урок понравился, почему?

            - Оставьте поднятыми руки те, кто справился сам со всеми работами без труда.

            -Спасибо, ребятам, которые старались работать активно, внимательно. Будем надеяться, что и остальные ребята на следующем уроке будут на высоте.

            12. Домашнее задание

            I уровень Если надо повторить §8 ст. 35 вопрос 1

            II уровень первый уровень + вопросы 3, 5

            III уровень второй уровень + Разработать и оформить буклет «Уникальность Планеты Земля»

            Ответы на задания карточек разного уровня

            I уровень (жёлтая карточка)

            3. Глобус - это модель Земли. Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Полюса - это точки, в которых выходит на поверхность воображаемая линия - земная ось. Горные породы - тела, которые имеют постоянный состав, отличаются свойствами и происхождением.

            4. Океан - Тихий, материк - Евразия

            5. Ядро, мантия, земная кора

            II уровень (синяя карточка)

            3. Окружность экватора 40 000 км разделить на скорость самолёта 1000 км/ч = время -- 40 часов

            4. Оно разогрето до 2500°С, но не расплавляется, так как высокое давление слоёв , которые лежат выше «уплотняет» расположение атомов.

            5. В разогретых недрах тяжёлые вещества опускались к центру под действием силы тяжести и образовали ядро, состоящее из атомов тяжёлых металлов железа и никеля. В разогретых недрах тяжёлые вещества опускались к центру под действием силы тяжести и образовали ядро, состоящее из атомов тяжёлых металлов железа и никеля.

            III уровень (зелёная карточка)

            Название слоёв Земли

            Состояние

            Состав атомов

            1.Земная кора

            твердое

            кремний, кислород и алюминий

            2.Мантия

            Пластическое, но твёрдое

            кремний, кислород и магния

            3.Ядро

            Твёрдое, жидкое

            железа и никель, точный состав неизвестен


            © 2010-2022