Урок по географии для 8 класса «Закономерности распространения почв»

Урок по географии для 8 класса «Закономерности распространения почв» относится к разделу «Природа России», подразделу «Почвы и почвенные ресурсы». Это второй урок по данной теме. На уроке использованы элементы сингапурской системы обучения. Работа ведётся в группах.На уроке повторяется изученный материал прошлого урока. Новая тема включает вопросы: главные типы почв России, их свойства, особенности распространения, хозяйственное использование. Обучающиеся на уроке работают по учебнику, заполняют...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии 8 класс

« Закономерности распространения почв»

Цели урока: 1. Содействовать выявлению закономерностей распространения почв

2. Особенность получения знаний об основных типах почв, о почвенной карте

3. Создать условия для закрепления основных понятий по теме

4. Содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать вывод

5. Создать условия для работы с различными источниками географической информации

6. Обеспечить развитие речи учащихся

7. Помочь осознать значимость изучаемой темы

8. Содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать

Тип урока по дидактической цели: Изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: карта, текст учебника, рисунки.


Ход урока

I - Организационный момент

II - Тема урока «Закономерности распространения почв»

- Запишите тему урока в тетрадях

- Сегодня на уроке мы:

1) выявим закономерность в распространении почв в нашей стране;

2) научимся характеризовать основные типы почв;

III - «Давайте вспомним…»

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (опроси-опроси - обменяйся карточками)

Выполняем с партнёрами по лицу)

Начинает чётный номерБ2 и Б4- чётные вопросы, нечётный номер А1 и А3 - нечётные вопросы. Фиксируем ответы. В конце урока выставим оценки.

- За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

1. Что такое почва?

2. Что называется плодородием почвы?

3. Что такое перегной или гумус?

4. От чего зависит плодородие почв?

5. Назвать основные свойства почвы.

6. В.В. Докучаев - …

7. Основные факторы формирования почвы -…

8.Что такое почвенный профиль?

9. Какой буквой обозначается материнская порода в почвенном профиле?

10.Чем определяется разнообразие почв нашей страны?

IV - Изучение нового материала.

1. Закономерности размещения почв России.

- Более 100 лет назад В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв на поверхности Земли как и других компонентов природы подчинено закону зональности.

Вспомним этот закон. ШЗ - это смена компонентов природы от экватора к полюсам с изменением температуры, увлажнения

СИНГЛ РАУНД РОБИН - проговариваем ответ по кругу, начиная с первого номера.

Важнейшая причина этого - широтное изменение климата.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО?

Это связано с большой протяженностью территории с С на Ю и преобладанием равнинного рельефа.

В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине (высотная поясность)

- Почвы России разнообразны. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг, подчиняясь закону зональности. Выявим взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

Работа по рисунку 49 стр. 131.

- Сделаем вывод: с изменением климата с севера на юг изменяется растительность, изменяются почвы, т.е. подчиняются закону зональности.

СИНГЛ РАУНД РОБИН - проговариваем ответ по кругу, начиная с четвёртого номера.

2. Знакомство с почвенной картой.

Разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве отражают почвенные карты.

- Откройте атласы стр. 18-19. Перед вами карта почвы России.

- В условных обозначениях мы увидим, что цветом показаны типы почв различных природных зон.

- Проследим смену почв на европейской части страны с севера на юг.

РАУНД ТЭЙБЛ - на одном листочке записывают типы почв.

Начинает номер 3

1. Острова Северного Ледовитого океана занимают арктические почвы (1а)

2. Побережье Северного Ледовитого океана - тундровые почвы (1б)

3. Южнее мы увидим подзолистые почвы (цифра 4)

4. Двигаемся на юг в зоне смешанного леса в более теплых условиях с достаточным количеством осадков формируются дерново-подзолистые почвы (5)

5. В зоне широколиственных лесов формируются серые лесные почвы (7)

6. Южнее Серых лесных почв можно наблюдать черноземы лесостепей и черноземы степей (это по цифрой 8,9)

7. На юге европейской части страны в условиях крайне сухого и теплого климата формируются почвы каштановые сухих степей и бурые полупустынные (12,13)

- Мы увидели, что при движении с севера на юг изменяются почвы - это зональные типы почв.

- Под влиянием местных природных условий могут формироваться азональные типы почв, например, в долинах рек, днищах балок, в горах.

Это:

Луговые почвы, пойменные, болотные, горные, вулканические.

3. Основные типы почв.

- А теперь наша задача дать краткую характеристику основных типов почв, рассмотреть хозяйственное использование. Работаем с текстом учебника стр. 131 и картой атласа

- Эту работу вы проводите в своих группах. Результаты записываем в таблицу

почва

Природная зона

Условия формирования

Температура июля, осадки, испаряемость, увлажнение

арктическая

Арктическая пустыня

+2+5, 300мм,120мм

избыточное

ЗУМ ИН рассмотрение материала по чтению

- Ответственные в группах выставляют баллы своим одногруппникам. За выполненное правильно задание 1 балл.

1) Первое задание тренировочное выполним вместе.

Почва - арктическая.

- Найти в учебнике, в какой природной зоне формируются - арктические пустыни.

- Мало тепла, мало растительности, «пятнами» - условия формирования гумусовый горизонт не толще 1 см не имеют хозяйственного значения.

2) Распределим задания по группам.

1 группа - тундровые

2 группа - подзолистые

3 группа - дерново-подзолистые

4 группа - серые лесные

5 группа- чернозёмы

6 группа - каштановые сухих степей

7 группа -бурые полупустынь

3) Проверка выполнения задания. Выставление баллов.

- Бурая полупустынная.

- Послушайте и запишите характеристику этой почвы.

В зоне полупустынь распространены бурые полупустынные почвы. Они образуются в условиях крайне сухого климата и разреженного растительного покрова. Незначительное количество перегноя до 1 %, почвы малоплодородные. Засоление почв связано с засушливостью климата. Эти почвы не способствуют росту растен, но при орошении они превращаются в культурно - поливные плодородные почвы, которые дают высокий урожай винограда, садовых культур. Почвы используются также как пастбище для овец.

5) - давайте вспомним о азональных почвах: болотные, пойменные, горные, и вулканические.

V. Закрепление изученного материала.

1) Чтобы закрепить полученные знания и проверить их проведем цифровой диктант.

На ваших листах напечатаны названия почв, прослушайте характеристику почвы и определите к какой почве она подходит, соответственно поставьте номер характеристики рядом с названием.

Цифровой диктант:

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ - работают на листочках и по окончании передают по кругу для проверки

1. Содержит до 1 % перегноя, малоплодородная, распространена на юге нашей страны.- бурые

2. Образуется под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой - чернозём

3. Формируется под широколиственными и смешанными лесами. серые лесные

4. Маломощный почвенный профиль - тундровые

5. Формируются под широколиственными лесами Европейской части России.

Дерново-подзолистые

2) Проверка. За каждый правильный ответ 1 бал.

3) Дополнительный вопрос:

- Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности? (Территория вытянута с севера на юг, преобладает равнинный рельеф)

VI. Обобщение. - Сегодня мы узнали…

Продолжите…

- закономерности распространения почв на территории России;

- основные типы почв и их свойства;

- хозяйственное использование почв;

- познакомились с почвенной картой;

- размещение почв подчиняется закону широтной зональности.

Какие выводы сделали после изучения темы?

VII. Итоги урока

Выводы:

Почвы России так же разнообразны, как разнообразна и вся природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.

VIII. Д/з § 27, вопрос 3 стр. 132 в тетради, работать с картой почвы России

- Спасибо за урок!


© 2010-2022